Ионыч

Антон Павлович Чехов


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
65 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Превращение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча»

Сочинение

Желание служить общему благу должно
непременно быть потребностью души,
условием личного счастья.
А. П. Чехов

События рассказа «Ионыч» происходят в губернском городе С. Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит читателя с семьей Туркиных, по мнению местных жителей, «самой образованной и талантливой» во всем городе. Чехов доверяет читателю и, как всегда, избегает прямых оценок. Но, узнавая членов этой семьи, понимаешь, как они бездарны и скучны.

Собирательный портрет жителей города выглядит так: «...пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например о политике или науке, как он становится в тупик и заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».

В эту жизнь входит молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Он полон сил, энергии, увлечен работой... Молодого Старцева интересуют литература, искусство. Перед нами человек, не лишенный добрых стремлений, серьезных интересов, он располагает к себе читателя. Тем более, что Антон Павлович о врачах пишет всегда как о личностях (врачи Астров, Дымов). Почему человек, который обещает быть очень интересным в жизни, так скоро превратился в обывателя?

В постоянном черном футляре, он заживо похоронил себя, потому что гроб — это последний, пожизненный футляр, а любой футляр — гроб при жизни.

Всей логикой рассказа Чехов убеждает: ужасна мещанская среда, но человек достоин имени человека лишь в том случае, если он борется против ее влияния, если он противопоставляет ей свое человеческое «я». Высокая цель, любимая работа не стали основой жизни для Старцева. Стремление к сытости и покою оказалось сильнее. Его нравственное падение раньше всего проявилось в любви. Старцева в Котике восхищает ее начитанность, она кажется ему умной, интеллигентной. Однако любовь, едва возникнув, уже пугает его. «К чему поведет этот роман?» — размышляет он. «А приданого они дадут, должно быть, немало», — думает влюбленный молодой человек. Предложив «руку и сердце» и получив отказ, Старцев страдал... ровно три дня. Вспоминая все хлопоты, он лениво потягивался и говорил: «Сколько дел прибавилось однако!» Но как ни была эта любовь бедна, неглубока, она одна только удерживала Старцева от духовной деградации. Постепенно он опускается все ниже и ниже. Прежде обыватели чувствовали в Старцеве что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Точная и емкая чеховская деталь. Хотя Старцев не был поляком, но обывательская злость обычно ищет национального обоснования. Теперь же его по-родственному зовут «Ионыч». Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как интересы других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города С. Конечно, можно сказать, что Старцев погибает, поддавшись обстоятельствам. Это так, но надо сказать, что поддается он с величайшей готовностью, без малейшего сопротивления, очень быстро. Никаких внутренних терзаний, никакой борьбы с собой, мучений, переживаний. Он принимает образ жизни тех, кого сам когда-то осуждал. В коротенькой последней главе мы видим итог, к которому пришел Старцев: это «глухая тоска небытия», медленное умирание. Ионыч потерял человеческий облик. Когда он, «пухлый, красный», сидит на своей тройке, кажется, что едет не человек, а языческий бог.А. П. Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной болезни, которую давно изучала русская литература, — историю духовной деградации человека. В гоголевском Плюшкине человека съела страсть приобретательства. Но это был помещик, основа его болезни — владение живыми душами. Старцев — разночинец, врач. Всю жизнь он работает. Но деятельность, лишенная высокой цели, оказывается пагубной и для труженика-интеллигента. Эпиграф сочинения к самому доктору Старцеву отношения не имеет...

В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов предупреждает читателя: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, не предавайте светлых идеалов молодости, берегите в себе человека!

Другие сочинения по этому произведению


Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Историю любви Старцева к Екатерине Ивановне. Почему эта любовь угасла? Кто по Чехову в этом виноват? В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч» Почему и как доктор Старцев стал Ионычем ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА (по рассказу "Ионыч") А.П.Чехов — обличитель мещанства и пошлости (на примере рассказа "Ионыч"). Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова "Анна на шее" и "Ионыч" Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова «Ионыч» Ионыч - характеристика литературного героя ИЗОБРАЖЕНИЕ "ПОШЛОСТИ ПОШЛОГО ЧЕЛОВЕКА" В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА ЧИЧИКОВ, ГОЛОВЛЕВ, ИОНЫЧ Человек и среда в "Ионыче" Чехова Особенности композиции рассказа Чехова «Ионыч» Рассказ с прозаическим названием «Ионыч» ТЕМА ФУТЛЯРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ» Анализ рассказа «Ионыч» Основной мотив повестей Чехова «Смерть Ивана Ильича» «В ссылке» Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч» Провинциальная обстановка в рассказе «Ионыч» Сочинение о произведениям: “Крыжовник”, “Ионыч” Черный монах, “Ионыч”, Человек в футляре Могла ли любовь спасти доктора Старцева Герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч» РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ». МЫСЛИ И ЧУВСТВА АВТОРА Своеобразие прозы Чехова (рассказ «Ионыч»). Деградация Дмитрия Старцева «Ионыч» Разоблачение «пошлости пошлого человека» «Ионыч» Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова.Образ доктора Старцева в повести А.П.Чехова "Ионыч". Тема духовного падения человека в рассказе Чехова «Ионыч» Духовная деградация главного героя рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Почему не состоялась любовь доктора Старцева и Котика? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)