Повесть временных лет

Другой автор


Сочинения
21 сочинение

«Образ иноплеменников по "Повести временных лет" (1060-1110)»

Сочинение



1. Предмет исследования
Анализируется отрывок “Повести временных лет”, записи с 1060 (6568) по 1110 (6618) включительно (50 лет) . Это заключительный фрагмент летописи.

2. Исторические условия
Это время правления Ярославичей, потомков Ярослава Мудрого (1019-1054) . Это – период складывания феодальной раздробленности. Власть самовластных правителей удельных княжеств - местных князей - все более усиливается, все сильнее становятся сепаратистские тенденции, все слабее и слабее становится власть Великого киевского князя, которая после смерти Мстислава Великого (1125-1132) становится чисто номинальной. Междоусобные войны между удельными князьями опустошают Русскую землю. Каждый из них руководствуется своими меркантильными личными интересами, заботится лишь о благе и процветании собственного княжества, стремится подчинить себе соседей, возвыситься над ними, сев на киевский стол. В силу этих и множества других причин каждое отдельное княжество оказывается неспособным своими силами противостоять иноземным нашествиям. Более того, очень часто русские князья в собственные междоусобицы втягивают войска соседних народов: поляков, половцев и других. Все это, без сомнения, со всех сторон ослабляло Древнерусское государство.

3. Образ иноплеменников
В промежуток с 1060 по 1110 год в летописи упоминаются разнообразные народы, с которыми Русь, так или иначе, имела какие-либо контакты. Это и греки, и дунайские болгары, и хазары, и берендеи, и многие, многие другие.
Наиболее часто, более 50 раз, на страницах анализируемого фрагмента “Повести временных лет” встречаются упоминания о половцах - обитателях поднепровских степей, беспокойных и воинственных соседях древнерусских княжеств. Впервые упоминание о половцах встречается в записи под 1061 годом: “Впервые пришли половцы войною на Русскую землю” , – сообщает летописец.
Именно по отношению к половцам хронист применяет наиболее яркие и выразительные эпитеты. Чаще всего он называет их “погаными”. Однако этот термин, имеющий в современности негативный оттенок, летописец использует в несколько ином значении. Дело в том, что русское прилагательное “поганый” происходит от латинского “paganus” , что значит “язычник”. Поэтому, называя половцев “погаными” , автор “Повести временных лет” прежде всего имеет в виду их конфессиональную принадлежность, или, вернее сказать, отсутствие таковой. Более десяти раз в анализируемом фрагменте применяется этот эпитет.
Вообще, главным фактором, определяющим отношение хрониста к иноплеменникам, является их конфессиональность. Отсутствие у половцев принадлежности к какой-либо конфессии вызывает к ним особое недоверие, а в отдельных случаях и неприязнь летописца.

Наиболее сильные эпитеты применяет автор “Повести временных лет” к врагам, разоряющим христианские святыни. Так, в связи с разграблением Киево-Печерского монастыря половцы характеризуются и как “безбожные враги”, “окаянные” . Половецкий хан Боняк удостоился даже названия “шелудивым” и сравнения с хищником. Хронист называет их “оскорбителями”, – оскорбителями, прежде всего, христианских святынь, храмов, монастырей. Некрещеные иноплеменники для него – “безбожные сыны Измаиловы, посланные в наказание христианам”, проливающие христианскую кровь, губящие христианские души и русскую землю. Повторяясь, следует сказать, что отсутствие христианской веры во врагах было главным для летописца, определяющим, наряду с патриотизмом, его отношение к воинственным иноплеменникам.

4. Осмысление летописцем нашествий иноплеменников
Древнерусский хронист не просто фиксировал происходящее, но и по-своему осмыслял историю, давая ей во многом отличное от современного толкование. Нашествия иноплеменников воспринимались им с особых, свойственных человеку того времени позиций.
Рассматривая то, как средневековый летописец осмыслял исторические события, необходимо постоянно делать поправку на свойственное ему мировоззрение. В представлении автора “Повести временных лет” любое событие происходит по божьему промыслу, по неисповедимой воле всевышнего. Именно Господь Бог вкладывает в сердца людей добрые помыслы, направляет их благие действия. Однако в то же время он же и направляет врагов на разграбление земель христиан. Это – наказание Господне за грехи. В связи с поражением на реке Альте в 1068 году летописец сообщает: “Наводит Бог, в гневе своем, иноплеменников на землю, и тогда в горе люди вспоминают о Боге; междоусобная же война бывает от дьявольского соблазна” [122][1]. И далее: “Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью, или голодом, или нашествием поганых...” [122]. В записи за 1093 год можно прочитать: “Это Бог напустил на нас поганых, не их милуя, а нас наказывая, чтобы мы воздержались от злых дел. Наказывает он нас нашествием поганых; это ведь бич его, чтобы мы, опомнившись, воздержались от злого пути своего” [159].
В понимании летописца каждое событие, каждое происшествие имело свой, совершенно определенный смысл. Если битва происходит в один из церковных праздников, то в зависимости от ее исхода, хронист воспринимает ее как Господне благоволение, или, напротив, как особо тяжкое наказание. После двух поражений от половцев в 1093 году, случившихся в праздники Вознесения Господня и в день святых мучеников Бориса и Глеба, он приводит слова библейского пророка “Обращу праздники ваши в плач и песни ваши в рыдание” [160].

Точно так же трактуются автором “Повести временных лет” и природные явления, которые становятся для него “знамениями”, предвещающими исход сражения. “Знамения ведь на небе, или в звездах, или в солнце, или в птицах, или в чем ином не к добру бывают; но знамения эти к злу бывают: или войну предвещают, или голод, или смерть” [121]. Знамение называется добрым, если битва завершается победой над врагом и дурным, если происходит обратное. За 1102 годом хронист записал: “Знамения ведь бывают одни к злу, другие же к добру” [202].

Иноплеменники часто привлекаются русскими князьями к участию в их междоусобных столкновениях. Наиболее часто в качестве наемной военной силы привлекаются половцы и поляки. Кроме того, сами князья в распрях не могут противостоять врагу поодиночке, подвергая Русь опустошительным набегам соседей. На съезде в 1097 году в Любече князья пытаются прекратить усобицы: “Зачем губим русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны” [188]. В этом фрагменте, безусловно, выразилась и воля самого летописца. Положить конец бесконечным распрям удельных властелинов, дать достойный отпор опустошительным набегам иноплеменников, восстановить величие и могущество Руси – вот истинный посыл и страстное желание автора “Повести временных лет”, к несчастью, как показала история, лишенное всяческой надежды на осуществление.

Другие сочинения по этому произведению


Смерть Олега от своего коня Культура Древней Руси Повесть временных лет летопись – художественный анализ Летопись как жанр исторического повествования О чем рассказала летопись «Повесть временных лет» «Повесть временных лет». Летопись как жанр исторического повествования Сочинение на историческую тему Повесть временных лет «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве» Художественное сознание в русской литературе: «Повесть временных лет» Что такое «Повесть временных лет» Летопись «Повесть временных лет» «Повесть временных лет» в контексте культуры Древней Руси О «Повести временных лет» Летопись фактов всемирной истории – «Повесть временных лет» Сказание о походе князя Олега на Царьград «Повесть временных лет» древнейшая летопись нашего народа Объединение летописных сводов «Повесть временных лет» Жизнь наших далеких предков из «Повести временных лет» «Повесть временных лет». Универсальных характер произведения