Вишнёвый сад

Антон Павлович Чехов


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
228 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Жанровое своеобразие пьесы Чехова «Вишневый сад»»

Сочинение



У писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания.
И. А. Бунин

Пьеса была написана в 1903 году. Это было сложное время, когда противоречия в российском обществе приближались к кульминации. Еще в начале 1901 года у Чехова возник замысел «Вишневого сада» как «веселой пьесы», но уже тогда по ее поводу у автора была масса сомнений. «Сюжет есть, но … не хватает пороху», – вот слова самого Чехова, адресованные Ольге Книппер в письме к ней. «Сам еще не понимаю, какая она у меня будет, удастся ли, и меняется она каждый день», – говорил он о своем будущем детище. Тем не менее, когда работа над пьесой началась, Чехов уже имел линию, которой он собирался придерживаться. «Если пьеса выйдет не такая, как я ее задумал, то стукни меня по лбу кулаком. У Станиславского роль комическая, у тебя тоже», – писал он жене. Когда же пьеса была почти закончена, Чехов решил, что «назовет ее комедией». 17 ноября 1904 года состоялась премьера пьесы «Вишневый сад».
Чеховский «Вишневый сад», мне кажется, нельзя назвать оптимистическим произведением. Слишком грустно настроение в конце, когда приходит известие о продаже сада и его бывшие владельцы покидают имение. Конец вишневого сада – это крушение уклада жизни, крутой поворот в судьбах его обитателей, во многом трагедия; а пьеса, вместе с тем, называется комедией. Нет ли здесь противоречия, не драма ли на самом деле «Вишневый сад»? На этот счет было и есть много разных мнений, и все они в конечном счете сводятся к вполне традиционным определениям жанра пьесы. У самого автора были на этот счет расхождения с режиссерами, ставившими эту пьесу, и актерами, игравшими в ней. Чехов так высказался об этом: «Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса называется драмой? Немирович и Алексеев (Станиславский) видят в моей пьесе положительно не то, что я написал». Так, может быть, и в самом деле «со стороны виднее», и критики и режиссеры поняли пьесу глубже, чем сам автор? Посмотрим, так ли это.
… Итак, 17 января 1904 года состоялась премьера. Пьеса была встречена прохладно, как и многие другие пьесы Чехова. По воспоминаниям Станиславского, «как спектакль, «Вишневый сад» налаживался трудно». Немирович Данченко также отмечал, что «пьеса дошла до зрителя не сразу». Сам Чехов, проживая в Ялте, писал, что там ее ставила «какая то проезжая дрянь», что тоже мало могло способствовать успеху. Кроме того, на зрителей влияло слово «комедия», все же появившееся на афишах и в программах: ожидая чего то «чрезвычайно веселого», многие оставались разочарованными. Первыми спектаклями не был удовлетворен и Чехов. «Шла моя пьеса, настроение поэтому неважное», – это слова самого автора, написанные на второй день после премьеры. Вообще же прохладное отношение к пьесе и ее отрицательные оценки был во многом обусловлены ее новизной и необычностью.
Печать также была настроена не особенно благосклонно. Критика направлялась если не против Чехова, то против его любимых героев. В большинстве отзывов выражалась неудовлетворенность образами Лопахина и Трофимова. Журнал «Русь» заявил, что пьеса поставила «памятник над могилой симпатичных белоручек». А Горький в статье, написанной вскоре после смерти Чехова, просто заклеймил Раневскую и Трофимова как эгоистов, «дряблых, как старики», и паразитов, «опоздавших умереть вовремя». А между тем Чехов предусматривал возможные неясности, например, в образе Трофимова: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке. Его то и дело выгоняют из университета, а как изобразить сии штуки?» Автор был в чем то прав, когда говорил, что его пьесу «ни разу не прочли внимательно».
А что думали по поводу пьесы те, кто ее ставил, принимал в ней участие? Станиславский, рассказывая о ходе постановки, говорил: «Пьеса долго не давалась, особенно второй акт. Он казался на репетициях очень растянутым. Было необходимо показать скуку ничегонеделания так, чтобы это было интересно». Несмотря на сокращения, сделанные в связи с этими трудностями, на сцене все равно происходило смещение необходимых пропорций. Театру не удавалось взять нужную меру смешного и грустного, как ее видел писатель. По словам Чехова, «дело шло вяло», и автор, и Художественный театр были часто недовольны друг другом. Однако, присутствуя не репетициях, Чехов давал много ценных советов, обсуждал, спорил; и, работая над пьесой каждый день, доводил ее до окончательного варианта. Результатом явился пришедший позже успех.
По свидетельству современников, Чехов, Станиславский и Немирович Данченко были большими друзьями. Однако «дружба … вовсе не была такой идиллической, как об этом пишут» (слова Мейерхольда). «Чехов со многим в театре не соглашался, многое прямо критиковал», и это было связано не только с неправильным или упрощенным толкованием пьесы, но и с принципиальными разногласиями в этом вопросе. С толку сбивало подавленное настроение персонажей, непривычность образа интеллигентного купца («Лопахин – роль … центральная»), важность кажущихся второстепенными персонажей («роль Шарлотты – из важнейших!). Автор уделял этим «мелким» деталям большое внимание, и недаром: они оказались ключевыми.
Современные взгляды на своеобразие пьесы Чехова допускают много толкований ее жанра. Например, высказывается мнение о том, что у Чехова не получилось написать комедию. Драма, якобы получившаяся у него, сохранила название комедии, потому что Чехова драматурга привыкли видеть в амплуа автора водевилей или шуточных пьес. Другие считают, что автор написал именно то, что хотел, – драму. А назвал ее комедией для того, чтобы контрастно подчеркнуть трагедийность резкого изменения жизни людей, а то и просто для рекламы. А многие современные исследователи полагают, что таким было специфичное свойство так называемого Русского Смеха – смех сквозь слезы, или даже без слез, потому что потеря имения хозяевами, жившими в нем всю жизнь, было явлением обычным и никого не трогающим.



Версии достаточно разнообразны и в равной мере имеют право на существование. Но, вероятно, была и еще одна причина, которая могла заставить Чехова назвать пьесу таким образом. По моему мнению, нельзя однозначно определить «Вишневый сад» как пьесу, изображающую владельцев сада как представителей умирающего класса. Она не является революционным произведением, воспевающим деловых людей – выходцев из крестьян. Это, скорее, трагикомедия, созданная для того, чтобы выполнить основную функцию театра: принести зрителям наслаждение искусством, попутно вызвав сочувствие к людям, чья судьба сложилась так странно и грустно; заставив, как всегда, задуматься и осмыслить свое место в этом мире и смысл своей жизни. Чехов не был моралистом и обличителем. Показывая зрителям их недостатки, он хотел прежде всего помочь им улучшить себя, не навязывая своего мнения.
Итак, рассмотрев историю создания пьесы, мнение Чехова, его и наших современников по ее поводу, можно прийти к выводу, что «Вишневый сад» – редкое по своему своеобразию произведение. Чехов, создавая его, с самого начала хотел мягко и ненавязчиво показать живого Человека, со всеми его эмоциями, сильными и слабыми сторонами. Новизна и непривычность такого подхода вызвали поначалу непонимание, однако позже все были покорены чеховским искусством.
Чехов в своей пьесе не отнимал у людей права быть такими, какие они есть, вместе с тем не оправдывал их недостатков. Стремясь к полному и более верному раскрытию их образов, конфликтов между ними, он создал новые художественные формы. Не события или исключительные обстоятельства, а обычное повседневное поведение и состояние людей нашли отражение у Чехова. Закончить мне бы хотелось строками Саши Черного из стихотворения «Простые слова»:

… Вот ты жил меж нами, нежный, ясный,
Бесконечно ясный и простой, –
Видел мир наш, хмурый и несчастный,
Отравлялся нашей наготой
И ушел…

Другие сочинения по этому произведению


«Вишневый сад» — драма, комедия или трагедия "Вишневый сад" - пьеса о прошлом, настоящем и будущем «Вишневый сад» А. П. Чехова — пьеса о несчастных людях и деревьях "Вишневый сад" как пример чеховской пьесы "Вишневый сад" цветет для человечества (по творчеству А. П. Чехова) «Вся Россия — наш сад» (в чем заключается оптимизм пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад») «Вся Россия — наш сад!» (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). «Недотепы» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» «Чехов был несравненный художник … художник жизни» (Л.Н. Толстой) (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» или «Три сестры») «Чехов странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» (Л.Н.Толстой) (по рассказам А.П. Чехова) Автор в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Анализ пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Анализ финальной сцены пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Будущее в пьесе «Вишневый сад» Будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад» Взгляд А. П. Чехова на судьбу России (по пьесе «Вишневый сад») Время и память в пьесе "Вишневый сад" Герои «Вишневого сада» Герои пьесы А. Чехова "Вишневый сад" как представители прошлого, настоящего и будущего Герои-недотепы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». (Лопахин и Раневская) Дворянство в пьесе А. Чехова «Вишневый сад» Драматичны или комичны герои «Вишневого сада»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Жанровое своеобразие пьесы А. Чехова «Вишневый сад». Значение образа Пети Трофимова в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Идейное и художественно свообразие пьесы «Вишнёвый сад» Идейное содержание пьесы «Вишневый сад» Идейное содержание пьесы А. Чехова "Вишневый сад" Изображение А. П. Чеховым новой жизни в пьесе «Вишневый сад» Изображение распада дворянства в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Комические образы и ситуации в пьесе А. Чехова «Вишневый сад» Комическое и трагическое в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад») Лопахин — новый хозяин жизни? (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад») Место образа Лопахина в комедии А.П.Чехова "Вишневый сад" Мечта А. П. Чехова о новой жизни на страницах пьесы "Вишневый сад" Мечты и реальность — основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Молодое поколение в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Нежная душа или хищный зверь Необычность сословно-классового подхода в пьесе А. Чехова "Вишневый сад" Новаторство А. П. Чехова Новый хозяин вишневого сада О чем меня заставила задуматься пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад»? Образ «вечного студента» Трофимова в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Отношение автора к своим героям в пьесе "Вишневый сад" Почему А. П. Чехов настаивает на том, что «Вишневый сад»— «комедия, местами даже фарс» Почему слова Фирса — «Жизнь-то прошла, словно и не жил» — имеют отношение к содержанию всей пьесы Чехова «Вишнёвый сад»? Приезд Раневской и Гаева в имение (Анализ сцены 1-го действия пьесы А.П.Чехова "Вишневый сад") Прошлое и настоящее дворянской усадьбы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Прошлое, настоящее и будущее «Вишневого сада». Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Разговор о будущем во втором действии пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». (Анализ сцены.) Раневская, Гаев, Лопахин — кто лучше (Пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад") Рецензия на пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад» Россия в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишневом саде» Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А. Чехова "Вишневый сад" Символ вишневого сада в пьесе А. П. Чехова Символика вишневого сада в одноименной пьесе А. Чехова Символика пьесы "Вишневый сад" Символом чего является вишневый сад? (по комедии Чехова «Вишневый сад») Смешное и серьезное в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Смысл заглавия пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад" Смысл названия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Смысл названия пьесы Чехова «Вишневый сад» Старые и новые хозяева вишневого сада (По пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад") Старый мир и новые хозяева жизни Тема прошлого и настоящего России в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Тема русского дворянства в драматургии А.П.Чехова ("Вишневый сад") Три поколения в пьесе Чехова "Вишневый сад" Хищный зверь или человек (Лопахин в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад») Ход времени в произведении А. П. Чехова «Вишневый сад» Ход времени в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" Художественное своеобразие пьесы «Вишневый сад» Художественные функции пейзажа в пьесах А. Островского «Гроза» и А. Чехова «Вишневый сад» Чем мне понравилась пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» Чеховский "Вишневый сад" Сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад» Смысл названия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Аня и Петя Трофимов в пьесе «Вишневый сад» Звук лопнувшей струны ( «Вишневый сад» А. П. Чехова) Образ Ани, дочери Раневской в пьесе «Вишневый сад» Вся Россия - наш сад Описание образа Раневской в пьесе «Вишнёвый сад» «Вишневый сад» — драма или комедия Какое значение имеет образ Фирса в пьесе "Вишнёвый сад" Тема времени в комедии «Вишневый сад» Значение авторских ремарок в пьесе «Вишневый сад» НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЛОЕ, БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ «ВИШНЕВЫЙ САД» Второстепенные персонажи в пьесе «Вишневый сад» История создания и анализ комедии "Вишневый сад" Чехова А.П. Лопахин — «тонкая, нежная душа» или «хищный зверь» Жанровое своеобразие пьесы "Вишнёвый сад" Чехова А.П. Герои недотепы в драматургии А. П. Чехова (по пьесе «Вишневый сад») Размышления на финалом пьесы «Вишневый сад» Место образа Лопахина в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» Образы Ани и Трофимова Как определить жанр пьесы «Вишневый сад» Образ и характер Раневской Что такое «подводное течение» в пьесах А.П. Чехова? (на примере комедии "Вишнёвый сад") Комические образы и ситуации в пьесе Чехова «Вишневый сад» Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад» Будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» Вишневый сад, как символ духовной памяти Пространство и время в комедии А. П. Чехова "Вишнёвый сад" Размышление над пьесой А. П. Чехова «Вишневый сад» Место образа Лопахина в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» «Вишневый сад» Чехова цветет для человечества Тема «Вишневого сада»: тема гибели старых дворянских усадеб Разъяснение сути конфликта в пьесе «Вишневый сад» Конфликт социальных противоречий в пьесе «Вишневый сад» Вишневый сад: Нежная душа или хищный зверь Сочинение на тему "Личное отношение к образам Любови Андреевной Раневской и Пети Трофимова в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад" Сочинение на тему "Личное отношение к образу Ермолая Лопахина в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад" «Несостоявшиеся судьбы» героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Основной конфликт пьесы Чехова «Вишневый сад» Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности КОМЕДИЯ А. П. ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД" Вишневый сад - символ гибнущей красоты чистоты гармонии Характеристика образа Раневской Любви Андреевны Характеристика образа Гаева Леонида Андреевича Характеристика образа Дуняши Разлад между желаниями и возможностью их осуществления в пьесе А. П. Чехова Сюжетные линии пьесы Чехова «Вишневый сад» Центральный персонаж комедии Чехова «Вишневый сад» Образ-символ в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Основные темы пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Кто прав, представляя себе завтрашний день Отечества: Лопахин или Петя Трофимов Образ "вечного студента" Трофимова в комедии А.П.Чехова "Вишневый сад" Звуковые и цветовые эффекты пьесы «Вишневый сад» «Недотепы» в пьесе Чехова «Вишневый сад» Разговор о будущем во II действии пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (Анализ сцены) Мать и дочь Раневские в пьесе Чехова «Вишневый сад» И все-таки — комедия, драма или трагедия «Вишневый сад» Авторская позиция в образах героев пьесы «Вишневый сад» Идеи и конфликты пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова Любовь Раневская: «Продавайте и меня вместе с садом...» Мать и дочь Раневские Обличение недотепства в пьесе Чехова «Вишневый сад» Образ "вечного студента" Трофимова в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад". Ощущение времени в пьесе Чехова «Вишневый сад» Лопахин и Варя в пьесе Чехова «Вишневый сад» Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова (по пьесе «Вишневый сад») Чехов драматург. Пьеса Вишневый сад Анализ пьссы "Вышневый сад" Чехова А.П. Фирс - характеристика литературного героя Характеристика образа Ани Пересказ сцены: Приезд Раневской и Гаева в имение в пьесе «Вишневый сад» Тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Героиня комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» - комедия или трагедия Как А. П. Чехов определил жанр «Вишневого сада» Тема памяти в пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова Внутренний пафос образа Лопахина в пьесе «Вишневый сад» В чем трагизм большинства героев пьесы Чехова "Вишневый сад" Образ вишневого сада в сознании героев пьесы Антона Чехова «Вишневый сад» Герои-"недотепы" в драматургии А.П.Чехова. (По пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад") Герои "недотепы" в драматургии А.П. Чехова. (По одной из пьес) Характеристика образа Туркиной Веры Иосифовны Размышляем над страницами пьесы Антона Чехова «Вишневый сад» Драматическая элегия Чехова «Вишневый сад» Драматургические приёмы в пьесе «Вишнёвый сад» О постановках пьесы «Вишнёвый сад» «Вечный студент» Петя Трофимов в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» «ВИШНЕВЫЙ САД» А. П. ЧЕХОВА КАК КОМЕДИЯ Второстепенные персонажи пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Идейно-тематическое содержание пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова «Вишневый сад» — комедия эпохи Художественный анализ пьесы «Вишневый сад» Характеристика образа Шарлотты Ивановны Характеристика образа Лопахина Ермолая Алексеевича Новаторские взгляды Чехова в пьесе «Вишнёвый сад» Характеристика образа Трофимова Пети Что составляет конфликт пьесы Чехова «Вишневый сад» В чем заключается оптимизм пьесы «Вишневый сад» Три сценических часа пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» «Вишневый сад» как вершина драматургии А. П. Чехова Дворянство в пьесе Чехова «Вишневый сад» Место образа Лопахина Формы выражения конфликта в пьесе «Вишневый сад» Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.П.Чехова "Вишневый сад" Лирическое и трагическое качала в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Характеристика образа Фирса Мастерство в построении диалога (По одному из произведений русской литературы XX века) Характеристика образа Вари (Варвары Михайловны) Пьеса «Вишневый сад» – последнее произведение А. П. Чехова Комизм ситуаций и образов в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад» Вишневый сад как центральный образ в комедии Чехова Описание образа Лопахина в пьесе «Вишнёвый сад» Начало новой эпохи в пьесе «Вишневый сад» Сюжетное построение пьесы «Вишневый сад» Сложность анализа пьесы «Вишневый Сад» Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» Чехов А. П. «Вишневый сад» — драма, комедия или трагедия «Идет новый помещик, владелец вишневого сада!» (о пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова) Приходов не было Художественные особенности пьесы «Вишневый сад» Новый владелец вишневого сада в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Схематичное деление героев в пьесе «Вишневый сад» Образ "вечного студента" Трофимова Второстепенные персонажи пьесы Чехова «Вишневый сад» Проблема прототипов в пьесе «Вишневый сад» ДРАМАТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ А.П. ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД" Характеристика образа Епиходова Семена Пантелеевича Размышляя над страницами пьесы А. П. ЧЕХОВА «Вишневый сад» Характеристика образа Туркина Ивана Петровича О замысле пьесы «Вишнёвый сад» О символическом смысле названия пьесы «Вишнёвый сад» Герои пьесы «Вишневый сад», как представители трех разных эпох Рассказ Раневской о прошлом в пьесе «Вишневый сад» Кардинальный конфликт в пьесе Чехова «Вишневый сад» Чехов А. П. Дворянство в пьесе А. И. Чехова «Вишневый сад» Вопрос о единстве формы и содержания в пьесе «Вишневом саде» Обличение недотепства в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Вишневый сад в пьесе А. П. Чехова — олицетворение России накануне первой русской революции Три времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Принципы изображения персонажей в пьесе «Вишневый сад» Три поколения в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Значение образа Пети Трофимова в идейном замысле пьесы Разговор о будущем во втором действии пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Сюжетно композиционные особенности пьесы «Вишневый сад» Вина героев в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» Пьеса «Вишневый сад», являясь завершением русского критического реализма Герой комедии Чехова «Вишневый сад»