Повесть временных лет

Другой автор


Сочинения
21 сочинение

«Летопись фактов всемирной истории – «Повесть временных лет»»

Сочинение

Именно Нестору «Повесть временных лет» обязана своим широким историческим кругозором, введением в летопись фактов всемирной истории, на фоне которых развертывается история славян, а далее— история Руси. Именно Нестор укрепляет и совершенствует версию о происхождении русской княжеской династии от «призванного» норманского князя. Нестор — активный поборник идеала государственного устройства Руси, провозглашенного Ярославом Мудрым: все князья — братья и все они должны подчиняться старшему в роде и занимающему киевский великокняжеский стол.

Благодаря государственному взгляду, широте кругозора и литературному таланту Нестора «Повесть временных лет» явилась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси».

Первая редакция «Повести временных лет» до нас не дошла. Сохранилась вторая ее редакция, составленная в 1116 г. игуменом Выдубицкого монастыря (под Киевом) Сильвестром, и третья редакция, составленная в 1118 г. по повелению князя Мстислава Бладимировича во второй редакции была подвергнута переработке лишь заключительная часть «Повести временных лет»; эта редакция и дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи, а также других более поздних летописных сводов. Третья редакция представлена в Ипатьевской летописи, старший список которой — Ипатьевский — датируется первой четвертью XV в.

Композиция «Повести временных лет». Рассмотрим теперь композицию «Повести временных лет», какой она предстает перед нами в Лаврентьевской и Радзивиловской летописях. В вводной части излагается библейская легенда о разделении земли между сыновьями Ноя — Симом, Хамом и Иафетом — и легенда о вавилонском столпотворении, приведшем к разделению «единого рода» на 72 народа, каждый из которых обладает своим языком. Определив, что «язык (народ) словенеск» от племени Иафета, летопись повествует далее уже о славянах, населяемых ими землях, об истории и обычаях славянских племен. Постепенно сужая предмет своего повествования, летопись сосредоточивается на истории полян, рассказывает о возникновении Киева. Говоря о давних временах, когда киевские поляне были данниками хазар, «Повесть временных лет» с гордостью отмечает, что теперь, как это и было предначертано издавна, хазары сами являются данниками киевских князей.

Точные указания на года начинаются в «Повести временных лет» с 852 г., так как с этого времени, как утверждает летописец, Русь упоминается в «греческом летописании»: в этом году на Константинополь напали киевские князья Аскольд и Дир. Тут же приводится хронологическая выкладка — отсчет лет, прошедших от одного до другого знаменательного события. (авершает выкладку расчет лет от «смерти Ярославли до смерти Сиятополчи» (т. е. с 1054 по 1113 г.), из которого следует, что «Повесть временных лет» не могла быть составлена ранее начала второго десятилетия XII в.

Далее в летописи повествуется о важнейших событиях IX в. — «призвании варягов», походе на Византию Аскольда и Лира, завоевании Киева Олегом. Включенное в летопись сказание о происхождении славянской грамоты заканчивается важным для общей концепции «Повести временных лет» утверждением о тождестве «словенского» и русского языков — еще одним напоминанием о месте полян среди славянских народов и славян |реди народов мира.

В последующих летописных статьях рассказывается о княжении Олега. Летописец приводит тексты его договоров с Византией и народные предания о князе: рассказ о походе его на Царьград, с эффектными эпизодами, несомненно фольклорного характера (Олег подступает к стенам города в ладьях, двигающихся под парусами по суше, вешает свой щит над воротами Константинополя, «показуя победу»). Тут же приводится Известное предание о смерти Олега. Волхв предсказал князю смерть от любимого коня. Олег решил, что никогда больше не идет на коня и вообще его не увидит. Однако впоследствии, ушлв, что конь уже умер, Олег посмеялся над лживым предсказанием и захотел увидеть его кости. Но когда князь наступил НОГОЙ на конский череп, выползшая из него змея ужалила Олега. С той поры он разболелся и умер. Этот летописный Шизод лег в основу баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Это предание сопровождается пространной выпиской из Хроники Георгия Амартола»; ссылка на византийскую хронику должна подтвердить, что иногда оказываются вещими и пророчества языческих мудрецов, и поэтому введение в летопись рассказа о предсказанной волхвами смерти Олега не является предосудительным для летописца-христианина.

Олегу наследовал на киевском «столе» Игорь, которого ле-пишеец считал сыном Рюрика. Сообщается о двух походах Пюря на Византию и приводится текст договора, заключенного русским князем с византийскими императорами-соправителями: Романом, Константином и Стефаном. Смерть Игоря была неожиданной и бесславной: по совету дружины он отправился в землю древлян на сбор дани (обычно дань собирал его воевода Свенелд). На обратном пути князь вдруг обратился к своим воинам: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». Древляне возмутились: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Они послали к Игорю с предупреждением: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». Игорь все же отправился за данью и был убит древлянами.

Рассказ о смерти Игоря в летописи весьма краток; но в народной памяти сохранились предания о том, как вдова Игоря — Ольга отомстила древлянам за убийство мужа. Предания эти были воспроизведены летописцем и читаются в «Повести временных лет» в статье 945 г.

После убийства Игоря древляне послали в Киев к Ольге послов с предложением выйти замуж за их князя Мала. Ольга сделалавид, что ей «любы»слова послов, и велела им явиться на следующий день, при этом не верхом и не пешком, а весьма необычным способом: по приказу княгини киевляне должны были принести древлян на княжеский двор в ладьях. Одновременно Ольга приказывает выкопать возле своего терема глубокую яму. Когда торжествующих древлянских послов (они сидят в ладье «гордящеся», подчеркивает летописец) внесли на княжеский двор, Ольга приказала сбросить их вместе с ладьей в яму. Подойдя к ее краю, княгиня спросила с усмешкой: «Хороша ли вам честь?» Догадавшись, что их ждет, послы отвечали: «Страшнее смерть наша, чем Игорева». И Ольга приказала засыпать их живыми в яме.

Второе посольство, состоявшее из знатных древлянских «мужей», Ольга велела сжечь в бане, куда послов пригласили «измыться». Наконец, дружину древлян, посланную навстречу Ольге, чтобы с почетом ввести ее в столицу Мала, княгиня приказала перебить во время тризны — поминального пира у могилы Игоря.

Внимательное рассмотрение легенд о том, как Ольга трижды отомстила древлянам, раскрывает символическое значение подтекста предания: каждая месть соответствует одному из элементов языческого погребального обряда. По обычаям того времени покойников хоронили, положив в ладью; для покойника приготовляли баню, а потом его труп сжигали, в день погребения устраивалась тризна, сопровождавшаяся военными играми.

Были пленены воинами Ольги. Так, по преданию, княгиня отомстила за смерть мужа.

Далее в летописи повествуется о посещении Ольгой Царь-града. Ольга действительно приезжала в Константинополь в 957 г. и была принята императором Константином Багрянородным. Однако, несомненно, легендарен рассказ, как Константин предложил княгине стать его женой, на что Ольга отвечала: «Как же ты хочешь жениться на мне, если сам крестил и назвал дочерью? Это же против христианского закоца». Источники расходятся во мнении: крестилась ли Ольга в Константинополе пли же приехала туда уже будучи христианкой.

Восторженно прославляет летописец сына Игоря — Святослава, его "воинственность, рыцарственную прямоту (он будто бы заранее предупреждал своих врагов: «Хочю на вы ити»), неприхотливость в быту. Летопись рассказывает о походах Святослава па Византию: он едва не дошел до Константинополя и собирался, завоевав Балканские страны, перенести на Дунай свою столицу, ибо там, по его словам, «есть середа земли», куда гтекаются все блага — драгоценные металлы, дорогие ткани, вино, кони и рабы. Но замыслам Святослава не суждено было сбыться: он погиб, попав в засаду печенегов у днепровских порогов.

После смерти Святослава между его сыновьями — Олегом, Ярополком и Владимиром — разгорелась междоусобная борьба. Победителем из нее вышел Владимир, ставший в 980 г. единовластным правителем Руси.

В разделе «Повести временных лет», посвященном княжению Владимира, большое место занимает тема крещения Руси. К летописи читается так называемая «Речь философа», с котором будто бы обратился к Владимиру греческий миссионер, убеж-цая князя принять христианство.

Другие сочинения по этому произведению


Смерть Олега от своего коня Культура Древней Руси Повесть временных лет летопись – художественный анализ Летопись как жанр исторического повествования О чем рассказала летопись «Повесть временных лет» «Повесть временных лет». Летопись как жанр исторического повествования Сочинение на историческую тему Повесть временных лет «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве» Художественное сознание в русской литературе: «Повесть временных лет» Образ иноплеменников по "Повести временных лет" (1060-1110) Что такое «Повесть временных лет» Летопись «Повесть временных лет» «Повесть временных лет» в контексте культуры Древней Руси О «Повести временных лет» Сказание о походе князя Олега на Царьград «Повесть временных лет» древнейшая летопись нашего народа Объединение летописных сводов «Повесть временных лет» Жизнь наших далеких предков из «Повести временных лет» «Повесть временных лет». Универсальных характер произведения