Стихотворения

Александр Александрович Блок


Сочинения
31 сочинение

«Тема «страшного мира» в стихотворении А. Блока «Незнакомка».»

Сочинение

А.А. Блок- величайший русский поэт-символист 19−20 веков. Особенно велико было влияние рус¬ского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящей¬ся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом направленность стихов Блока, их инди¬видуализм и отрешенность от мира. Но мне бы хотелось сделать больший акцент на тему «страшного мира» в поэзии Блока, а именно в стихотворении «Незнакомка».

Стихотворение Блока «Незнакомка» принадлежит к циклу стихотворений «Город"(1904−1908 гг.). Именно в это время поэт испытывал ощущения тоски, неверия и отчаяния. «Незнакомка" — мрачное, но в то же время и очень красивое стихотворение. Приемом построения стихотворения является антитеза. Это произведение можно мысленно разделить на две части: 1 часть рассказывает нам об окрестностях ресторана, где на данный момент находится лирический герой, а 2 часть повествует нам о появлении незнакомки, которая пришла и изменила всё.

Я бы хотел подробно разобрать каждую из частей стихотворения. Первая часть, или же первый мир- это мир пьянства и пошлости, где царит хаос и угнетенность. Поэт ярко описывает социально-бытовой фон ресторана: «женский визг», «пьяные окрики», «пьяницы с глазами кроликов», «детский плач». Блок, как истинный мастер слова, всегда точно передает окружающую обстановку при помощи литературный средств и приёмов. В первом четверостишии поэт соединяет несоединимое при помощи оксюморона: «весенний и тлетворный дух». Когда мы слышим слова весна, то возникает ассоциация с чем-то необычайно красивым, возрождающимся, расцветающим, а в данном контексте у меня не появляется такого ощущения. Слово тлетворный- это слово высокого стиля, которое означает гибельный, угасающий. После прочтения этого словосочетания у меня возникает действительно страшное и не объяснимое чувство, и тут я понимаю, насколько страшен этот мир, который погрязает в моральной грязи, безнравственности и жестокости, это тот мир, который не имеет выхода и из которого нельзя спастись. Лирический герой отдается этому страшному миру душой и телом:

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

Первый мир страшен, жесток и однообразен. И не просто так поэт использует анафору: «и каждый вечер…», которая отображает однообразие, скуку и цикличность этого мира.

Нельзя не обратить внимания на Луну, о которой идет речь в стихотворении: «А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится диск». Многие люди знают, что Луна для влюбленных- это символ любви. Но в этом стихотворении у меня такой ассоциации не возникает. Здесь Луна- это символ чего-то страшного, так как мы слышим «женский визг».

Но тут, среди хмельно угара, появляется незнакомка:

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость и грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. Здесь звуки пошлой, болотной жизни сменяются на звуки спокойствия и красоты: «женский визг» на «девичий стан», «кривится диск» на «чье-то солнце», «тлетворный дух» на «дыша духами и туманами». Аллитерация в описании грязной улицы сменяется ассонансом, где нет резких и грубых звуков, там только присутствуют такие звуки, как «у», «а», которые отображают спокойствие и умиротворенность второго мира. Сама незнакомка- символ хорошего будущего. После того, как лирический герой увидел незнакомку, у него как будто изменилось мышление и представление об этом ужасном мире. Он замечает ее необычные вещи, в ее «темной вуали» герой видит «берег очарованный и очарованную даль». Я считаю, что герой лишь только внешне принадлежит к первому миру. так как он от обычных людей ничем не отличается. Внутренне же он принадлежит ко второму миру, так как при появлении незнакомки он начинает сознательно меняться и мыслить по-другому, что нельзя сказать об окружающих его людях. В нем есть что-то хорошее, он еще окончательно не погряз в первом страшном мире: «в моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне». Лирический герой стал на путь истины. на путь исправления. Он говорит: «Я знаю: истина в вине». В этой строке проглядывается символ откровения нашего героя. Ведь недаром в народе существует такая пословица, которая гласит: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

А. А. Блок нам показывает «страшный мир», в котором у человека лишь один путь: сначала умирает душа, потом тело. С приходом Незнакомки человек забывает о страшном мире, и ему открывается «берег очарованный». Однако страшный мир не исчезает. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным. Этот мир у Блока, на мой взгляд, уж очень ужасен, поэт слишком трагично воспринял реальный мир, увидел всю эту мерзость, и от этого его собственная жизнь стала ужасной. Тьма и грязь затмили все прекрасное. Конечно, он больше не мог видеть света и радости, и от этого, наверное, так рано умер. «Страшный мир» поглотил талантливого поэта и прекрасного человека. Нашу жизнь можно назвать «страшным миром», в котором много пошлости и грязи. И все-таки я думаю, что в жизни есть и много светлого, чистого. Важно только разглядеть этот свет среди мглы. Каждый человек должен увидеть свой лучик, не обращая, внимания на попытки «мертвецом» отравить ядом. Главное не потерять свои душу и сердце, тогда будут и силы, чтобы победить весть этот «страшный мир»…

Другие сочинения по этому произведению


«Моя тема-тема о России» (по лирике А.А. Блока) «Я люблю Родину, я очень люблю Родину» (По страницам лирики С. Есенина и А. Блока) Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь». Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день» Анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане». Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Анализ стихотворения А. Блока «Сытые» В чём смысл включения стихотворения А. Блока «На железной дороге» в цикл «Родина» Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского Лирический герой А. Блока Любовная лирика А. А. Блока Образ времени в поэзии Блока и Есенина Образ Родины в творчестве А. Блока Почему стихотворения «На поле Куликовом» А. Блока являются лирическим циклом? Роль цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в творчестве А. А. Блока С чем связан драматизм звучания стихов А. А. Блока о России? Своеобразие художественного мира Блока Сопоставление стихотворений «Россия» А. Блока и «Родина» Н. А. Некрасова Сравнение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» и А. А. Блока «Россия» Сравнительный анализ стихов о любви Блока и Ахматовой. Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока Тема дома и бездомья в лирике А. Блока Тема любви в поэзии А. Блока Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина Тема России в стихотворении А. Блока «Новая Америка» Художественные особенности цикла А. Блока «На поле Куликовом»