Стихотворения

Александр Александрович Блок


Сочинения
31 сочинение

«Тема России в стихотворении А. Блока «Новая Америка»»

Сочинение

Стихотворение «Новая Америка» (цикл «Родина») было создано Блоком в 1913 году, накануне первой мировой войны. Можно сказать, что данное произведение стало этапным для поэта — оно подводит итоги и, в то же время, рисует новый портрет России, новую перспективу ее развития.

В начале стихотворения лирический герой обрисовывает свое отношение к родине — для него это «родная», больше того, «роковая» страна. Судьба героя неразрывно связана с судьбой России, его «крест» — быть рядом с ней всегда, и в горе, и в радости.

История родины лирического героя наполнена драматическими событиями — с момента своего образования она «стоит под метелицей дикой». Неужели в ее судьбе «только страшный простор пред очами, Непонятная ширь без конца?» — задается герой терзающим его вопросом.

В своем произведении Блок создает разные лики России, пытается понять, какова она была и какой стала теперь: «Утопая в глубоком сугробе, Я на утлые санки сажусь». Первоначально (и обманчиво) Русь кажется богомольной, скорбной, смиренной:

Там прикинешься ты богомольной,

Там старушкой прикинешься ты,

Глас молитвенный, звон колокольный,

За крестами — кресты, да кресты…

Но сама русская природа («ладан твой синий и росный»), сам дух страны говорят герою об иной сущности его родины — «Нет, не старческий лик и не постный».

И в этом стихотворении Россия выступает у Блока в образе девушки, духовной невесты поэта. Он видит, что за скромным московским платочком скрываются не только покорно-робкие глаза, но и речи и вольные мысли («запылавшие щеки твои»).

Далее поэт говорит о переменах, о смутном времени, в которое вынуждена жить его Русь. Время ускоряет свой ход, изменения, хорошие или плохие, коснулись и России: «И ветер рванулся, Черноземным летя пустырем», «Тянет гарью горючей, свободной, Слышны гуды в далекой дали…»

Что это за тревожный зов? Отвечая на вопрос, Блок напоминает об основных этапах славной истории нашей страны: о войнах с половцами, о татаро-монгольском нашествии, о битвах с турками. Но нет, тревожная гарь — не признак новой войны с внешними врагами. Это нечто другое, еще неизведанное, а потому тревожное:

Нет, не вьются там по ветру чубы,

Не пестреют в степях бунчуки…

Там чернеют фабричные трубы,

Там заводские стонут гудки.

На Русь, степную, деревенскую, нищую, наступает нечто совершенно новое — прогресс, цивилизация. Она постепенно меняет облик Руси:

Путь степной — без конца, без исхода,

Степь, да ветер, да ветер, — и вдруг

Многоярусный корпус завода,

Города из рабочих лачуг…

Как, по мнению поэта, страна воспринимает это и каково его собственное отношение к таким переменам?

Герой радуется изменениям его родной страны: «Новым ты обернулась мне ликом, И другая волнует мечта…» Он видит новые перспективы ее развития, новый путь обретения мощи, силы, богатства: «Черный уголь — здесь царь и жених».

Пусть лик России изменился, и теперь путь ее, по убеждению Блока, неразрывно связан с индустриализацией, но Руси красит этот новый вид: «Но не страшен, невеста, Россия, Голос каменных песен твоих!»

Таким образом, новая эпоха дарит лирическому герою надежду — он видит великое будущее страны, ее положительные изменения и большие перспективы, связанные с цивилизацией, прогрессом.

Показательной является, на мой взгляд, перекличка первой и последней строфы стихотворения. Если в начале произведения лирическому герою не была видна «звезда», которая здесь выступает символом надежды, то в последней строфе он смог увидеть ее:

То над степью пустой загорелась

Мне Америки новой звезда!

Почему в стихотворении появляется образ «новой Америки»? Мне кажется, здесь есть перекличка с выражением «открыть Америку». Когда Колумб нашел неизвестный континент, сколько надежд и перспектив родились вместе с этим открытием! Так и у Блока — он «открыл новую Америку» для себя, увидев новую Россию. Да и сама страна начала новый этап в своем развитии, она сама для себя открыла «новую Америку».

Таким образом, стихотворение Блока «Новая Америка» — это взгляд поэта на свою родину в начале нового, неизведанного еще, пути. Он осмысляет ее перспективы, соотносит их с длинной и богатейшей историей страны. В результате Блок приходит к выводу, что технический прогресс, индустриализация принесет России новые возможности, даст мощный толчок к ее дальнейшему развитию. Больше того, поэт считает, что с приходом этого нового этапа над его страной загорелась новая звезда — звезда надежды на прекрасное будущее.

Другие сочинения по этому произведению


«Моя тема-тема о России» (по лирике А.А. Блока) «Я люблю Родину, я очень люблю Родину» (По страницам лирики С. Есенина и А. Блока) Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь». Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день» Анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане». Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Анализ стихотворения А. Блока «Сытые» В чём смысл включения стихотворения А. Блока «На железной дороге» в цикл «Родина» Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского Лирический герой А. Блока Любовная лирика А. А. Блока Образ времени в поэзии Блока и Есенина Образ Родины в творчестве А. Блока Почему стихотворения «На поле Куликовом» А. Блока являются лирическим циклом? Роль цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в творчестве А. А. Блока С чем связан драматизм звучания стихов А. А. Блока о России? Своеобразие художественного мира Блока Сопоставление стихотворений «Россия» А. Блока и «Родина» Н. А. Некрасова Сравнение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» и А. А. Блока «Россия» Сравнительный анализ стихов о любви Блока и Ахматовой. Тема «страшного мира» в стихотворении А. Блока «Незнакомка». Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока Тема дома и бездомья в лирике А. Блока Тема любви в поэзии А. Блока Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина Художественные особенности цикла А. Блока «На поле Куликовом»