«Своеобразие художественного мира Блока»
Свое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное «романом в стихах», «трилогией вочеловечения». Главная идея этой трилогии Блока — идея трагического пути лирического героя, кровно связанного со своим временем. В письме к А. Белому он образно обозначил этапы этого пути: «…от мгновения слишком яркого света — через непроходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятьям, „возмездию“ и…- к рождению человека „общественного“, художника, мужественно глядящего в лицо миру».
 В первый том стихотворений Блока вошли три цикла: «Ante lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья». Здесь романтический лирический герой как бы разделен надвое. С одной стороны, он разочарован в жизни и стремится к смерти. С другой — герой любит жизнь и хочет ею наслаждаться. 
 Разочарованный герой, отверженный и одинокий, не имеет своего дома. Он вынужден скитаться, презираемый толпой: «В холодной мгле передрассветной Среди толпы блуждаю я…» («Пусть светит месяц — ночь темна…») Ощущение себя в жизни герой передает фразой: «Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне». У лирического героя первой книги стихов Блока нет дома. Да он ему и не нужен. Герой бродит по свету. Он молод, ищет себя, познает мир:
 В ночи, когда уснет тревога.
 И город скроется во мгле. — 
 О, сколько музыки у бога, 
 Какие звуки на земле!
 «В ночи, когда уснет тревога…»
 Особенно сильно этот мотив начинает звучать в оптимистических, жизнерадостных стихах первой книги («Я стремлюсь к роскошной воле»), в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Поэт считал, что любовь к миру открыта человеку через любовь к женщине. Возлюбленная для поэта является идеалом, неземным образом. Блок наделяет любимую женщину божественными чертами:
 Вхожу я в Тёмные храмы, 
 Совершаю бедный обряд. — 
 Там жду я Прекрасной Дамы
 В мерцаниях красных лампад.
 В цикле стихов Блока «Распутье» появляется связь с повседневностью, внимание к человеческому горю. В этом цикле двойник лирического героя — нищий бродяга, не имеющий своего пристанища из-за социального положения:
 Мимо идут, говоря: «Ты, прохожий, 
 Точно такой же, как я, как другой;
 Следом идет на тебя непохожий 
 Сгорбленный нищий с сумой и клюкой».
 Лирический герой становится ближе к людям, он начинает замечать их страдания. Поэтому чувствовать себя благополучным он уже не может. Сердцем герой — вместе со своим народом. 
 Лирика второго тома отразила важные изменения в творчестве Блока. Теперь лирический герой обращен к миру, к его бедам и радостям. Здесь отчетливо начинает звучать тема Родины. Для лирического героя Родина — его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее «тайну», познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси — ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной — нужно быть рядом с народом («Русь»):
 Где все пути и все распутья
 Живой клюкой измождены,
 И вихрь, свистящий в голых прутьях,
 Поет преданья старины…
 Так — я узнал в моей дремоте
 Страны родимой нищету,
 И в лоскутах ее лохмотий
 Души скрываю наготу.
 В цикле «Разные стихотворения» появляется образ осеннего поля, ненастья, пронизывающего насквозь ветра. Этот образ символизирует положение страны, русского народа. И это — дом для поэта, неуютный, холодный, продуваемый. Однако по-другому лирический герой не может. Он не может бросить свою Россию.
 Погружаясь в стихию повседневности, Блок создает свой знаменитый «чердачный цикл» («Холодный день», «В октябре», «Ночь. Город угомонился», «Окна во двор», «На чердаке» и другие). Здесь лирический герой — представитель городских низов, один из многих «униженных и оскорбленных». Его окружают «зловонные двери», «низкий потолок», «заплеванный угол», «оловянные кровли». Лирическое «я» растворилось в личностях других людей, в тех «униженных и оскорбленных», которым нужна помощь и сочувствие. 
 Третий том стихов Блока — завершающий том его трилогии. Это высший этап трудного, во многом трагического пути поэта. Он открывается циклом «Страшный мир». Теперь дом для лирического героя — вся Вселенная, космос:
 Миры летят. Года летят. Пустая
 Вселенная глядит в нас мраком глаз.
 А ты, душа, усталая, глухая,
 О счастии твердишь, — в который раз?
 В этом цикле вновь приобретает сильное звучание мотивы трагического мироощущения, «угрюмства», мысль о роковом круговороте жизни, о беспомощности человека. Эти мотивы продолжают развиваться и в других циклах третьего тома. Однако нельзя думать, что финал творчества поэта — это пессимизм и фатализм. Отнюдь:
 О, я хочу безумно жить:
 Все сущее — увековечить,
 Безличное — вочеловечить,
 Несбывшееся — воплотить!
 Поэзия Блока интересна и многогранна. Примечательно то, что все циклы его стихотворений внутренне связаны между собой. Создается впечатление, что всю свою жизнь Блок писал одну большую книгу, в которой жаждал показать глубину и красоту своей души.
Другие сочинения по этому произведению
«Моя тема-тема о России» (по лирике А.А. Блока) «Я люблю Родину, я очень люблю Родину» (По страницам лирики С. Есенина и А. Блока) Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Анализ стихотворения