Анна Каренина

Лев Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 15 минут
Сочинения
59 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Тема семьи в одном из произведений русской литературы»

Сочинение

Уважением хотят закрыть пустоту, где нет любви Из романа «Анна Каренина»

До деталей вспоминаю фильм «Анна Каренина» по одноименному роману Л.Н. Толстого. В главной роли Татьяна Самойлова. Ее интерпретирование судьбы Анна мне не понравилось, да и внешность не та. Перечитываю роман. Теперь более чем раньше, обращаю внимание на чувства героев, их взаимоотношения. Роман посвящен «мысли семейной» и утверждению автора: «разумное и нравственное совпадают».
Вместе с тем не случайно писатель при жизни не разрешал инсценировать «Анну…», мотивируя тем, что при любой, даже самой талантливой игре актрисы, это будет не Анна, а «неверная жена», падшая женщина.
Мир произведений Толстого также обширен, как сама жизнь. Одновременно он мог воплощать и «мысль народную» («Война и мир»), и мысль семейную («Анна Каренина»), и судопроизводство («Воскресенье»), и многое другое. Именно поэтому, оставив исторические замыслы, в 1873 году он обратился к современности, сделал первые наброски к роману, завершил же работу только через четыре года. Почему? Ведь такому таланту нет границ и препятствий.
Толстой с большой ответственностью отнесся к проблемам любви, уважения, семьи, материнства и стремился придать им новое звучание.
Как тревожны уже первые строчки романа: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастна по-своему».
Рассуждения настораживают: неужели в жизни больше несчастья? А если – счастье, то обязательно через страдания? Автор к Анне – это же чувствуешь – относится с симпатией. Она, красивая, живая, истомилась, живя с пожилым, нелюбимым мужем. Он становится уже ненавистным. (Даже уши, уши – то… Как не приятны). И брачный союз не пожеланию – ее выдали за богатого, пожилого. И вот встреча на вокзале с Вронским. Какая встреча! Разве можно пройти мимо такой женщины, разве можно не заметить такую яркую, притягательную силу? (На железной же дороге произойдет и трагедия, на которую отчается Анна, убедившись в том, что любовь утрачена). Уважение? Нет, ей нужна только любовь. Как она страдает! А ведь у нее есть все: красивые плечи, умение со вкусом одеваться, роскошные волосы (особенно манящим кажется выбивающийся из прически локон) – такая красавица имеет право быть любимой.
Анна попадает в мир лишенный чуткости и теплоты. Все чопорно в стиле светских манер, но бездушно, безрадостно. Вот так судьба! Зачем наряды, зачем красота, если задыхаешься в атмосфере лицемерия и лжи. Полюбив молодого, статного Вронского, Анна была счастлива, но ненадолго. Она начинает понимать, что не имеет
морального права так поступать: она жена крупного государственного чиновника, он ею скомпрометирован в свете.
Сереженька, любимый сын, лишен материнского внимания, ласки. Счастье любви омрачается чувством трагической обреченности. Наступает и конфликт со светским обществом, которое поощряет тайные измены, чтобы было о чем посудачить, но не прощает открытую, никем не защищенную любовь (в том числе и любимым). Ей нельзя быть в свете с Вронским, нельзя юридически упорядочить свои отношения с ним, так как муж не дает согласия на развод, ей запрещено видеться с сыном, И в завершении - обман Вронского.
Боже! Что же дальше? Угасает живое чувство Анны – она ни в ком не находит понимания и сострадания. Такое чувство разрушительно и обречено. В народе говорят: «ворованная любовь», «на чужом горе счастье не построишь».
И автор утверждает: любовь Анны безрассудна, потому что она не свободна от обстоятельств и строилась на зыбкой почве. «Горе ее было тем сильнее, что оно было одиноко… Она знала, что никогда он (Вронский) не будет в силах понять всей глубины ее страданья; она знала, что за его холодный тон при упоминании об этом (о сыне) она возненавидит его…»
И задаешься вопросом: способна ли Анна на порядочность, не падшая ли она женщина? Нет! Анна уважает в муже отца Сережи, а в полубреду, на пороге смерти, чувствует, что где-то в глубине души еще теплится сочувствие к Каренину.
Всем содержанием романа Толстой доказывает великую правду евангельского завета о таинстве брака, о святости брачных уз: безлюбовная семья влечет за собой нравственное возмездие. Вот почему в любви к Вронскому Анна испытывает непростительность своего счастья, невозможности духовного единения с любимым.
Толстой осуждает Анну за ее эгоизм (она не хочет больше иметь детей: ведь просил же ее об этом Вронский), но утверждает право на взаимную любовь – основу семейного счастья. Для него (семейного счастья) мало уважения. Толстой заканчивает роман утверждением: «Уважением хотят закрыть пустоту, где нет любви. Уважение выдумали для того, чтобы
скрыть пустое место, где должна быть любовь». По Толстому разумное и нравственное должны совпадать.

Другие сочинения по этому произведению


Мир Константина Левина (по роману «Анна Каренина») «Мысль семейная» (по роману «Анна Каренина») Константин Левин и Лев Толстой: герой как выразитель взглядов автора (роман «Анна Каренина») Кризис семьи в романе "Анна Каренина" Личность и общество в романе "Анна Каренина" Отзыв о романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Роль портретной характеристики в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Тема семьи в одном из произведений русской литературы (Л.Н.Толстой. «Анна Каренина»). Трагедия Анны Карениной В чем трагедия Анны Карениной Критика о романе «Анна Каренина» Героиня романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Образ Алексея Александровича Каренина Содержание романа «Анна Каренина» «Анна Каренина» в различных видах искусства Каренин и Вронский в романе Л. Толстого «Анна Каренина» Критика романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина" Жизненный путь Анны Карениной в одноименном романе Толстого Образ и характеристика Левина в романе «Анна Каренина» Можно ли помыслить о внутренних законах «Анны Карениной» Тема семьи в одном из произведений русской литературы (Л.Н. Толстой "Анна Каренина") Образ одного из героев романа «Анна Каренина» Константин Левин Князь Болконский и Левин Бессмертные образы (по роману Толстого «Анна Каренина») Характеристика образа Левина в романе «Анна Каренина» Основные идейные линии романа «Анна Каренина» Образ и характеристика главной героини романа «Анна Каренина» Трагедия между личностью и обществом в романе «Анна Каренина» «Проблемы семьи» и образ Анны Карениной Связь персонажа и его портрета: Константин Левин и Лев Толстой Смысл эпиграфа романа «Анна Каренина» Образ Левина в романе Толстого «Анна Каренина» Противоречивый образ Анны Карениной в одноименном романе Льва Толстого Два Алексея Жизненные искания Константина Левина(по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина») Идейное содержание романа «Анна Каренина» Центральный персонаж романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Образы, заключающие в себе сатирические черты Анна Каренина – героиня одноименного романа Льва Толстого Проблемы брака и семьи в романе Толстого «Анна Каренина» Жизненные искания Константина Левина Виновна ли Анна Каренина Мир Константина Левина Константин Левин и его раздумья о жизни Нравственная и философская проблематика романа Л. Толстого «Анна Каренина» Образ главной героини в романе Л. Толстого «Анна Каренина» Центральный персонаж романа Толстого «Анна Каренина» Константин Левин и Лев Толстой герой, как выразитель взглядов автора Жизненный путь Анны и Левина в романе «Анна Каренина» Искания Константина Левина Роман «Анна Каренина» Л.Н.Толстого Трагизм противостояния личности обществу в романе «Анна Каренина» Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Роман Размышления об образе Анны Карениной Роль сна в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» Противоречивость образа Анны Каретной Раскрытие образа Константина Левина в романе «Анна Каренина» История написания романа «Анна Каренина»