Ионыч

Антон Павлович Чехов


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
65 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Своеобразие прозы Чехова (рассказ «Ионыч»).»

Сочинение

Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся.
День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей.
А. П. Чехов.
Чехов столь прочно занимает место в самом высшем ряду русских прозаиков, что забывается его существенное отличие от остальных. Все наши великие мастера оставили по себе вещи, которые стали со временем синонимами самого имени классика. Все – но не Чехов.
Написавший за свою короткую жизнь очень много, Чехов, тем не менее, романа не оставил. И все же, новеллист, рассказчик Чехов оказался в высшем разряде, рядом с крупнейшими романистами.
Рассказ «Ионыч» был написан А. П. Чеховым в 1898 году. Тема не была для него новой. Он опять обратился к вопросу, над которым хотел заставить задуматься русского обозревателя. Для чего жить? В чем смысл жизни? Чувствуется, что автору было больно наблюдать деградацию своего героя. Чехов не только смеялся над толстеющими, тупеющими обывателями. Он заставлял задуматься читателя: а каков я? Не похож ли я на них? А если похож, что сделать, чтобы исчезла эта похожесть?
Каков же он, герой рассказа «Ионыч»? Такой же привычный недалекий толстячок с тусклыми короткими мыслями, какие толпами выходили из-под пера Чехова и населяли русские уездные города С., Р., Н. и так далее? Или есть в нем что-то особенное?
Есть, несомненно. И я считаю, что это особенное – ум. Дмитрий Ионыч Старцев умен. Вспомним его в начале рассказа. В начале жизненного пути у молодого доктора разнообразные интересы, свойственные интеллигентному молодому человеку. Он чувствует красоту природы, интересуется искусством, литературой, ищет сближения с людьми, он может любить, волноваться, мечтать. Но постепенно Старцев утрачивает все человеческое, духовно опускается и замыкается в своем мирке, в котором теперь важны лишь деньги, карта да сытый ужин. Разве кажутся ему романы Веры Иосифовны хорошими и нужными? Нет. Разве кажутся ему шутки Ивана Петровича смешными и удачными? Нет. А игра Котика? Она напоминает Старцеву грубую механическую работу. А остальные жители города? Они раздражают Дмитрия Ионыча. Чем вызвано раздражение? Молодой врач понимает, насколько ничтожны интересы окружающих его людей, которые говорят с удовольствием только о еде. Но возникли у Старцева хотя бы мысли о том, что нужно бороться с этой узостью интересов? Нет.
Я считаю, что у него не возникло желания бороться даже за свою любовь. Впрочем, его чувство трудно назвать любовью. Не может вызвать уважение чувство, угасшее через три дня после отказа Екатерины Ивановны. Мне кажется, что любовь – это чувство, которое одинаково громко заставляет стучать сердца и во дворце, и в шалаше. Дмитрий Ионыч не способен на такое чувство. Не случайно он с удовольствием думает о приданом, а отказ любимой не приводит его в отчаяние, а обижает. Сильное чувство требует переживаний, затраты духовных сил. А это чуждо Старцеву.
Я считаю, что героем владеет душевная лень, которая мешает ему страдать и ненавидеть, мешает бороться с теми недостатками в окружающей жизни, которые он замечает. Душевная лень и порождает ту страсть, которая со временем вытравит все хоть чуточку возвышенное из души Ионыча.
Почему именно эта тяга к наживе больше всего привлекла молодого доктора? По-моему, эта страсть не входила в противоречие с представлениями окружающих о добропорядочной жизни, эта страсть вызывала уважение и понимание обывателей, с которыми Старцеву не захотелось ссориться.
И в конце рассказа именно мысль о деньгах погасила последний огонек в душе главного героя, зажженный словами повзрослевшей и поумневшей Екатерины Ивановны.
Что привело Старцева к этому? Чехов утверждает: обывательская среда, пошлая и ничтожная, губит лучшее, что есть в человеке, если в самом человеке нет некоего «противоядия» и внутреннего осознанного протеста. История Дмитрия Ионыча заставляет нас задуматься над тем, что превращает человека в духовного урода. По-моему, страшнее всего в жизни – падение личности в трясину обывательщины и пошлого мещанства.
Возможны ли ионычи в наше время? К сожалению, их много. Живучи представления о том, что для уважения людей достаточно обзавестись машиной, красивой мебелью и импортной одеждой. И, к сожалению, у многих такое благосостояние вызывает преклонение, независимо от того, подлец владеет машиной или хороший человек. Благосостояние – это хорошо. Но страшно, когда оно затмевает все остальное в жизни: любовь и ненависть, доброту и чуткость, мечты и страдания. Когда вижу современных ионычей, мысленно обращаюсь к ним:
Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь…
Очень хочется, чтобы в каждой человеческой душе горел огонек, которому не были бы страшны мимолетные мысли о шуршащих бумажках.
Рассказ «Ионыч» - великолепный образец изобретенного Чеховым микро-романа, в котором прочитывается и проживается так и не написанный им «настоящий» роман на его главную тему – о неслучившейся жизни
Гениальность Чехова – рассказчика так явна и общепризнанна, что кажется ненужным обсуждать проблему отсутствия романа в его творчестве. Однако, безусловность превосходства романа над рассказом для самого Чехова – выстраивает его прозу в несколько иной перспективе. Роман написан так и не был, но проблема романа – все-таки преодолена.

Другие сочинения по этому произведению


Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Превращение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча Историю любви Старцева к Екатерине Ивановне. Почему эта любовь угасла? Кто по Чехову в этом виноват? В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч» Почему и как доктор Старцев стал Ионычем ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА (по рассказу "Ионыч") А.П.Чехов — обличитель мещанства и пошлости (на примере рассказа "Ионыч"). Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова "Анна на шее" и "Ионыч" Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова «Ионыч» Ионыч - характеристика литературного героя ИЗОБРАЖЕНИЕ "ПОШЛОСТИ ПОШЛОГО ЧЕЛОВЕКА" В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА ЧИЧИКОВ, ГОЛОВЛЕВ, ИОНЫЧ Человек и среда в "Ионыче" Чехова Особенности композиции рассказа Чехова «Ионыч» Рассказ с прозаическим названием «Ионыч» ТЕМА ФУТЛЯРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ» Анализ рассказа «Ионыч» Основной мотив повестей Чехова «Смерть Ивана Ильича» «В ссылке» Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч» Провинциальная обстановка в рассказе «Ионыч» Сочинение о произведениям: “Крыжовник”, “Ионыч” Черный монах, “Ионыч”, Человек в футляре Могла ли любовь спасти доктора Старцева Герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч» РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ». МЫСЛИ И ЧУВСТВА АВТОРА Деградация Дмитрия Старцева «Ионыч» Разоблачение «пошлости пошлого человека» «Ионыч» Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова.Образ доктора Старцева в повести А.П.Чехова "Ионыч". Тема духовного падения человека в рассказе Чехова «Ионыч» Духовная деградация главного героя рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Почему не состоялась любовь доктора Старцева и Котика? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)