Двенадцать

Александр Александрович Блок


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
127 сочинений

«Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать"»

Сочинение

Сюжет поэмы Блока «Двенадцать» строится на художественных ассоциациях, исключающих подробные, а нередко и всякие ложно-психологические мотивировки перехода от одних ситуаций к другим. Такой лаконизм стиля Блока позволяет ему свести до минимума описательность и особо выделить динамичность сюжетного действия. Огромную роль в построении динамичного сюжета играет прием контраста. Чтобы наглядно представить эффект данного приема, обратимся непосредственно к тексту поэмы.
В первой части, представляющей из себя своеобразный пролог, поэт лаконично обрисовывает революционный город, не называя его. О том, что это за город, можно догадаться по плакату: «Вся власть Учредительному собранию». Здесь же он описывает представителей «старого» мира: «буржуй на перекрестке», «писатель - Вития», «долгополый... товарищ поп», «барыня в карауле» - все они являются представителями отмирающего общества, объединенными в символический образ «черного вечера». С ним контрастирует образ «белого снега», то есть представители «нового» мира, о которых речь пойдет во второй главе. «Новый» мир также представлен образами двенадцати красноармейцев, являющихся как бы апостолами, провозглашающими гибель «старого» мира. Так уже первые две строки - это противопоставление двух многосложных символических образов, разъяснение которых позволяет выявить основной конфликт поэмы - конфликт «старого» и «нового», «черного и белого».
В первой же части поэмы появляется мотив «злобы», то есть движущей силы революции. Он также становится ясным, благодаря употреблению рядом со словом «злоба» внешне контрастных эпитетов «черная» и «светлая». Этим поэт подчеркивает, что в ходе революции обычное человеческое чувство злости по отношению к «Старому» миру должно быть оправдано, если на смену «старому» придет «новое». Здесь проявляется вера самого Блока в способность революции изменить все к лучшему.
Вторая и третья главы посвящены описанию двенадцати «апостолов» нового времени - красноармейцев. Поэт не дает нам конкретного описания этих людей, они характеризуются как коллектив:
В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!
Уже в этих строках есть замечание, помогающее обрисовать этих героев. «Бубновый туз» - это знак каторжника. Для них важна «свобода», они отвергают все, даже «крест», для них нет ничего святого. Это описание резко противоположно обычному представлению читателя об апостолах. Но так же контрастное соединение было необходимо Блоку, чтобы подчеркнуть духовную деградацию человека, потерю идеала в период ломки «старого» мира. В финале эта мысль достигнет своего предела, когда «апостолы», не узнав своего учителя Иисуса Христа, выстрелят в него.
На приеме контраста построен не только внешний облик «апостолов», но и их противоречивый внутренний мир. Внешне они отрекаются от всяких проявлений религиозности. Об этом говорит часто повторяющаяся реплика: «Эх, эх, без креста!» Или, например, сцена осуждения Петрухи его товарищами, когда тот упоминает имя Спаса (Иисуса). Но в то же время в третьей части мы слышим как бы внутренний голос всех двенадцати красноармейцев: «Господи, благослови!»
В одиннадцатой главе поэт как бы окончательно закрывает тему идеала, к которому необходимо стремиться: И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль...
Но на самом деле идеал этот есть, его просто не могут увидеть разочарованные в жизни двенадцать. И опять Блок использует для доказательства этой мысли прием контраста, вводя в финал поэмы образ Христа «в белом венчике из роз», олицетворяющем идеалы добра, любви, чистоты.
С помощью такого противопоставления поэту удалось изобразить настоящий ход революции. Он доказал, что ее стихийный водоворот «всасывает» в свою воронку исстрадавшихся людей, которые «ко всему готовы» и им «ничего не жаль». Они вроде бы всеми силами хотят раздуть «мировой пожар» «на горе всем буржуям», но в то же время им владеет «скука», происходящая от незнания того, к чему следует стремиться.
Прием контраста Блок использует и чтобы показать стихийный характер революции. Это проявляется в ритмической организации всей поэмы. С одной стороны, организованность шествия красноармейцев постоянно подчеркивается рефреном: «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!» с другой стороны, этому рефрену противопоставлены различные размеры стихов каждой главы: это и двустопный хорей, переходящий в трехстопный анапест в первой главе. И опять-таки эти размеры Блок берет не в чистом виде, дополняя их трехстопным дольником:
Черный вечер.
Белый снег
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -На всем божьем свете!
Поэт использует также и раешный стих. Наряду с разной организацией стиха он использует в поэме и различные лирические жанры: стих-молитва, стих-частушка, стих-романс. Все это резко контрастирует с вроде бы организованным шествием красноармейцев.
Таким образом, мы видим, что прием контраста необходим Блоку для множества целей, поставленных им перед произведением. Во-первых, он помогает воссоединить двенадцать, казалось, не связанных между собой главок. Во-вторых, он во многом разъясняет смысл произведения, помогает уловить «мерцающий» смысл поэмы. В-третьих, прием контраста является, на мой взгляд, самым важным в раскрытии образов главных героев поэмы и загадки финала, над которой задумываются уже не одно десятилетие.

Другие сочинения по этому произведению


"...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.А.Блока "Двенадцать".) "Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) «Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать») «Дети страшных лет России» И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать») «Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать») Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция») Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”) Анализ поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»? Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А. Блок. «Двенадцать»,) Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Изображение старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мира Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»? Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»? Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Образ революционной эпохи в поэме А.Блока "Двенадцать" Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать". Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Поэма Блока «Двенадцать» Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать” Роль символов в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать». Символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Символика и её роль в поэме А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать». Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать» Христианская символика поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать») Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать») Сочинение по поэме Блока «Двенадцать» Почему Христос? (по поэме «Двенадцать») Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать» История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Тема революции в поэме Блока “12” Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» Революция в поэме Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать” Поэма «Двенадцать» - гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План) Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать» ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ". Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать» Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» «Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать» Двенадцать – символическое обозначение массы Вечные" вопросы и их решение в поэме А.А. Блока "Двенадцать Особенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать». Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать". Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать». Позиция автора в поэме «Двенадцать» «Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Восприятие революции в поэме «Двенадцать» Понимание Блоком Октябрьской революции Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать» Главная драматическая линия в поэме «Двенадцать» Цветовая символика поэмы А. Блока «Двенадцать» Законы истории в поэтическом наследии А. А. Блока (На примере поэмы «Двенадцать») Раздумья о судьбах Родины (по поэме Блока «Двенадцать») Лирический герой А. А. Блока Душа парила ввысь и там звезду нашла Прием контраста в поэме 12 Блока «Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция) Ритмико музыкальный анализ поэмы «Двенадцать» Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать») Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Отношение Ахматовой к лирической поэме «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме Блока «Двенадцать» Личные трагедии в поэме «Двенадцать» Человек в революции Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» Что услышал Блок в <музыке революции>? (По поэме <Двенадцать>.) Тема революции в поэме «Двенадцать» Революция и старый мир в поэме «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант) «Двенадцать» Блок - Александр Блок и революция Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» “…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. (Поэма А. А.Блока “Двенадцать”.) Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Ее герои своеобразие композиции Взаимоотношение человека и стихии в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Смысловые и ритмические контрасты поэмы Александра Блока «Двенадцать» «Двенадцать» Блок - Значение символических образов Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант) Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Человек в революции: рождение или гибель Поэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию (План) Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Художественные особенности поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Двойственная сторона революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А.А.Блока "Двенадцать"? КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» Поэма «Двенадцать» Блока Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать” «Раздастся мерный шаг…»(По поэме А. Блока «Двенадцать») «Двенадцать» Блок - Библейские аллюзии Музыка революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы Блока А.А. «Двенадцать» Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (План-сочинение) Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А. А. Блок (по поэме «Двенадцать») Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать".