Мать

Максим Горький


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
49 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Образ и характеристика Ниловны в романе «Мать»»

Сочинение



Роман Горького называется «Мать», и уже это говорит о том, что Ниловна является, наряду с Павлом, его центральным персонажем. Если «Мать» — это во многом произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном процессе превращения человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении — наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны к новому сложен и противоречив. Человеку, тем более женщине, испытывавшей особенно тяжелый гнет, прожившей большую часть жизни в страхе и покорности, не так просто было понять правду новых людей, не так просто было освободиться от старого. В образе Ниловны показано сложное взаимосплетение разноречивых чувств и стремлений. Едва ли не главную роль, особенно в первой части романа, играет преодоление старых представлений — веры в бога, неверия в людей и страха перед ними. Ибо прошлое учило её, что люди ненавидят друг друга, во всяком случае — должны ненавидеть, по законам собственнического мира. Страх перед людьми стал для нее привычным чувством. И только иные люди — не такие, каких знала до сих пор мать,— смогли привить ей иные чувства, иную веру.

Узнав товарищей Павла, Ниловна задумалась над тем, что они говорили, «и привыкла соглашаться с их мыслями». Но это лишь первые шаги по новой, непроторенной дороге. Соглашаясь, она еще «в глубине души не верила, что они могут перестроить жизнь по-новому и что хватит у них силы привлечь на свой огонь рабочий народ». Но вот она увидела, какое беспокойство у властей вызвали листовки, которые распространял Павел и его друзья, и к опасению матери за участь сына прибавилась гордость за него. И это уже не только материнское чувство.

Слушая речь Павла на митинге по поводу «болотной копейки», наблюдая уважительное отношение к нему со стороны рабочих, мать постепенно стала привыкать к мысли, что эти смелые люди сумеют сплотить вокруг себя рабочий народ. И опять же — не простым материнским утешением были слова Ниловны подавленному неудачей Павлу: «Сегодня не поняли — завтра поймут».

После ареста Павла, доставляя на фабрику листовки, Ниловна увидела, с какой жадностью читают рабочие горячее слово правды. Она все чаще слышит от простых людей пугавшие её когда-то слова — «бунт», «социалисты», «политика», и вера её в революционеров окрепла, более того — она слилась с верой в народ. Одновременно, поверив в народ и его руководителей, Ниловна окончательно поверила в возможность победы революции. Это открытие преобразило её.

И вот на первомайской демонстрации она — рядом с сыном. Писатель фиксирует внимание на очень важной зрительной детали: мать неотрывно смотрит? на Павла и знамя над ним, с гордостью говорит: «Который несет знамя — это мой сын!» Кажется, что в этот момент она ничего не видит — только знамя революции и рядом с ним — сына. А после разгона демонстрации Ниловна поднимает обломок древка с лоскутом красного знамени и уносит с поля боя. И люди, «повинуясь неясной силе, тянувшей их за матерью, не торопясь шли за нею». В этой символической сцене, завершающей первую часть романа, мать предстает как соратница революционеров, поднявшая уроненное в бою знамя.

Деление романа на две части во многом связано с духовным ростом Ниловны, и это не противоречит сказанному выше: ведь в образе матери раскрыто обновление всего народа революцией. Если в конце первой части Ниловна еще верит в Христа, то уже в первой главе второй части Горький рассказывает о символическом сне матери, который раскрыл ей глаза на попов и церковь. Поп во сне Ниловны предстал как охранитель старых порядков, она видела его рядом с солдатами, направившими на нее штыки. И, проснувшись, она первый раз в жизни не помолилась. Хорошо передано психологическое состояние женщины, которая освободилась не от простого, а от духовного бремени: «в сердце было пусто». Если б Горький сказал — «легко», это было б фальшью, ибо для Пелагеи Ниловны нелегко расстаться с религией, потому она и почувствовала пустоту.

Как видим, духовный перелом произошел не скоро, процесс преодоления старого был длительным и трудным, но с этого момента Ниловна окончательно связала свою судьбу с соратниками Павла. Она непосредственно включается в революционную борьбу, через нее осуществляется связь с деревней. От той ‘; робкой, запуганной женщины, которая даже ходила боком, какой показана Ниловна в начале романа, не осталось и следа. Апофеозом матери-революционерки явилась её предельно лаконичная, страстная речь на вокзале во время ареста — призыв к народу объединиться для решительной схватки с царизмом.

Образ Ниловны — большая удача Горького. Можно без преувеличения сказать, что вся мировая литература даже попытки не делала показать такой колоссальный духовный рост простой женщины. Лишь после горьковского романа мы увидели подобное у М. Андерсена-Нексе, А. Зегерс, Ж. Амаду и других писателей. Горький увидел такую женщину в гуще народа и раскрыл её характер как символ воскресения народной массы. Не так просто было заметить таких людей среди женщин, тем более не просто было показать Ниловну как типическое явление. Даже критик-большевик В. Боровский подверг сомнению не только революционность Ниловны, но и само существование таких матерей, обнаружив во взгляде на роман Горького понимание типического как массовидного, сформировавшегося. (Заметим, что в статье о Бунине (1911), размышляя о герое «Деревни» Тихоне Красове, Боровский правильно трактовал проблему художественного обобщения). В статье «Максим Горький» (1910) критик писал: «Возрождение Ниловны и вся её деятельность определяется всецело и исключительно любовью к сыну» ‘. На этом основании Боровский отказывается считать Ниловну революционеркой, рассматривая её только как мать, и этим объясняет даже неудачу (!?) романа: «…центр внимания переносится с действительных непосредственных деятелей на деятеля посредственного»

Действительно, Ниловна вступила в борьбу из любви к сыну. Это был первый стимул. Но вскоре самым важным становится для нее дело Павла и его товарищей, дело всего народа. Иногда первым толчком к революционной деятельности Ниловны считают арест сына. Однако мы уже видели, что еще до ареста Павла она становится его помощником, еще до ареста она увидела его правду. Непосредственно к «делу» Ниловна приобщается как боец, заменивший выбывшего из строя, хотя и вступила она на этот путь с естественной для новичка, тем более женщины, робостью и неуверенностью.

Горький в своих произведениях часто прибегает к приему лейтмотивов. В раскрытии духовного мира Ниловны этот прием использован особенно интересно. Обращение писателя к одному и тому же слову, описание одного и того же чувства матери на разных этапах её пути помогает показать внутреннее движение характера, поскольку чувство приобретает новое содержание, слово наполняется новым смыслом.

Одним из лейтмотивов в изображении Ниловны является мотив страха и его преодоления. И вот присмотритесь — что происходит с робкой женщиной по мере приобщения к делу сына. Вначале она всего боялась, «всю жизнь в страхе жила», её привычным состоянием было «тревожное ожидание побоев», поэтому всегда была напряжена, двигалась как-то боком… И вот — первый новый порыв. Мать узнает, что Павел включился в борьбу: «Она выпрямилась, насторожилась, ожидая чего-то важного», и «ей стало страшно — за сына». Но тут же к чувству страха присоединяется чувство гордости. А вскоре новое содержание приобретает и чувство страха — писатель все чаще употребляет слово «тревога».

Итак, страх за сына трансформируется в тревогу за сына, за его товарищей, за общее дело. Страх же перед врагами сменяется чувством презрения к ним. Особенно хорошо чувства матери переданы в сцене суда. В Павле и его соратниках по партии Ниловна увидела подлинную жизнь, духовное здоровье. Те же, кто судил, воспринимаются ею как мертвецы, и она испытывает к ним омерзение. Именно после суда она делает важный для себя итог: «Теперь уж — не страшно…»

Другие сочинения по этому произведению


Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького "Мать") Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" (Образ Ниловны). От Рахметова до Павла Власова Роман "Мать" — реалистическое произведение М.Горького Смысл заглавия романа М. Горького "Мать". Образ Ниловны Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «Мать».) Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать») Художественное своеобразие романа М. Горького "Мать" Человек и идея в романе М. Горького «Мать» «О матерях можно рассказывать бесконечно…» Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать» Сочинение по роману М. Горького «Мать» Идея романа М. Горького «Мать» Образ героев романа мать Павла, Андрея Человек и идея в романе Горького "Мать" Сюжет романа «Мать» ЧИТАЯ РОМАН М. ГОРЬКОГО \"МАТЬ\"... Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать" Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. Образ Пелагеи Ниловны в романе Максима Горького "Мать" «Мать» новаторское произведение М. Горький Герои этого романа «Мать» Рождение нового человека в огне революционной борьбы «Мать», как произведение реализма Жизненный путь Ниловны Образ и характеристика Михаила Рыбина в романе «Мать» «Когда человек может назвать мать свою и по духуродной – это редкое счастье» История написания и идея романа "Мать" Историческое прочтение романа Максима Горького «Мать» Мой любимый герой в пьесе А. М. Горького "Мать " Образ Ниловны «Мать» роман о воскрешении человеческой души Социалистический реализм в романе "Мать" Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века (М Горький «Мать») Павел Власов – положительный герой в романе Горького «Мать» Ниловна обрисует весь мировой процесс. По роману Горькго «Мать» Роль и значение романа "Мать" Трудное счастье матери (по роману М. Горького «Мать») Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" Сюжет романа Горького «Мать» История написания и идея романа Построение романа вокруг образа Ниловны в романе Горького “Мать” Смысл заглавия романа М.Горького «Мать» Образ Ниловны Значение образа Ниловны в раскрытии идейного замысла романа Горького «Мать» Характеристика Ниловны в романе Горького «Мать» Образ Ниловны в романе Горького «Мать» "Душу воскресшую – не убьют!" (по роману М. Горького "Мать") Характеристика Андрея Находки в романе М. Горького «Мать»