Стихотворения

Александр Александрович Блок


Сочинения
31 сочинение

«Тема дома и бездомья в лирике А. Блока»

Сочинение

Свое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное «романом в стихах», «трилогией вочеловечения». Главная идея этой трилогии Блока — идея трагического пути лирического героя, кровно связанного со своим временем. В письме к А. Белому он образно обозначил этапы этого пути: «…от мгновения слишком яркого света — через непроходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятьям, „возмездию“ и…- к рождению человека „общественного“, художника, мужественно глядящего в лицо миру».

В первый том стихотворений Блока вошли три цикла: «Ante lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья». Здесь романтический лирический герой как бы разделен надвое. С одной стороны, он разочарован в жизни и стремится к смерти. С другой — герой любит жизнь и хочет ею наслаждаться.

Разочарованный герой, отверженный и одинокий, не имеет своего дома. Он вынужден скитаться, презираемый толпой: «В холодной мгле передрассветной Среди толпы блуждаю я…» («Пусть светит месяц — ночь темна…») Ощущение себя в жизни герой передает фразой: «Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне». У лирического героя первой книги стихов Блока нет дома. Да он ему и не нужен. Герой бродит по свету. Он молод, ищет себя, познает мир:

В ночи, когда уснет тревога.

И город скроется во мгле. — 

О, сколько музыки у бога,

Какие звуки на земле!

«В ночи, когда уснет тревога…»

Особенно сильно этот мотив начинает звучать в оптимистических, жизнерадостных стихах первой книги («Я стремлюсь к роскошной воле»), в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Поэт считал, что любовь к миру открыта человеку через любовь к женщине. Лирический герой показан в этом цикле на фоне природы, вечных стихий. Скорее здесь развивается тема странничества и слияния с природой. Эта тема заявлена уже во «Вступлении»: «Отдых напрасен. Дорога крута. Вечер прекрасен. Стучу в ворота». В момент любви для героя весь мир — его дом: «Навстречу вешнему расцвету Зазеленели острова», «Тихо вечерние тени В синих ложатся снегах».

В «Распутье» возникает другой мотив. Появляется связь с повседневностью, внимание к человеческому горю. В этом цикле двойник лирического героя — нищий бродяга, не имеющий своего пристанища из-за социального положения:

Мимо идут, говоря: «Ты, прохожий,

Точно такой же, как я, как другой;

Следом идет на тебя непохожий

Сгорбленный нищий с сумой и клюкой».

Лирический герой становится ближе к людям, он начинает замечать их страдания. Поэтому чувствовать себя благополучным он уже не может. Сердцем герой — вместе со своим народом.

Лирика второго тома отразила важные изменения в творчестве Блока. Теперь лирический герой обращен к миру, к его бедам и радостям. Здесь отчетливо начинает звучать тема Родины. Для лирического героя Родина — его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее «тайну», познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси — ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной — нужно быть рядом с народом («Русь»):

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины…

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

В цикле «Разные стихотворения» появляется образ осеннего поля, ненастья, пронизывающего насквозь ветра. Этот образ символизирует положение страны, русского народа. И это — дом для поэта, неуютный, холодный, продуваемый. Однако по-другому лирический герой не может. Он не может бросить свою Россию.

Погружаясь в стихию повседневности, Блок создает свой знаменитый «чердачный цикл» («Холодный день», «В октябре», «Ночь. Город угомонился», «Окна во двор», «На чердаке» и другие). Здесь лирический герой - представитель городских низов, один из многих «униженных и оскорбленных». Его окружают «зловонные двери», «низкий потолок», «заплеванный угол», «оловянные кровли». Лирическое «я» растворилось в личностях других людей, в тех «униженных и оскорбленных», которым нужна помощь и сочувствие.

Третий том стихов Блока — завершающий том его трилогии. Это высший этап трудного, во многом трагического пути поэта. Он открывается циклом «Страшный мир». Теперь дом для лирического героя — вся Вселенная, космос:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, — в который раз?

В этом цикле вновь приобретает сильное звучание мотивы трагического мироощущения, «угрюмства», мысль о роковом круговороте жизни, о беспомощности человека. Эти мотивы продолжают развиваться и в других циклах третьего тома. Однако нельзя думать, что в финал творчества поэта — это пессимизм и фатализм. Отнюдь:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Тема дома и, как его развитие, тема бездомья пронизывает всю творчество Блока. Можно сказать, что эта тема — один из лейтмотивов творчества поэта. Из тома в том тема дома и бездомья развивается по-своему: от полного бездомья лирического героя до осознания, что вся Вселенная — его пристанище.

Другие сочинения по этому произведению


«Моя тема-тема о России» (по лирике А.А. Блока) «Я люблю Родину, я очень люблю Родину» (По страницам лирики С. Есенина и А. Блока) Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь». Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день» Анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане». Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Анализ стихотворения А. Блока «Сытые» В чём смысл включения стихотворения А. Блока «На железной дороге» в цикл «Родина» Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского Лирический герой А. Блока Любовная лирика А. А. Блока Образ времени в поэзии Блока и Есенина Образ Родины в творчестве А. Блока Почему стихотворения «На поле Куликовом» А. Блока являются лирическим циклом? Роль цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в творчестве А. А. Блока С чем связан драматизм звучания стихов А. А. Блока о России? Своеобразие художественного мира Блока Сопоставление стихотворений «Россия» А. Блока и «Родина» Н. А. Некрасова Сравнение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» и А. А. Блока «Россия» Сравнительный анализ стихов о любви Блока и Ахматовой. Тема «страшного мира» в стихотворении А. Блока «Незнакомка». Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока Тема любви в поэзии А. Блока Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина Тема России в стихотворении А. Блока «Новая Америка» Художественные особенности цикла А. Блока «На поле Куликовом»