Ионыч

Антон Павлович Чехов


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
65 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«ЧИЧИКОВ, ГОЛОВЛЕВ, ИОНЫЧ»

Сочинение

А.П.Чехов принадлежат к числу выдающихся русских писателей, изображающих жизнь дворянства, и выделяются беспощадностью отрицания того социального зла, которое было порождено в России господством помещиков. В своих гениальных произведениях они с непревзойденной остротой разоблачали пагубное, развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий характер, показали неизбежность нравственного и физического разрушения паразитической личности.

Н.В.Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской

классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма "Мертвые души" - одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского "творение, выхваченное из тайника народной жизни". В поэме нашли свое выражение все основные особенности его таланта: глубочайший реализм, народность, лирическое одушевление и бесконечный юмор, переходящий в грозный, карающий смех. В "Мертвых душах" Гоголь снова обращается к одной из основных своих тем - к теме орусском помещичьем классе, о русском дворянстве, как господствующем сословии. Картина дикого, грубо-невежественного, тупо-бессмысленного помещичьего царства, картина глубокого разложения николаевской России нарисована Гоголем с изумительной жизненной правдой, с огромной полнотой и силой художественного-реалистического воплощения. Галерея характеров, созданная Гоголем, ярко демонстрирует постепенное и все более глубокое омертвение человека. От Манилова до Плюшкина перед нами раскрывается пугающая картина постепенного угасания всего человеческого в человеке. Особое место среди персонажей произведения занимает Чичиков. В нем весьма своеобразно, однобоко, в своих отрицательных сторонах, в специфическом буржуазном авантюризме проявились новые тенденции развития русской жизни. Недаром этого нового героя русской действительности Гоголь называет не только "хозяином","приобретателем", но и заклеймил его именем "подлеца". В Чичикове тонко обрисован новый характер, хищника-приобретателя, развившего в себе способность хитро приспосабливаться к людям и обстоятельствам, научившегося подчинять моральные принципы материальным интересам. Гневно осуждая феодальное дворянство, Гоголь, в образе Чичикова, обличал буржуазное

хищничество. По "крайнему разумению и искреннему, горячему убеждению" В.Г.Белинского, ""Мертвые души" стоят выше всего, что было и есть в русской литературе..." "Мертвые души" были вершиной не только творчества Гоголя, но и наиболее крупным произведением реализма первой половиы XIX века, они оказали определяющее влияние на всю последующую русскую литературу и искусство, развивающиеся под знаменем реализма.

М.Е.Салтыков-Щедрин показал в своем романе "Господа Головлевы" "мертвые

души" на более поздней стадии их исторического разложения и как революционный демократ-просветитель отрицал их с высоты более высоких общественных идеалов. Разложение помещичьего класса Салтыков-Щедрин представил в форме истории морального оподления и вымирания одного семейства землевладельцев-эксплуататоров. Распад связей в области семейно-родственных отношений, где даже от порочной личности естественно ожидать некоторое проявление человечности, сатирик избирает в качестве одного из самых убедительных свидетельств нравственного падения и исторической обреченности паразитического класса. Головлевщина ­это саморазложение жизни, основанной на паразитизме, на угнетении человека человеком. От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственных увечий, одичания, следующих одна за другой смертей, все большего погружения головлевщины в сумерки. И на последней странице: ночь, в доме ни малейшего шороха, на дворе мартовская мокрая метель, у дороги - закоченевший труп головлевского владыки Иудушки, "последнего представителя выморочного рода". Порфирий Головлев, прозванный в семье еще с детства Иудушкой, - главный герой романа. Черты бессердечного стяжательства развились в Иудушке до предельного выражения. Его нравственное одеревенение было так велико, что он без малейшего содрогания обрекал на гибель поочерелно каждого из своих сыновей ­Владимира, Петра и внебрачного сына Володьку. В категории людей-хищников Иудушка представляет наиболее отвратительную разновидность, являясь хищником-лицемером. Его хищные вожделения и "кровопийственные" махинации всегда глубоко спрятаны, замаскированы сладеньким пустословием и выражением внешней преданности и почтительности к тем, кого он наметил в качестве своей очередной жертвы. Это полное олицетворение ничтожества держит в страхе окружающих, господствует над ними, побеждает их и несет им гибель. Ничтожество приобретает значение

страшной, гнетущей силы и происходит это, потому, что оно опирается на крепостническую мораль, на закон и религию. Попирание Иудушкой всех норм человечности несло ему возмездие, неизбежно вело ко все большему разрушению личности. В своей деградации он прошел три стадии нравственного распада: запой празднословия, запой праздномыслия и пьяный запой, завершивший позорное существование "кровопивца". Образ Иудушки Головлева - символ социального и морального распада дворянства.

Новелла А.П.Чехова "Ионыч"

продолжает и углубляет тему внутреннего перерождения, опошления интелигентав обывательской среде, засасывающей, губящей человека. Чехов доказывает, что умный, образованный человек может опошлиться, нравственно угаснуть не только если в его жизни нет дела, труда, цели, но и в том случае, если этот труд, дело направлены к достижению неизменной цели - личного обогащения. Чехов показывает, как атмосфера русской жизни заглушает все нравственно-хорошее и здоровое в человеке. Обстановка, которая с самого начала окружает доктора Старцева в городе С., мало благоприятна для развития молодого человека. Беда и одновременно вина Старцева, будущего Ионыча, заключалась в том, что он перестал внутренне сопротивляться, оказался слишком восприимчивым и податливым к окружающей пошлости. Вместе с оскудением души Старцева исчезают всякие связи с красотой, музыкой, природой. Любимым его занятием становится пересчитывание денег по вечерам. Он равнодушен ко всем окружающим и к самому себе. В конце новеллы перед нами настоящий стяжатель, которого "жадность одолела". Перед нами врач, утративший свое главное качество - человеколюбие. В конечном счете жизнь оборачивается беспощадной стороной и для самого Ионыча. Да, он богат, у него "есть имение и два дома в городе", но он одинок,"живется ему скучно, ничего его не интерисует". И самое главное - он теряет память о прошлом, забывает свою любовь, которая "была его единственной радостью и, вероятно, последней". Ионыч отрекся от своей культурности, интеллигентности, от своего дела и своей любви. Перед нами беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопротивляться окружающей среде и перестал быть человеком.

Так на протяжении истории русской литературы XIX века лучшими писателями критического реализма, чье творчество стало классикой литературы, остро и беспощадно разоблачалось общество, порождающее чичковых, иудушек и ионычей,

изображалось положение класса, отжившего свой век, и вместе с тем, коварное оружие, к которому прибегают вообще паразитические слои общества в борьбе за сохранение своих прерогатив, за укрепление своего пошатнувшегося положения в обществе.

Другие сочинения по этому произведению


Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Превращение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча Историю любви Старцева к Екатерине Ивановне. Почему эта любовь угасла? Кто по Чехову в этом виноват? В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч» Почему и как доктор Старцев стал Ионычем ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА (по рассказу "Ионыч") А.П.Чехов — обличитель мещанства и пошлости (на примере рассказа "Ионыч"). Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова "Анна на шее" и "Ионыч" Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова «Ионыч» Ионыч - характеристика литературного героя ИЗОБРАЖЕНИЕ "ПОШЛОСТИ ПОШЛОГО ЧЕЛОВЕКА" В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА Человек и среда в "Ионыче" Чехова Особенности композиции рассказа Чехова «Ионыч» Рассказ с прозаическим названием «Ионыч» ТЕМА ФУТЛЯРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ» Анализ рассказа «Ионыч» Основной мотив повестей Чехова «Смерть Ивана Ильича» «В ссылке» Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч» Провинциальная обстановка в рассказе «Ионыч» Сочинение о произведениям: “Крыжовник”, “Ионыч” Черный монах, “Ионыч”, Человек в футляре Могла ли любовь спасти доктора Старцева Герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч» РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ». МЫСЛИ И ЧУВСТВА АВТОРА Своеобразие прозы Чехова (рассказ «Ионыч»). Деградация Дмитрия Старцева «Ионыч» Разоблачение «пошлости пошлого человека» «Ионыч» Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова.Образ доктора Старцева в повести А.П.Чехова "Ионыч". Тема духовного падения человека в рассказе Чехова «Ионыч» Духовная деградация главного героя рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Почему не состоялась любовь доктора Старцева и Котика? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)