Мать

Максим Горький


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
49 сочинений
Главные герои
И их характеристика

««Мать», как произведение реализма»

Сочинение



«Мать» — это книга о нарастании пролетарской революции. В партийной организации, среди людей, окружающих Павла Власова, мы видим рабочих — Гусевых, Мазина, Находку, Весовщиков. Каждый из них обладает своими особыми свойствами.
Значительную группу персонажей составляют революционе­ры-интеллигенты. Это Егор Иванович, Наташа, Сашенька. Горь­кий изображает их с глубоким уважением и симпатией, с боль­шой сердечностью и теплотой.
Вполне естественно, что Горький показал деятельность пар­тийной организации в теснейшей связи с жизнью рабочего клас­са. Обилие массовых сцен — характерная черта романа. Описа­ние рабочей слободки, эпизоды с «болотной копейкой», перво­майская демонстрация, речь Павла на суде, заключительные сцены — все это передает пробуждение политического созна­ния масс, нарастающую силу революционной борьбы проле­тариата.
Становится ясным, что жизненное дело и судьба его героев не исчерпываются и не кончаются теми событиями, которые воспро­изведены в романе. Павел и Ниловна арестованы, но из слов Павла, из восклицаний Ниловны читателю ясно, что великое де­ло, за которое они идут в тюрьму, найдет победное продолжение в самой жизни.
Роман «Мать» был знаменательным явлением в литературе. Горький выступил в нем как основоположник нового творческого метода — метода социалистического реализма. Творческий метод — это те основные идейно-художественные принципы, которыми руководствуется писатель в отборе, осмыслении и изобра­жении явлений действительности.
Разумеется, эти принципы не находятся у писателя в г виде. Они вырабатываются им в процессе осмысления жизни, художественного творчества, участия в социальной борьбе своего времени. В чем же заключается творческий метод Горького?
Горький показывает в романе «Мать» жизнь в ее революцион­ном развитии, в борьбе народных масс против отживающего свой век буржуазно-помещичьего строя. При этом писатель ви­дит, что победа будет не за теми силами, которые в данный момент господствуют, а за теми, которые неодолимо разви­ваются, которым принадлежит будущее. В начале 900-х годов многим казалось, что капитализм и самодержавие несокру­шимы, а революционный пролетариат и его партия слабы и бес­сильны. Горький же утверждал своим романом, что капитализм и самодержавие обречены на гибель, а рабочий класс неизбежно победит и придет к власти.
В начале 900-х годов такие люди, как Павел и Ниловна, еще не составляли большинства в рабочем классе, но они пред­ставляли собой новое, неодолимо растущее, они выражали со­бой закономерность процессов, происходивших в русском про­летариате. История подтвердила правоту и прозорливость Горь­кого. Через одиннадцать лет после написания романа «Мать» на борьбу против буржуазно-помещичьего строя поднялись ты­сячи и сотни тысяч Власовых.
Книга овеяна романтикой революционной борьбы. Писателя привлекает героический характер персонажей с их великой меч­той о светлом будущем, во имя которого они бесстрашно идут на муки и на смерть. Романтическая устремленность в будущее не­раздельно слита в романе с глубокой и последовательной жиз­ненной правдой.



В связи с этими романтическими тенденциями приме­чательно возвращение писателя в романе к языку и стилю своих ранних революционно-романтических произведений, с их торже­ственным тоном и повышенной эмоциональностью. При этом Горькому с большим искусством удалось сочетать торжествен­ную патетику с бытовыми, житейскими интонациями. «Мать» необычайно богата разнообразными средствами поэтической выразительности.

В отборе эпитетов, сравнений, метафор видно действенное, активное отношение Горького к жизни. Не полутона и оттенки интересуют писателя. Он дает человека, предмет, явление в рез­ком и ярком свете и выбирает краски, с наибольшей силой выра­жающие и сущность явления, и его оценку, и социалистические позиции автора.
Роман Горького, несмотря на то что в нем рассказывается о тяжелой и трудной борьбе, о временных поражениях и неуда­чах, исполнен величайшего оптимизма. Лейтмотив романа вы­ражен в словах Николая Ивановича: «Я говорю о молодых ра­бочих — крепкие, чуткие, полные жажды все понять. Смотришь на них и видишь — Россия будет самой яркой демократией земли!»
Творчество Горького было устремлено в грядущее и про­никнуто предвосхищением неизбежной победы пролетарской революции.
Изображение революционного подполья, пролетарских революционеров, освободительной борьбы масс было явлением в литературе совершенно новым. Правда, имелись у романа Горького и предшественники. Назовем роман великого вождя революционных демократов Чернышевского «Что делать?». В нем Чернышевский запечатлел в образе Рахметова черты русского революционера 60-х годов. Павел Власов — револю­ционер нового, высшего этапа освободительной борьбы, этапа социалистической революции. Отсюда его глубочайшая сыпь с народом, широта и реальность его политической программы.
«Мать» явилась ярким произведением нового искусства — искусства социалистического реализма. В основе романа лежат идеи ленинской работы «Что делать?» о соединении рабочего движения с социализмом.
Высоко оценил значение романа В. И. Ленин. Встретившись с Горьким на V Лондонском съезде партии в 1907 году, он с большим сочувствием отозвался о романе, который прочитал еще в рукописи:
«…книга — нужная, много рабочих участвовало в революци­онном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочи­тают «Мать» с большой пользой для себя. Очень своевременная книга».
Действительно, несмотря на преследования царских властей, великая правда революции, правда ленинских идей, которыми озарен роман, дошла до широких масс в России и на Западе.
Сразу же по выходе он был переведен почти на все языки мира. Выдающееся произведение Горького стало для пролетариев всех стран настольной книгой.

Другие сочинения по этому произведению


Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького "Мать") Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" (Образ Ниловны). От Рахметова до Павла Власова Роман "Мать" — реалистическое произведение М.Горького Смысл заглавия романа М. Горького "Мать". Образ Ниловны Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «Мать».) Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать») Художественное своеобразие романа М. Горького "Мать" Человек и идея в романе М. Горького «Мать» «О матерях можно рассказывать бесконечно…» Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать» Сочинение по роману М. Горького «Мать» Идея романа М. Горького «Мать» Образ героев романа мать Павла, Андрея Человек и идея в романе Горького "Мать" Сюжет романа «Мать» ЧИТАЯ РОМАН М. ГОРЬКОГО \"МАТЬ\"... Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать" Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. Образ Пелагеи Ниловны в романе Максима Горького "Мать" «Мать» новаторское произведение М. Горький Герои этого романа «Мать» Рождение нового человека в огне революционной борьбы Жизненный путь Ниловны Образ и характеристика Михаила Рыбина в романе «Мать» «Когда человек может назвать мать свою и по духуродной – это редкое счастье» История написания и идея романа "Мать" Историческое прочтение романа Максима Горького «Мать» Мой любимый герой в пьесе А. М. Горького "Мать " Образ и характеристика Ниловны в романе «Мать» Образ Ниловны «Мать» роман о воскрешении человеческой души Социалистический реализм в романе "Мать" Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века (М Горький «Мать») Павел Власов – положительный герой в романе Горького «Мать» Ниловна обрисует весь мировой процесс. По роману Горькго «Мать» Роль и значение романа "Мать" Трудное счастье матери (по роману М. Горького «Мать») Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" Сюжет романа Горького «Мать» История написания и идея романа Построение романа вокруг образа Ниловны в романе Горького “Мать” Смысл заглавия романа М.Горького «Мать» Образ Ниловны Значение образа Ниловны в раскрытии идейного замысла романа Горького «Мать» Характеристика Ниловны в романе Горького «Мать» Образ Ниловны в романе Горького «Мать» "Душу воскресшую – не убьют!" (по роману М. Горького "Мать") Характеристика Андрея Находки в романе М. Горького «Мать»