Двенадцать

Александр Александрович Блок


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
127 сочинений

«Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»»

Сочинение

Поэма «Двенадцать» — вершина революционного творчества Блока. Произведение явилось для поэта огромным шагом вперед в его постоянных исканиях новой формы, способной наиболее полно и верно «отсчитать биение пульса революции». Блок призывает: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию!»

Этот призыв он воплотил в произведение, которое было новым не только по содержанию, но и по форме. В «Двенадцати» Блок с величайшим страстью и громадным мастерством запечатлел открывшийся ему в метелях и пожарах образ новой, как ему казалось, свободной революционной Родины. Верный своим исконным представлениям о «России-буре», поэт принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном огне которого должен исчезнуть весь старый мир без остатка.

В поэме Блоком гениально передана оглушившая поэта музыка крушения старого мира. Эта тема определила особое построение — композицию поэмы. Само название «Двенадцать» многозначно. Обычно его связывают с магическим смыслом этого числа в поверьях многих народов. Но в «магию числа» автор вложил конкретный идейный, социальный и «композиционный» смысл. Двенадцать — посланцы нового мира, несущие сквозь враждебные стихии («вихри враждебные») очистительное возмездие революции. Двенадцать — это число стихотворений-глав, композиционных частей, составляющих композиционную структуру поэмы. В каждом из них Блок видел относительно самостоятельное целое, в их расположении «скрыта автором тайна идейного развития произведения».

Поэтому понятие «композиция» в поэме Блока — это не только расположение сюжетных частей, но и соотношение частей и целого. Это связь всех элементов произведения, отражающая связи реальных общественных явлений в том свете, как их понимает и оценивает сам Блок. А он призывает, прежде всего, «слушать революцию». И построена поэма так, что мы как бы становимся свидетелями происходящего, как будто мы наблюдаем из окна квартиры за тем, что происходит на улице.

Но, кроме композиции действия, в поэме автор применяет композицию образа и образов, как бы поставленных рядом, которые раскрываются в последовательности, в развитии. В зависимости от этого, то есть идейного содержания, динамики развертывающихся событий, последовательной смены картин, действий и системы образов, можно выделить три основные линии: путь и борьба красногвардейцев, превращающихся из стихийно организованной массы в боевой отряд, вихри враждебных сил, драматическая история гибели героини.

Поэма «Двенадцать» разделена не только на главы, но и (внутренне, скрыто) на сцены с монологами и диалогами. Повествовательная часть как бы уходит на второй план, точнее сказать, повествование постоянно перерастает в «драматическую структуру», а сам автор из лирического повествователя то и дело превращается в действующее лицо.

Первая глава — это своеобразный пролог, в котором значительную роль играет сам автор. Как бы с авансцены звучит его голос:

Черный ветер.

Белый снег.

Ветер…

Контраст, причем резкий, — один из часто используемых композиционных приемов, особенно сильный, потому что в поэме будет использован как прием только еще один цвет — красный. А вот фон происходящих событий необычайно богат: и отблески пожаров, и снежный мрак, и дым костров. Повторенное слово «ветер» указывает на то, что эмоциональное напряжение возрастает, наполняясь многозначностью и тревогой. На смену одним действующим лицам — представителям старого мира (и здесь в голосе автора появляются иронические и сатирический интонации) — приходят другие, полные «святой злобы» к нему. С их действиями и переживаниями соединяется голос автора, который в конце поэмы становится как бы голосом трагического прорицателя. С появлением красногвардейцев происходит завязка драматической коллизии. Важная роль принадлежит здесь рефрену: «Эх, эх, без креста!»

Крушится старый мир, а чувство революционного долга испытывается на прочность буржуазными соблазнами («А Ванька с Катькой — в кабаке»). Но это раздвоение прикрывается общей песней:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

Господи, благослови!

Внешне четвертая глава имеет повествовательный характер, но это повествование не совсем обычно: оно хоровое. В пятой главе — это как будто внутренний монолог. В шестой и седьмой главах внешнее и внутреннее движение как бы сливаются в трагической кульминации, а в восьмой и девятой действие приобретает форму резких перепадов настроения и поведения героев. Важную роль в этом преображении играет мотив любви, проходящий через всю поэму.

Чувство трагической вины испытывает Петруха. Но вихри захватывают, кружат, обнажая «неугомонного врага». И здесь особую роль начинает играть голодный пес — образ старого мира. Пес будет сопровождать действие до конца. Однако главная драматическая линия поэмы связана с очистительной силой революционной стихии, с возвышающим красногвардейцев подвигом, который совершается во имя свободы и народа:

В очи бьется

Красный флаг, раздается

Мерный шаг…

Вперед, вперед,

Рабочий народ.

Сцена появления в конце поэмы Христа с красным флагом впереди красноармейцев — уже организованного отряда — вызвала (и вызывает до сих пор!) массу споров и различных толкований. И сам Блок не мог однозначно объяснить заключительную сцену. Но нельзя не обратить внимания на диссонансное строение стиха в заключительном эпизоде. Блок рифмует слова: пес — роз — Христос!

Закончив поэму, Блок — человек, чрезвычайно требовательный к себе, написал: «Сегодня — я гений». И нельзя с этим не согласиться. Художественное мастерство поэта бесспорно. Он, в самом деле, гениален.

Другие сочинения по этому произведению


"...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.А.Блока "Двенадцать".) "Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) «Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать») «Дети страшных лет России» И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать») «Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать») Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция») Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”) Анализ поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»? Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А. Блок. «Двенадцать»,) Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Изображение старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мира Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»? Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»? Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Образ революционной эпохи в поэме А.Блока "Двенадцать" Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать". Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Поэма Блока «Двенадцать» Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать” Роль символов в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать». Символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Символика и её роль в поэме А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать». Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать» Христианская символика поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать») Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать») Сочинение по поэме Блока «Двенадцать» Почему Христос? (по поэме «Двенадцать») Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать» История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Тема революции в поэме Блока “12” Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» Революция в поэме Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать” Поэма «Двенадцать» - гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План) Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать» ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ". Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать» Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» «Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать» Двенадцать – символическое обозначение массы Вечные" вопросы и их решение в поэме А.А. Блока "Двенадцать Особенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать». Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать". Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать». Позиция автора в поэме «Двенадцать» «Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Восприятие революции в поэме «Двенадцать» Понимание Блоком Октябрьской революции Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать» Главная драматическая линия в поэме «Двенадцать» Цветовая символика поэмы А. Блока «Двенадцать» Законы истории в поэтическом наследии А. А. Блока (На примере поэмы «Двенадцать») Раздумья о судьбах Родины (по поэме Блока «Двенадцать») Лирический герой А. А. Блока Душа парила ввысь и там звезду нашла Прием контраста в поэме 12 Блока «Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция) Ритмико музыкальный анализ поэмы «Двенадцать» Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать») Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Отношение Ахматовой к лирической поэме «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме Блока «Двенадцать» Личные трагедии в поэме «Двенадцать» Человек в революции Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» Что услышал Блок в <музыке революции>? (По поэме <Двенадцать>.) Тема революции в поэме «Двенадцать» Революция и старый мир в поэме «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант) «Двенадцать» Блок - Александр Блок и революция Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» “…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. (Поэма А. А.Блока “Двенадцать”.) Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Ее герои своеобразие композиции Взаимоотношение человека и стихии в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Смысловые и ритмические контрасты поэмы Александра Блока «Двенадцать» «Двенадцать» Блок - Значение символических образов Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант) Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Человек в революции: рождение или гибель Поэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию (План) Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Художественные особенности поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Двойственная сторона революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А.А.Блока "Двенадцать"? КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» Поэма «Двенадцать» Блока Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать” «Раздастся мерный шаг…»(По поэме А. Блока «Двенадцать») «Двенадцать» Блок - Библейские аллюзии Музыка революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы Блока А.А. «Двенадцать» Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (План-сочинение) Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А. А. Блок (по поэме «Двенадцать») Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать".