Вишнёвый сад

Антон Павлович Чехов


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
228 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Комическое и трагическое в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»»

Сочинение

В пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» многие персонажи в чем-то противостоят друг другу. Поэтому можно выделить контрастные пары героев с их контрастными убеждениями. Во-первых, «я выше любви» Раневской и «мы выше любви» Пети Трофимова. Для Фирса — все лучшее безвозвратно ушло в прошлое, Аня — безоглядно устремлена в будущее. Варя живет для родных, отрекаясь от самой себя, все имение держится на ней, Гаев по-детски эгоистичен, он «проел имение». У Епиходова налицо комплекс неудачника и, наоборот, у Яши — это тип наглого завоевателя.

Такие детали выписаны Чеховым неслучайно и они, при всей кажущейся индивидуальности, связаны скрытой общностью. Каждый из героев отстаивает свою правду, каждый прокладывает свой собственный путь или тропинку. Конфликт же в пьесе составляет столкновение этих путей и правд. Например, находим сходство Ани и Раневской, Петя Трофимов напоминает часто недотепу Епиходова, растерянность Лопахина перекликается с недоумением Шарлоты. И все это происходит не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи. Это представляет собой общую картину и становится привычным. К чему же приведет это столкновение правд и путей каждого их персонажей пьесы, что получится, если сложить эти правды вместе?

Комизм сходства, комизм повторений — это основа комического в «Вишневом саде». Абсурдно, но в пьесе все смешны и все являются участниками печального события, ускоряют его наступление. Этим определяется соотношение комического и трагического в пьесе.

Любопытно то, что персонажи «Вишневого сада» не осознают себя комическими. Возможно, это объясняется взглядом на самих себя, что свойственно любому человеку. Но что гораздо важнее, так это то, что и весь трагизм ситуации они тоже не осознают.

Гибнущий сад и несостоявшаяся любовь, оставшаяся даже незамеченной, — две сквозные темы пьесы, внутренне связанные между собой. Это придает произведению грустно-поэтичный характер. Вспомним же здесь А. П. Чехова, который настаивал на том, что «Вишневый сад» — это не драма, а комедия, «местами даже фарс». И комичны не отдельные лица (Шарлотта, Епиходов, Варя). Взаимоотношения между персонажами, диалоги буквально всех героев пьесы обнаруживают непонимание друг друга, разнобой мнений. В пьесе многократны реплики и ответы невпопад, комические повторы и перипетии — все эти несовершенства поведения дают возможность увидеть в пьесе ее комический эффект.

Повторяющиеся ситуации чаще всего связаны с тем, как проявляет себя один герой с другим героем. Ситуации в композиции пьесы расположены таким образом, что очевидна их многократность. К таким многократно повторяющимся ситуациям относятся те, в которых на первый план выступает непонимание героев пьесы. Однако, очень важно то, что за эффектом непонимания срыто гораздо большее.

Непонимание персонажей — это столкновение поколений, социальных кругов, просто людей, мыслящих по-разному. Это — не непонимание, это — нежелание слушать и слышать. Например, обратимся к началу второго действия, к общему разговору, в котором каждый герой ведет свою «партию». Влюбленный Епиходов играет на гитаре, поет, замечая при этом: «Как приятно на мандолине!», на что Дуняша резонно отвечает: «Это гитара, а не мандолина». Затем Дуняша участвует в разговоре с Яшей, который, зевая, произносит: «Приятно выкурить сигарету на чистом воздухе». Появляются Лопахин, Гаев, Любовь Андреевна. Не реагируя на реплику, она замечает: «Кто это здесь курит отвратительные сигареты…"

Говоря о комическом и трагическом в пьесе А. П. Чехова, стоит заметить следующее: и Раневская, и Гаев «себя не помнят». Они живут так, как если бы они были богачами. Раневская сорит деньгами и вообще представляет собой пародию на богатую барыню. Вся жизнь Раневской и Гаева пародийна. Также пародийными в пьесе выступают фигуры Шарлотты, конторщика Епиходова, лакея Яши. Именно в этих образах-карикатурах на «господ» с абсолютной ясностью отражается полная призрачность, шутовская несерьезность и также карикатурность Гаевых и Раневских.

В образе Гаева множество чисто гротесковых моментов. Подчеркнута его склонность к шутовству. Глубокое сатирическое значение имеет в пьесе и фигура Симеонова-Пищика, перебежчика от одного соседа к другому в поисках денег взаймы. Это — человек, живущий в долг, как говорит Петя Трофимов. За этими комическими и даже сатирическими моментами скрыт глубокий трагизм всего происходящего.

Главные сатирический прием пьесы заключается в том, что даже «драма» Гаева и Раневской — потеря их вишневого сада — оказывается, в конечном итоге, не очень серьезным обстоятельством для самих же пострадавших. Здесь с особенной ясностью и сказывается комедийная сущность «Вишневого сада», пародия на трагедию.

Вот так легко прощаются со своим прошлым и возможным будущим Раневская и Гаев. Но ведь за образом сада стоит образ родины. Из этого следует, что они легко прощаются и с Россией. Наигранная, мнимая привязанность, даже любовь к вишневому саду оборачивается в итоге антипатриотическими позициями героев пьесы. В этом заключен трагизм произведения, глубокая грусть. Здесь скрыто опасение Чехова за дальнейшую судьбу родины, за судьбы ее народа, за его нравственно-духовное начало.

Другие сочинения по этому произведению


«Вишневый сад» — драма, комедия или трагедия "Вишневый сад" - пьеса о прошлом, настоящем и будущем «Вишневый сад» А. П. Чехова — пьеса о несчастных людях и деревьях "Вишневый сад" как пример чеховской пьесы "Вишневый сад" цветет для человечества (по творчеству А. П. Чехова) «Вся Россия — наш сад» (в чем заключается оптимизм пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад») «Вся Россия — наш сад!» (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). «Недотепы» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» «Чехов был несравненный художник … художник жизни» (Л.Н. Толстой) (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» или «Три сестры») «Чехов странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» (Л.Н.Толстой) (по рассказам А.П. Чехова) Автор в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Анализ пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Анализ финальной сцены пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Будущее в пьесе «Вишневый сад» Будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад» Взгляд А. П. Чехова на судьбу России (по пьесе «Вишневый сад») Время и память в пьесе "Вишневый сад" Герои «Вишневого сада» Герои пьесы А. Чехова "Вишневый сад" как представители прошлого, настоящего и будущего Герои-недотепы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». (Лопахин и Раневская) Дворянство в пьесе А. Чехова «Вишневый сад» Драматичны или комичны герои «Вишневого сада»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Жанровое своеобразие пьесы А. Чехова «Вишневый сад». Значение образа Пети Трофимова в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Идейное и художественно свообразие пьесы «Вишнёвый сад» Идейное содержание пьесы «Вишневый сад» Идейное содержание пьесы А. Чехова "Вишневый сад" Изображение А. П. Чеховым новой жизни в пьесе «Вишневый сад» Изображение распада дворянства в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Комические образы и ситуации в пьесе А. Чехова «Вишневый сад» Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад») Лопахин — новый хозяин жизни? (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад») Место образа Лопахина в комедии А.П.Чехова "Вишневый сад" Мечта А. П. Чехова о новой жизни на страницах пьесы "Вишневый сад" Мечты и реальность — основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Молодое поколение в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Нежная душа или хищный зверь Необычность сословно-классового подхода в пьесе А. Чехова "Вишневый сад" Новаторство А. П. Чехова Новый хозяин вишневого сада О чем меня заставила задуматься пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад»? Образ «вечного студента» Трофимова в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Отношение автора к своим героям в пьесе "Вишневый сад" Почему А. П. Чехов настаивает на том, что «Вишневый сад»— «комедия, местами даже фарс» Почему слова Фирса — «Жизнь-то прошла, словно и не жил» — имеют отношение к содержанию всей пьесы Чехова «Вишнёвый сад»? Приезд Раневской и Гаева в имение (Анализ сцены 1-го действия пьесы А.П.Чехова "Вишневый сад") Прошлое и настоящее дворянской усадьбы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Прошлое, настоящее и будущее «Вишневого сада». Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Разговор о будущем во втором действии пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». (Анализ сцены.) Раневская, Гаев, Лопахин — кто лучше (Пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад") Рецензия на пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад» Россия в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишневом саде» Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А. Чехова "Вишневый сад" Символ вишневого сада в пьесе А. П. Чехова Символика вишневого сада в одноименной пьесе А. Чехова Символика пьесы "Вишневый сад" Символом чего является вишневый сад? (по комедии Чехова «Вишневый сад») Смешное и серьезное в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Смысл заглавия пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад" Смысл названия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Смысл названия пьесы Чехова «Вишневый сад» Старые и новые хозяева вишневого сада (По пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад") Старый мир и новые хозяева жизни Тема прошлого и настоящего России в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Тема русского дворянства в драматургии А.П.Чехова ("Вишневый сад") Три поколения в пьесе Чехова "Вишневый сад" Хищный зверь или человек (Лопахин в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад») Ход времени в произведении А. П. Чехова «Вишневый сад» Ход времени в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Художественное своеобразие пьесы «Вишневый сад» Художественные функции пейзажа в пьесах А. Островского «Гроза» и А. Чехова «Вишневый сад» Чем мне понравилась пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» Чеховский "Вишневый сад" Сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад» Смысл названия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Аня и Петя Трофимов в пьесе «Вишневый сад» Звук лопнувшей струны ( «Вишневый сад» А. П. Чехова) Образ Ани, дочери Раневской в пьесе «Вишневый сад» Вся Россия - наш сад Описание образа Раневской в пьесе «Вишнёвый сад» «Вишневый сад» — драма или комедия Какое значение имеет образ Фирса в пьесе "Вишнёвый сад" Тема времени в комедии «Вишневый сад» Значение авторских ремарок в пьесе «Вишневый сад» НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЛОЕ, БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ «ВИШНЕВЫЙ САД» Второстепенные персонажи в пьесе «Вишневый сад» История создания и анализ комедии "Вишневый сад" Чехова А.П. Лопахин — «тонкая, нежная душа» или «хищный зверь» Жанровое своеобразие пьесы "Вишнёвый сад" Чехова А.П. Герои недотепы в драматургии А. П. Чехова (по пьесе «Вишневый сад») Размышления на финалом пьесы «Вишневый сад» Место образа Лопахина в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» Образы Ани и Трофимова Как определить жанр пьесы «Вишневый сад» Образ и характер Раневской Что такое «подводное течение» в пьесах А.П. Чехова? (на примере комедии "Вишнёвый сад") Комические образы и ситуации в пьесе Чехова «Вишневый сад» Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад» Будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» Вишневый сад, как символ духовной памяти Пространство и время в комедии А. П. Чехова "Вишнёвый сад" Размышление над пьесой А. П. Чехова «Вишневый сад» Место образа Лопахина в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» «Вишневый сад» Чехова цветет для человечества Тема «Вишневого сада»: тема гибели старых дворянских усадеб Разъяснение сути конфликта в пьесе «Вишневый сад» Конфликт социальных противоречий в пьесе «Вишневый сад» Вишневый сад: Нежная душа или хищный зверь Сочинение на тему "Личное отношение к образам Любови Андреевной Раневской и Пети Трофимова в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад" Сочинение на тему "Личное отношение к образу Ермолая Лопахина в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад" «Несостоявшиеся судьбы» героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Основной конфликт пьесы Чехова «Вишневый сад» Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности КОМЕДИЯ А. П. ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД" Вишневый сад - символ гибнущей красоты чистоты гармонии Характеристика образа Раневской Любви Андреевны Характеристика образа Гаева Леонида Андреевича Характеристика образа Дуняши Разлад между желаниями и возможностью их осуществления в пьесе А. П. Чехова Сюжетные линии пьесы Чехова «Вишневый сад» Центральный персонаж комедии Чехова «Вишневый сад» Образ-символ в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Основные темы пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Кто прав, представляя себе завтрашний день Отечества: Лопахин или Петя Трофимов Образ "вечного студента" Трофимова в комедии А.П.Чехова "Вишневый сад" Звуковые и цветовые эффекты пьесы «Вишневый сад» «Недотепы» в пьесе Чехова «Вишневый сад» Разговор о будущем во II действии пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (Анализ сцены) Мать и дочь Раневские в пьесе Чехова «Вишневый сад» И все-таки — комедия, драма или трагедия «Вишневый сад» Авторская позиция в образах героев пьесы «Вишневый сад» Идеи и конфликты пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова Любовь Раневская: «Продавайте и меня вместе с садом...» Мать и дочь Раневские Обличение недотепства в пьесе Чехова «Вишневый сад» Образ "вечного студента" Трофимова в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад". Ощущение времени в пьесе Чехова «Вишневый сад» Лопахин и Варя в пьесе Чехова «Вишневый сад» Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова (по пьесе «Вишневый сад») Чехов драматург. Пьеса Вишневый сад Анализ пьссы "Вышневый сад" Чехова А.П. Фирс - характеристика литературного героя Характеристика образа Ани Пересказ сцены: Приезд Раневской и Гаева в имение в пьесе «Вишневый сад» Тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Героиня комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» - комедия или трагедия Как А. П. Чехов определил жанр «Вишневого сада» Тема памяти в пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова Внутренний пафос образа Лопахина в пьесе «Вишневый сад» В чем трагизм большинства героев пьесы Чехова "Вишневый сад" Образ вишневого сада в сознании героев пьесы Антона Чехова «Вишневый сад» Герои-"недотепы" в драматургии А.П.Чехова. (По пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад") Герои "недотепы" в драматургии А.П. Чехова. (По одной из пьес) Характеристика образа Туркиной Веры Иосифовны Размышляем над страницами пьесы Антона Чехова «Вишневый сад» Драматическая элегия Чехова «Вишневый сад» Драматургические приёмы в пьесе «Вишнёвый сад» О постановках пьесы «Вишнёвый сад» «Вечный студент» Петя Трофимов в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» «ВИШНЕВЫЙ САД» А. П. ЧЕХОВА КАК КОМЕДИЯ Второстепенные персонажи пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Идейно-тематическое содержание пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова «Вишневый сад» — комедия эпохи Художественный анализ пьесы «Вишневый сад» Характеристика образа Шарлотты Ивановны Характеристика образа Лопахина Ермолая Алексеевича Новаторские взгляды Чехова в пьесе «Вишнёвый сад» Характеристика образа Трофимова Пети Что составляет конфликт пьесы Чехова «Вишневый сад» В чем заключается оптимизм пьесы «Вишневый сад» Три сценических часа пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» «Вишневый сад» как вершина драматургии А. П. Чехова Дворянство в пьесе Чехова «Вишневый сад» Место образа Лопахина Формы выражения конфликта в пьесе «Вишневый сад» Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.П.Чехова "Вишневый сад" Лирическое и трагическое качала в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Характеристика образа Фирса Мастерство в построении диалога (По одному из произведений русской литературы XX века) Жанровое своеобразие пьесы Чехова «Вишневый сад» Характеристика образа Вари (Варвары Михайловны) Пьеса «Вишневый сад» – последнее произведение А. П. Чехова Комизм ситуаций и образов в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад» Вишневый сад как центральный образ в комедии Чехова Описание образа Лопахина в пьесе «Вишнёвый сад» Начало новой эпохи в пьесе «Вишневый сад» Сюжетное построение пьесы «Вишневый сад» Сложность анализа пьесы «Вишневый Сад» Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» Чехов А. П. «Вишневый сад» — драма, комедия или трагедия «Идет новый помещик, владелец вишневого сада!» (о пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова) Приходов не было Художественные особенности пьесы «Вишневый сад» Новый владелец вишневого сада в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Схематичное деление героев в пьесе «Вишневый сад» Образ "вечного студента" Трофимова Второстепенные персонажи пьесы Чехова «Вишневый сад» Проблема прототипов в пьесе «Вишневый сад» ДРАМАТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ А.П. ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД" Характеристика образа Епиходова Семена Пантелеевича Размышляя над страницами пьесы А. П. ЧЕХОВА «Вишневый сад» Характеристика образа Туркина Ивана Петровича О замысле пьесы «Вишнёвый сад» О символическом смысле названия пьесы «Вишнёвый сад» Герои пьесы «Вишневый сад», как представители трех разных эпох Рассказ Раневской о прошлом в пьесе «Вишневый сад» Кардинальный конфликт в пьесе Чехова «Вишневый сад» Чехов А. П. Дворянство в пьесе А. И. Чехова «Вишневый сад» Вопрос о единстве формы и содержания в пьесе «Вишневом саде» Обличение недотепства в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Вишневый сад в пьесе А. П. Чехова — олицетворение России накануне первой русской революции Три времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Принципы изображения персонажей в пьесе «Вишневый сад» Три поколения в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Значение образа Пети Трофимова в идейном замысле пьесы Разговор о будущем во втором действии пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Сюжетно композиционные особенности пьесы «Вишневый сад» Вина героев в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» Пьеса «Вишневый сад», являясь завершением русского критического реализма Герой комедии Чехова «Вишневый сад»