Вишнёвый сад

Антон Павлович Чехов


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
228 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Автор в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»»

Сочинение

Как известно, драма — тот род литературы, где роль автора в произведении сведена к минимуму (ремарки), а на первый план выходят персонажи, их слова и действия. Но мы понимаем, что всем этим «действом» управляет автор, только обнаружить его присутствие иногда бывает весьма непросто.

Так, в пьесе Чехова «Вишневый сад» автор проявляет себя, прежде всего, в развитии внутреннего конфликта произведения. Чехов размышляет о том, что делает с человеком время, в какие отношения вступает он с этой неуловимой и беспощадной силой.

Линию «настоящего времени» в пьесе ведет один персонаж — Лопахин. С его реплики: «Который час?» — начинается действие. Он контролирует время, о чем свидетельствует постоянная авторская ремарка «(Смотрит на часы)».

Все остальные персонажи в первом действии пребывают в некоем пограничном состоянии — между сном и явью. Они вспоминают прошлое, которое для них оказывается большей духовной реальностью, нежели настоящее.

Элегический тон первого действия, как бы опрокинутого в прошлое, сменяется философским диспутом о «гордом человеке». Место спора — поле у заброшенной часовни, время — перед заходом солнца. Этот эпизод проясняет, что бегство из настоящего в будущее чревато не менее страшными последствиями, нежели погружение в прошлое. Внимая Пете Трофимову, пророчествующему о будущих путях человечества, герои не слышат предупреждения Лопахина, развивающего заявленную в первом действии тему времени: «Надо окончательно решить, — время не ждет».

«Настоящее время» требует не восклицаний, а поступков и решений, однако чеховские герои на них не способны. В этом смысле Петя Трофимов близок Гаеву и Раневской. Нелепость их положения в том, что они утратили чувство настоящего.

Кроме того, сама неспособность персонажей к сильным чувствам прямо зависит от их отношений со временем. Привязанности одних остались в прошлом (сюжетная линия Раневская — парижский любовник), другие по пути в будущее растеряли человеческие качества («Мы выше любви», — провозглашает Петя Трофимов). Примечательно, что практически все чеховские герои не знают любви.

Третье действие — встреча с настоящим, сопротивляться которому бессмысленно. Эмоциональный тон «бала некстати» передает нервный ритм и стремительную скорость уходящей жизни. Победный возглас нового хозяина — «Вишневый сад теперь мой!» — обнаруживает комизм и нелепость притязаний человека, считающего, что можно остановить время и заключить его в рамки настоящего. Впрочем, в монологе Лопахина зазвучала и неожиданная для него тема: «Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…» Интуитивно он чувствует иллюзорность своей победы: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась бы наша нескладная, несчастливая жизнь».

Четвертое действие в пьесе наиболее динамично. Ход времени ускорился: счет идет на минуты. Лопахин объявляет: «Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут… Поторапливайтесь». Раневская живет как будто в ином временном измерении: «Я посижу еще одну минутку». В этой «минутке» для героини — вся ее прошлая жизнь: «Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»

Внутренний сюжет пьесы описывает то, что не случилось, не произошло. Что значит утрата имения по сравнению с прожитой жизнью, которую «не заметил», словно и не жил. Ситуация встреч в доме и прощаний в бесконечности отражается в глубинном конфликте пьесы — это вечный конфликт человека с уходящим временем. Таким образом, время стало не только сюжетообразующим фактором, но и неуловимой материальной опорой философского подтекста пьесы.

Особая природа конфликта потребовала от Чехова новых способов организации сценического действия. Огромную роль в «Вишневом саде» играют настроения героев, их чувства, порой неосознанные мысли. Чехова интересуют переживания героев, не декларируемые ими в монологах. Эти переживания проявляются в «случайных» репликах и уходят в подтекст — «подводное течение» пьесы.

Подтекст — источник важнейших психологических характеристик героев. Например, Гаев болтлив, беспечен, легкомыслен. Аура тонкого юмора и щемящей грусти окружает этого человека. Лейтмотивная жестовая ремарка — «кладет в рот леденец» — в контексте разговора о судьбе имения проявляет в герое серьезный внутренний конфликт с жизнью, которой Гаев боится.

Или, благодаря подтексту, мы понимаем, что Варя никогда не выйдет замуж за Лопахина. Диалог персонажей во втором действии после появления Прохожего, построенный на несовпадении словесного и подразумеваемого смысла реплик, раскрывает это в полной мере. Сравнение Вари с Офелией, которой придется «уйти в монастырь», уже в начале пьесы проясняет нам ее судьбу:

«Варя (сквозь слезы). Этим, мама, шутить нельзя.

Лопахин. Охмелия, иди в монастырь…

Гаев. А у меня дрожат руки: давно не играл на бильярде.

Лопахин. Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах!»

Чеховские персонажи, как правило, раскрываются не в поступках, а в монологах-самохарактеристиках. Нюансы, возникающие в этих монологах, Чехов подчеркивает стилевой разноплановостью отдельных реплик. Эмоциональный «сбой» обычно обозначается авторской ремаркой, уничтожающей однозначность эмоции, демонстрирующей несовпадение явной и скрытой тем высказываний: «Любовь Андреевна. А я вот, должно быть, ниже любви. (В сильном беспокойстве.) Отчего нет Леонида?».

Признания героев — одна из множества возможных точек зрения на них, которой автор не ограничивается. Представление о каждом герое возникает на пересечении различных точек зрения, выраженных в их собственных монологах, в оценках героев другими действующими лицами, а также в авторских комментариях, содержащихся в ремарках: «Любовь Андреевна. «Я выше любви!» Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотёпа. В ваши годы не иметь любовницы!.. «- «Аня (смеясь). Петя с лестницы упал! (Убегает.)»

Главным героем своей пьесы Чехов делает не кого-то из персонажей, а «неодушевленный предмет» — вишневый сад. Именно через отношение к саду, ставшему символом загубленной красоты, раскрывается каждый из героев пьесы, проявляется мнение самого автора.

Таким образом, в пьесе Чехова «Вишневый сад» автор проявляет свое отношение к происходящему через ремарки, связанные с подтекстом произведения и обозначающие «истинное положение вещей», через развитие внутреннего сюжета и конфликта, через определение главного героя комедии — символического образа вишневого сада.

Другие сочинения по этому произведению


«Вишневый сад» — драма, комедия или трагедия "Вишневый сад" - пьеса о прошлом, настоящем и будущем «Вишневый сад» А. П. Чехова — пьеса о несчастных людях и деревьях "Вишневый сад" как пример чеховской пьесы "Вишневый сад" цветет для человечества (по творчеству А. П. Чехова) «Вся Россия — наш сад» (в чем заключается оптимизм пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад») «Вся Россия — наш сад!» (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). «Недотепы» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» «Чехов был несравненный художник … художник жизни» (Л.Н. Толстой) (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» или «Три сестры») «Чехов странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» (Л.Н.Толстой) (по рассказам А.П. Чехова) Анализ пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Анализ финальной сцены пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Будущее в пьесе «Вишневый сад» Будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад» Взгляд А. П. Чехова на судьбу России (по пьесе «Вишневый сад») Время и память в пьесе "Вишневый сад" Герои «Вишневого сада» Герои пьесы А. Чехова "Вишневый сад" как представители прошлого, настоящего и будущего Герои-недотепы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». (Лопахин и Раневская) Дворянство в пьесе А. Чехова «Вишневый сад» Драматичны или комичны герои «Вишневого сада»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Жанровое своеобразие пьесы А. Чехова «Вишневый сад». Значение образа Пети Трофимова в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Идейное и художественно свообразие пьесы «Вишнёвый сад» Идейное содержание пьесы «Вишневый сад» Идейное содержание пьесы А. Чехова "Вишневый сад" Изображение А. П. Чеховым новой жизни в пьесе «Вишневый сад» Изображение распада дворянства в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Комические образы и ситуации в пьесе А. Чехова «Вишневый сад» Комическое и трагическое в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад») Лопахин — новый хозяин жизни? (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад») Место образа Лопахина в комедии А.П.Чехова "Вишневый сад" Мечта А. П. Чехова о новой жизни на страницах пьесы "Вишневый сад" Мечты и реальность — основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Молодое поколение в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Нежная душа или хищный зверь Необычность сословно-классового подхода в пьесе А. Чехова "Вишневый сад" Новаторство А. П. Чехова Новый хозяин вишневого сада О чем меня заставила задуматься пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад»? Образ «вечного студента» Трофимова в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Отношение автора к своим героям в пьесе "Вишневый сад" Почему А. П. Чехов настаивает на том, что «Вишневый сад»— «комедия, местами даже фарс» Почему слова Фирса — «Жизнь-то прошла, словно и не жил» — имеют отношение к содержанию всей пьесы Чехова «Вишнёвый сад»? Приезд Раневской и Гаева в имение (Анализ сцены 1-го действия пьесы А.П.Чехова "Вишневый сад") Прошлое и настоящее дворянской усадьбы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Прошлое, настоящее и будущее «Вишневого сада». Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Разговор о будущем во втором действии пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». (Анализ сцены.) Раневская, Гаев, Лопахин — кто лучше (Пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад") Рецензия на пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад» Россия в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишневом саде» Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А. Чехова "Вишневый сад" Символ вишневого сада в пьесе А. П. Чехова Символика вишневого сада в одноименной пьесе А. Чехова Символика пьесы "Вишневый сад" Символом чего является вишневый сад? (по комедии Чехова «Вишневый сад») Смешное и серьезное в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Смысл заглавия пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад" Смысл названия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Смысл названия пьесы Чехова «Вишневый сад» Старые и новые хозяева вишневого сада (По пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад") Старый мир и новые хозяева жизни Тема прошлого и настоящего России в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Тема русского дворянства в драматургии А.П.Чехова ("Вишневый сад") Три поколения в пьесе Чехова "Вишневый сад" Хищный зверь или человек (Лопахин в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад») Ход времени в произведении А. П. Чехова «Вишневый сад» Ход времени в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Художественное своеобразие пьесы «Вишневый сад» Художественные функции пейзажа в пьесах А. Островского «Гроза» и А. Чехова «Вишневый сад» Чем мне понравилась пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» Чеховский "Вишневый сад" Сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад» Смысл названия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Аня и Петя Трофимов в пьесе «Вишневый сад» Звук лопнувшей струны ( «Вишневый сад» А. П. Чехова) Образ Ани, дочери Раневской в пьесе «Вишневый сад» Вся Россия - наш сад Описание образа Раневской в пьесе «Вишнёвый сад» «Вишневый сад» — драма или комедия Какое значение имеет образ Фирса в пьесе "Вишнёвый сад" Тема времени в комедии «Вишневый сад» Значение авторских ремарок в пьесе «Вишневый сад» НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЛОЕ, БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ «ВИШНЕВЫЙ САД» Второстепенные персонажи в пьесе «Вишневый сад» История создания и анализ комедии "Вишневый сад" Чехова А.П. Лопахин — «тонкая, нежная душа» или «хищный зверь» Жанровое своеобразие пьесы "Вишнёвый сад" Чехова А.П. Герои недотепы в драматургии А. П. Чехова (по пьесе «Вишневый сад») Размышления на финалом пьесы «Вишневый сад» Место образа Лопахина в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» Образы Ани и Трофимова Как определить жанр пьесы «Вишневый сад» Образ и характер Раневской Что такое «подводное течение» в пьесах А.П. Чехова? (на примере комедии "Вишнёвый сад") Комические образы и ситуации в пьесе Чехова «Вишневый сад» Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад» Будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» Вишневый сад, как символ духовной памяти Пространство и время в комедии А. П. Чехова "Вишнёвый сад" Размышление над пьесой А. П. Чехова «Вишневый сад» Место образа Лопахина в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» «Вишневый сад» Чехова цветет для человечества Тема «Вишневого сада»: тема гибели старых дворянских усадеб Разъяснение сути конфликта в пьесе «Вишневый сад» Конфликт социальных противоречий в пьесе «Вишневый сад» Вишневый сад: Нежная душа или хищный зверь Сочинение на тему "Личное отношение к образам Любови Андреевной Раневской и Пети Трофимова в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад" Сочинение на тему "Личное отношение к образу Ермолая Лопахина в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад" «Несостоявшиеся судьбы» героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Основной конфликт пьесы Чехова «Вишневый сад» Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности КОМЕДИЯ А. П. ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД" Вишневый сад - символ гибнущей красоты чистоты гармонии Характеристика образа Раневской Любви Андреевны Характеристика образа Гаева Леонида Андреевича Характеристика образа Дуняши Разлад между желаниями и возможностью их осуществления в пьесе А. П. Чехова Сюжетные линии пьесы Чехова «Вишневый сад» Центральный персонаж комедии Чехова «Вишневый сад» Образ-символ в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Основные темы пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Кто прав, представляя себе завтрашний день Отечества: Лопахин или Петя Трофимов Образ "вечного студента" Трофимова в комедии А.П.Чехова "Вишневый сад" Звуковые и цветовые эффекты пьесы «Вишневый сад» «Недотепы» в пьесе Чехова «Вишневый сад» Разговор о будущем во II действии пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (Анализ сцены) Мать и дочь Раневские в пьесе Чехова «Вишневый сад» И все-таки — комедия, драма или трагедия «Вишневый сад» Авторская позиция в образах героев пьесы «Вишневый сад» Идеи и конфликты пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова Любовь Раневская: «Продавайте и меня вместе с садом...» Мать и дочь Раневские Обличение недотепства в пьесе Чехова «Вишневый сад» Образ "вечного студента" Трофимова в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад". Ощущение времени в пьесе Чехова «Вишневый сад» Лопахин и Варя в пьесе Чехова «Вишневый сад» Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова (по пьесе «Вишневый сад») Чехов драматург. Пьеса Вишневый сад Анализ пьссы "Вышневый сад" Чехова А.П. Фирс - характеристика литературного героя Характеристика образа Ани Пересказ сцены: Приезд Раневской и Гаева в имение в пьесе «Вишневый сад» Тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Героиня комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» - комедия или трагедия Как А. П. Чехов определил жанр «Вишневого сада» Тема памяти в пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова Внутренний пафос образа Лопахина в пьесе «Вишневый сад» В чем трагизм большинства героев пьесы Чехова "Вишневый сад" Образ вишневого сада в сознании героев пьесы Антона Чехова «Вишневый сад» Герои-"недотепы" в драматургии А.П.Чехова. (По пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад") Герои "недотепы" в драматургии А.П. Чехова. (По одной из пьес) Характеристика образа Туркиной Веры Иосифовны Размышляем над страницами пьесы Антона Чехова «Вишневый сад» Драматическая элегия Чехова «Вишневый сад» Драматургические приёмы в пьесе «Вишнёвый сад» О постановках пьесы «Вишнёвый сад» «Вечный студент» Петя Трофимов в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» «ВИШНЕВЫЙ САД» А. П. ЧЕХОВА КАК КОМЕДИЯ Второстепенные персонажи пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Идейно-тематическое содержание пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова «Вишневый сад» — комедия эпохи Художественный анализ пьесы «Вишневый сад» Характеристика образа Шарлотты Ивановны Характеристика образа Лопахина Ермолая Алексеевича Новаторские взгляды Чехова в пьесе «Вишнёвый сад» Характеристика образа Трофимова Пети Что составляет конфликт пьесы Чехова «Вишневый сад» В чем заключается оптимизм пьесы «Вишневый сад» Три сценических часа пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» «Вишневый сад» как вершина драматургии А. П. Чехова Дворянство в пьесе Чехова «Вишневый сад» Место образа Лопахина Формы выражения конфликта в пьесе «Вишневый сад» Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.П.Чехова "Вишневый сад" Лирическое и трагическое качала в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Характеристика образа Фирса Мастерство в построении диалога (По одному из произведений русской литературы XX века) Жанровое своеобразие пьесы Чехова «Вишневый сад» Характеристика образа Вари (Варвары Михайловны) Пьеса «Вишневый сад» – последнее произведение А. П. Чехова Комизм ситуаций и образов в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад» Вишневый сад как центральный образ в комедии Чехова Описание образа Лопахина в пьесе «Вишнёвый сад» Начало новой эпохи в пьесе «Вишневый сад» Сюжетное построение пьесы «Вишневый сад» Сложность анализа пьесы «Вишневый Сад» Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» Чехов А. П. «Вишневый сад» — драма, комедия или трагедия «Идет новый помещик, владелец вишневого сада!» (о пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова) Приходов не было Художественные особенности пьесы «Вишневый сад» Новый владелец вишневого сада в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Схематичное деление героев в пьесе «Вишневый сад» Образ "вечного студента" Трофимова Второстепенные персонажи пьесы Чехова «Вишневый сад» Проблема прототипов в пьесе «Вишневый сад» ДРАМАТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ А.П. ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД" Характеристика образа Епиходова Семена Пантелеевича Размышляя над страницами пьесы А. П. ЧЕХОВА «Вишневый сад» Характеристика образа Туркина Ивана Петровича О замысле пьесы «Вишнёвый сад» О символическом смысле названия пьесы «Вишнёвый сад» Герои пьесы «Вишневый сад», как представители трех разных эпох Рассказ Раневской о прошлом в пьесе «Вишневый сад» Кардинальный конфликт в пьесе Чехова «Вишневый сад» Чехов А. П. Дворянство в пьесе А. И. Чехова «Вишневый сад» Вопрос о единстве формы и содержания в пьесе «Вишневом саде» Обличение недотепства в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Вишневый сад в пьесе А. П. Чехова — олицетворение России накануне первой русской революции Три времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Принципы изображения персонажей в пьесе «Вишневый сад» Три поколения в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Значение образа Пети Трофимова в идейном замысле пьесы Разговор о будущем во втором действии пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Сюжетно композиционные особенности пьесы «Вишневый сад» Вина героев в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» Пьеса «Вишневый сад», являясь завершением русского критического реализма Герой комедии Чехова «Вишневый сад»