Ионыч

Антон Павлович Чехов


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
65 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Почему не состоялась любовь доктора Старцева и Котика? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)»

Сочинение

Тема сочинения напоминает человеку о том, что, совершая жизненный маршрут, следует помнить, что во многом от человека зависит, будет ли этот маршрут черно-белым, серым или цветным. Серьезным испытанием на жизненном пути человека является любовь, особенно, если речь идет о чеховских героях. Дело, видимо, в том, что писатель умеет открыть в обыденных фактах их внутреннюю глубину и сложность, их неразрывную связь с важнейшими вопросами жизни человека. О любви А. П. Чехов пишет по-разному. А зависит это от духовного мира его героев, от понимания ими прекрасного. Светлое ощущение остается после прочтения рассказа «Дом с мезонином». Это произведение о любви доброй и спасительной. Нам мила трогательная нежность, с которой герой — художник — смотрит на любимую девушку, Мисюсь. Чехов пишет о той поре человеческой жизни, которую Ф. И. Тютчев чудесно назвал «предрассветной». Совсем по-другому видит окружающий мир художник, когда Мисюсь уезжает. Ему становится по-прежнему скучно жить. Нам понятно и то, что автор не приемлет слабости, духовной пассивности героя, его отказ от борьбы за свою любовь.

Если же проследить историю любви доктора Старцева и Котика, то ничего светлого, возвышенного мы в ней не увидим. Почему эта любовь угасла? Кто в этом виноват? Все дело в том, что любви, похоже, и не было...

Однотипные ситуации рассказа позволяют оттенить душевные изменения доктора Старцева. Ведь уже в первой сцене его знакомства с Туркиными была очевидна бездарность этого семейства. Однако Старцеву было приятно «смотреть на молодое, изящное и, вероятно, чистое существо, хотя играла Котик бездарно». Через год, когда Старцев еще сильнее увлекся девушкой, «она восхищала его своей свежестью, наивным выражением глаз и щек». А при виде Котика в декольтированном платье Старцев приходил в такой восторг, «что не мог выговорить ни одного слова». «Она казалась ему очень умной и развитой не по летам». Слово «казалась» доносит до нас весьма важный нюанс в отношениях главных героев. После полученного отказа Старцев «не ел, не спал...» три дня. В соединении со словом «казалось» очень меткая чеховская подробность. Через четыре года, когда Катерина Ивановна сама призналась ему в любви, у Старцева затеплился «огонек» и тут же, однако, погас. «Теперь ему не нравились ее бледность, новое выражение лица, слабая улыбка». И он твердо решил: «А хорошо, что я тогда не женился».Жизнь Старцева проходила тускло: без впечатлений, без мыслей. Любовь оказалась в его жизни лишь эпизодом. Вспомним, как звучал голос доктора Старцева на первых страницах рассказа: «О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не написал так верно о любви. Едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство...» Теперь же для него умерло все, умерло даже его единственное поэтическое воспоминание... Быстрое перерождение героя рассказа подготовлено более чем скромным багажом его личности. Ему многое «казалось», но сильных чувств у него к Котику не было. Образом Ионыча Чехов показал закономерную утрату в жизни светлых эмоций. Тем не менее рассказ с таким прозаичным названием «Ионыч» позволяет увидеть краски истинной красоты, услышать чарующие звуки. Ночное кладбище, куда пришел на свидание Ионыч, таит нечто неповторимое: здесь мягок лунный свет, здесь присутствуют тайны, «обещающие жизнь вечную...» Под влиянием красоты лунной ночи и раздумий о таинствах жизни и смерти доктору Старцеву «хотелось закричать, что он хочет, что он жаждет любви во что бы то ни стало». Такая жажда — как сильная энергия, но она быстро угасает. А слова Старцева о любви звучат, как знак неприятия серой, однотонной действительности.

Ни Старцев, ни Котик не были готовы любить... Ни общих мыслей, ни общего пути у них нет... Критерия А. А. Блока: «Лишь только влюбленный имеет право на звание человека» — им было не осилить...

Другие сочинения по этому произведению


Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Превращение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча Историю любви Старцева к Екатерине Ивановне. Почему эта любовь угасла? Кто по Чехову в этом виноват? В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч» Почему и как доктор Старцев стал Ионычем ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА (по рассказу "Ионыч") А.П.Чехов — обличитель мещанства и пошлости (на примере рассказа "Ионыч"). Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова "Анна на шее" и "Ионыч" Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова «Ионыч» Ионыч - характеристика литературного героя ИЗОБРАЖЕНИЕ "ПОШЛОСТИ ПОШЛОГО ЧЕЛОВЕКА" В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА ЧИЧИКОВ, ГОЛОВЛЕВ, ИОНЫЧ Человек и среда в "Ионыче" Чехова Особенности композиции рассказа Чехова «Ионыч» Рассказ с прозаическим названием «Ионыч» ТЕМА ФУТЛЯРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ» Анализ рассказа «Ионыч» Основной мотив повестей Чехова «Смерть Ивана Ильича» «В ссылке» Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч» Провинциальная обстановка в рассказе «Ионыч» Сочинение о произведениям: “Крыжовник”, “Ионыч” Черный монах, “Ионыч”, Человек в футляре Могла ли любовь спасти доктора Старцева Герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч» РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ». МЫСЛИ И ЧУВСТВА АВТОРА Своеобразие прозы Чехова (рассказ «Ионыч»). Деградация Дмитрия Старцева «Ионыч» Разоблачение «пошлости пошлого человека» «Ионыч» Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова.Образ доктора Старцева в повести А.П.Чехова "Ионыч". Тема духовного падения человека в рассказе Чехова «Ионыч» Духовная деградация главного героя рассказа А. П. Чехова «Ионыч»