Стихотворения

Александр Александрович Блок


Сочинения
31 сочинение

«Образ времени в поэзии Блока и Есенина»

Сочинение

А. Блок и С. Есенин жили и творили в трудное для России время. На их долю, как и на долю миллионов людей, выпало испытание революцией и гражданской войной. Эти поэты были свидетелями коренного слома старого уклада жизни, слома сознания, мироощущения, существования… Можно сказать, что Блок и Есенин стали свидетелями жизненной трагедии своих соотечественников.

Конечно, эти поэты всей душой были вместе со своим народом, вместе с ним они страдали и мучились, решали важнейшие вопросы, определялись со своим отношением к произошедшим переменам. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что лирические герои этих поэтов — люди того непростого времени, выразившие мысли и чаяния определенной части русского народа.

Так, А. Блок, осмысляя современность, обращался к истории России. Наиболее полно его мысли воплотились в цикле «Родина», где ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны. Особенно значимым в этом отношении является цикл «На поле Куликовом».

Куликовская битва в восприятии поэта — символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому в стихотворениях этого цикла можно заметить часто встречающиеся слова с семантикой возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…»; «Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла…» и так далее. Тем самым Блок хотел показать, насколько исторические события связаны с современностью.

Для лирического героя Блока родина — это его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее «тайну», познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси — ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной — нужно быть рядом с народом («Русь») в любой ситуации, особенно в критические моменты:

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины…

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Как известно, Блок верил в революцию, придавал ей огромное значение и символическое звучание. Поэт верил в очистительную силу свершившихся перемен. Свое отношение к революции Блок выразил в поэме «Двенадцать». Неслучайно в финале этого произведения появляется образ Исуса Христа. Для поэта Христос — это нравственный эталон человеческого бытия, имя которому Любовь. Это символ будущего, оправдывающего настоящее.

В этом образе заключена для Блока высшая духовность человечества, его культурные ценности, которые «россыпью жемчужной» достанутся тем, кто будет жить в соответствии с этими идеалами. В поэме эти ценности не востребованы, но они «надвьюжны», непреходящи, а значит, могут достаться тем, кто их будет искать.

В поэзии Сергея Есенина сложился несколько другой образ времени. Уроженец села, ранний Есенин воспринимал отчизну, прежде всего, в образе родной природы, «рязанских раздолий», «хат, в ризах образа». Мы видим, что в лирике Есенина образ Родины тесно связан с христианскими мотивами:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Но в дореволюционном творчестве Есенина Русь — это еще и нищая, многострадальная страна, «черная, потом пропахшая выть», брошенный край, «пустырь».

В послеоктябрьской лирике Есенина одной из центральных тем становится изменение жизни и страны в связи с революцией. Первоначально поэт принял это событие. Он считал, что цель революции — установить на земле христианский рай. В связи с этим Россия воспринималась Есениным как богоизбранная, духовная страна. Поэтому в поэзии этого времени возникает библейская тематика и символика:

Небо как колокол,

Месяц — язык,

Мать моя — родина,

Я — большевик.

Это явно перекликается с творчеством Блока, который также связывал образ России с темой Бога, святости. Вспомним, хотя бы, его поэму «Двенадцать».

Но уже в 1920 — 1923 годах Есенин разочаровывается в революции. В его лирике появляются пессимистические мотивы смерти, разрушения, краха надежд. Все больше поэт горюет об исчезновении столь любимой и знакомой ему деревни, наступлении века «железного коня», дьявольского начала. Особенно четко это проявилось в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…». Здесь мы также видим перекличку с лирикой Блока, особенно с его циклом «Страшный мир». В нем Блок воплотил одну из сторон своей отчизны — «страшный мир» города, разрушающего и уничтожающего человека.

Герой Есенина очень переживает, видя все то, что происходит со страной после 1917 года. В стихотворении «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…» лирический герой «опустясь головою, заливает глаза вином…». Он боится увидеть «лицо роковое», хочет забыться, хотя бы короткое время о нем не думать. Что же это за «роковое лицо»? Мне думается, что так герой, и сам поэт, характеризует положение его любимой родины, его «голубой Руси» после событий 1917 года. А это положение представляется герою не только плачевным и бедственным, но и «роковым».

Настоящее России герой Есенина оценивает очень негативно — как угар и пьянство, как бредовый кошмар, который он наблюдает и в кабаке, и в стране: «Самогонного спирта — река. Гармонист с провалившимся носом Им про Волгу поет и про Чека». Атмосфера, царящая здесь, напоминает какой-то страшный сон: озлобившиеся люди, у которых не осталось ничего святого, разгул нечистой силы, стихии, хаоса: «Что-то злое во взорах безумных, Непокорное в громких речах…»

Стоит заметить, что, несмотря ни на что, в финале жизни и Есенин, и Блок довольно оптимистично смотрели на перспективы развития России, на ее будущее. Блок выражает надежду на то, что Россия пройдет сквозь все испытания, закалится и станет, наконец, счастливой. Есенин же принимает советское настоящее его любимой Руси, печалясь лишь о том, что он не смог найти себя в новой жизни, и остается с «Русью уходящей».

Другие сочинения по этому произведению


«Моя тема-тема о России» (по лирике А.А. Блока) «Я люблю Родину, я очень люблю Родину» (По страницам лирики С. Есенина и А. Блока) Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь». Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день» Анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане». Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Анализ стихотворения А. Блока «Сытые» В чём смысл включения стихотворения А. Блока «На железной дороге» в цикл «Родина» Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского Лирический герой А. Блока Любовная лирика А. А. Блока Образ Родины в творчестве А. Блока Почему стихотворения «На поле Куликовом» А. Блока являются лирическим циклом? Роль цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в творчестве А. А. Блока С чем связан драматизм звучания стихов А. А. Блока о России? Своеобразие художественного мира Блока Сопоставление стихотворений «Россия» А. Блока и «Родина» Н. А. Некрасова Сравнение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» и А. А. Блока «Россия» Сравнительный анализ стихов о любви Блока и Ахматовой. Тема «страшного мира» в стихотворении А. Блока «Незнакомка». Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока Тема дома и бездомья в лирике А. Блока Тема любви в поэзии А. Блока Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина Тема России в стихотворении А. Блока «Новая Америка» Художественные особенности цикла А. Блока «На поле Куликовом»