Мцыри

Михаил Юрьевич Лермонтов


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
125 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Единство человека и природы в поэме «Мцыри»»

Сочинение

Поэма М.Ю.Лермонтова “Мцыри” — произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно - романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей — чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о “естественном человеке”, сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к “естественному” состоянию. Он представитель иного, людского, “царства” и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный.
Итак, человек и природа — два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы “Мцыри”.

Немного лет тому назад
Там, где сливался, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь...

Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, “будто две сестры”. Вскоре в монастырь привозят мальчика, который

...был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.

Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна — символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к “плену”. “Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет”, но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по “стороне своей родной”. Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители “осенней ночью”. У романтиков ночь — символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. “Темный лес” закрывает ему путь на родину. Побег — шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри?
Это “чудный мир тревог и битв”, о котором герой мечтал с детства, в который вырвался “от келий душных и молитв”. Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, “где люди вольны, как орлы”. Утром он увидел то, к чему стремился: “пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев...”. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья — это “братья в пляске круговой”, горные хребты — в “объятьях каменных”. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...

Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто способен понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была “стройна... как тополь, царь ее полей”. Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, “но... не смел”. Он отправился в путь, поскольку “цель одну, пройти в родимую страну имел в душе”. Его компасом были горы. Вдруг Мцыри “из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал”. Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился “страшней и гуще каждый час”. “Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота...”. Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом.
Мцыри был сам “как барс пустынный, зол и дик”, силен так же, как и зверь. В минуту опасности он почувствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя. Мцыри победил и, несмотря на раны, продолжал путь.
Как страшно ему стало утром, когда он понял, что заблудился и пришел “к тюрьме”. Мир природы не спас человека, испорченного миром человеческого общества, “цивилизацией”. По мысли Лермонтова возврат к дикой природе закрыт для человека, как путь обретения свободы, утраченных лучших человеческих качеств. Итак, мечте Мцыри не суждено было сбыться. Едва “блаженство вольности познав”, он завершил свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но герой не жалел о случившемся. Эти дни он жил настоящей, свободной жизнью. Ведь Мцыри— “цветоктемничный”, на котором “тюрьма оставила печать”, поэтому он не выдерживает испытаний. Природа — это не только прекрасный мир, но и грозная сила, постигать которую непросто. Интересно то, что все эти три дня “вольности” между Мцыри и природой не было посредника. В своих несчастьях он не призывает Бога, стремится преодолеть их сам.
Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет...

В эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа — единственный друг и брат.
Три дня Мцыри провел на воле, пытаясь постичь природу. Именно эти три дня раскрыли внутренний мир героя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведомые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви.
Природа — великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому — жизнь Мцыри.

Другие сочинения по этому произведению


«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».) «Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри» ) «Мцыри» как романтическая поэма «Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова В чем для Мцыри смысл жизни? В чем Мцыри видит счастье Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри» Значение эпиграфа к поэме «Мцыри» Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие эпизоды 3-х дневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по одноименной поэме Лермонтова) Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри. М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Мои размышления над поэмой «Мцыри» Мцыри - главный герой Мцыри и ссыльный поэт Мцыри как романтический герой Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова. Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова Мятежный герой М.Ю.Лермонтова Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова) Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри») Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере одного произведения ("Мцыри"). Особенности языка поэмы «Мцыри» Побег Мцыри из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри») Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Поэма «Мцыри» Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Природа в понимании Мцыри Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри» Анализ поемы Лермонтова «Мцыри» Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мцыри — образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри») Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема и идея поэмы Мцыри Поэма Демон. Сказка для детей. "Мцыри". – художественный анализ Мцыри — мой любимый литературный герой Художественное своеобразие поэмы «Мцыри» Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря Образ и характер Мцыри в поэме "Мцыри" В чем счастье и трагедия Мцыри Романтический герой мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1) Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" и ее главный герой Главный герой в поэме Мцыри Поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Песнь про купца Калашникова» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри») «Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) «Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Воплощение мечты Мцыри Пафос поэмы в произведениях «Мцыри» и «Беглец» Духовный мир Мцыри. Сочинение по поэме "Мцыри" Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме "Мцыри" Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова Независимость личного сознания героя в поэме «Мцыри» «Конфликт между душой и судьбой» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Содержание стихотворения Лермонтова – Мцыри (в прозе) Протестующий герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Поэма Лермонтова «Мцыри» и русский реализм Что же узнал о себе Мцыри совершив побег из монастыря Изучение «Мцыри» с позиций историзма Различие характеров Демона и Мцыри Сюжетное содержание поэмы Лермонтова «Мцыри» Духовные ценности Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) Сюжет, проблемы, образы поэмы М. Лермонтова «Мцыри» В обнимку с бурей Основные противоречия образа Мцыри История короткой жизни Мцыри Картины природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Почему три дня характеризуются Мцыри как «три блаженных дня» Сюжет и композиция поэмы "Мцыри" Все события трехдневных скитаний Мцыри От Демона К Мцыри Поэма "Мцыри "– художественный анализ Образ монастыря-тюрьмы в поэме «Мцыри» Сравнительный анализ поэм «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» Жанр и композиция поэмы "Мцыри" Двуплановость образа Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Опыт создания образа положительного героя в поэме «Мцыри» «Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Эпиграф как раскрытие идейного смысла поэмы «Мцыри» Цель побега Мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (2) Мцыри — образ сильного человека Цель побега Мцыри. Что он увидел на воле. Что он делал на воле Герой поэмы Лермонтова «Мцыри» Три дня на воле Пейзаж в поэме "Мцыри" М.Ю. Лермонтова Поэтика русского романтизма в контексте поэмы Лермонтова «Мцыри» Душой дитя судьбой монах (поэма «Мцыри») Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Порыв героя к свободе в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится «Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Почему не удался побег Мцыри Почему мне нравится образ Мцыри Язык и стих поэмы "Мцыри" Романтическая гипербола в поэме «Мцыри» Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Мятежный дух романтического героя (на примере образа Мцыри) Монолог Мцыри история жизни героя Сюжет поэмы и образ юноши в поэме «Мцыри» Значение поэмы "Мцыри" Поэма «Мцыри» явилась завершением традиции русской романтической поэмы Почему и для чего исповедуется Мцыри Cтихия мощного человеческого духа в поэме «Мцыри»