Двенадцать

Александр Александрович Блок


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
127 сочинений

«Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать»»

Сочинение


1. Авторская оценка поэмы «Двенадцать».
2. Критические отзывы современников Блока.
3. Основная идея поэмы.

... Так идут державным шагом,
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

«Сегодня я — гений», — произнес выдающийся русский поэт А. А. Блок, закончив работу над своей великой поэмой «Двенадцать».

Блок написал это эпохальное произведение в течение считанных дней. Видимо, в его чутком сердце скопилось столько чувства, что оно не могло уже не выплеснуться наружу со всей силой поэтического дарования автора. Сам Блок признавал, что его творение появилось на свет словно по наитию, единым вдохновенным порывом. Многое в ней первоначально не поддавалось даже авторскому осмыслению. Разные образы поэмы, в частности, образ Исуса Христа были неясны поэту: «...Ни Христос, ни Антихрист, кто-то третий». Образ Исуса Христа переосмысливался им на протяжении всей его дальнейшей жизни, вплоть до самой смерти. Умирая, Блок просил уничтожить свое произведение, поскольку в тот момент пришел к выводу, что поэма эта является антихристианской. Так если даже самому автору, гениальному поэту, мыслителю, не удавалось в полной мере постигнуть все смыслы и образы поэмы «Двенадцать», то под силу ли это его читателям, критикам, нам, его потомкам?

Едва выйдя в свет, поэма вызвала массу самых противоречивых откликов. Некоторые современники Блока, как например писатель И. А. Бунин, давали негативную оценку произведению. Многие обвиняли Блока в отступничестве от христианских идей, считая, что он «перешел на сторону двенадцати». Русский поэт и художественный критик М. А. Волошин выражал мнение, что двенадцать идущих не видят Христа, но подспудно чувствуют его присутствие и стремятся уничтожить воплощенную в нем веру. Русский религиозный философ Н. А. Бердяев называл поэму «Двенадцать» «итогом блоковского демонизма», считая ее ошибкой автора.

Как бы то ни было, поэма Блока не оставляла равнодушным никого, как и сегодня, по прошествии девяноста лет.

Подобно Б. Л. Пастернаку в «Докторе Живаго», М. Горькому в «Климе Самгине», М. А. Шолохову в «Тихом Доне», А. А. Блок в своем произведении стремился запечатлеть переломный этап в истории России, проследить судьбы отдельно взятых личностей, волею судьбы попавших в историческую мясорубку.

Признанный мастер символизма, Блок сумел на примере конкретных деталей и образов показать масштабную картину изменяющегося мира. Одним из центральных символов поэмы «Двенадцать», безусловно, является снежная буря как воплощение революционной стихии:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер
На всем божьем свете!



Патруль, состоящий из двенадцати человек, символизирует восставший народ, старый, разрушенный мир олицетворяют образы буржуев, голодного пса, который тащится вслед за патрулем. Блок рисует страшную, пронзительную картину столкновения старого и нового, безжалостное неприятие друг друга представителей разных миров. Поэт показывает неустойчивость всего сущего перед силой стихии:

Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком — ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!

Поэт не дает оценки ни одной из противоборствующих сторон. Жалки, омерзительны и убоги поверженные буржуи, но и жестокие, полуграмотные красноармейцы также не вызывают читательской симпатии.

Любые кардинальные перемены, к каким бы светлым далям они не вели, достаются ценой громадных потерь, ценой рек человеческой крови, страданий. Именно эту мысль проводит Блок через все свое произведение. Двенадцать идущих людей сеют вокруг себя смерть и хаос, но у них есть некая цель, они верят, что идут верной дорогой, и ничто не способно заставить их свернуть с избранного пути, каким бы тяжким и кровавым он не оказался. Продажной девке Катьке также нет места в новой жизни, поэтому она гибнет. Однако какая бы «черная злоба» не кипела бы в груди красноармейцев, в них находится место и угрызениям совести, сожалением о погибшей Катьке. Таким образом, Блок, демонстрируя, казалось бы, окостеневших в злобе и ненависти людей, все же допускает, что и им не чужды человечные порывы. Перечитывая поэму вновь и вновь, мы так и не можем определиться, кто же они, эти двенадцать шествующих по улицам вооруженных людей. Какую силу, какое начало они воплощают, что несут они миру, благо или зло? Многие современные исследователи обращают внимание на последовательность: позади паршивый пес, как символ прошлого, в центре двенадцать красноармейцев, которые

...идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Их винтовочки стальные
На незримого врага...

Они «идут державным шагом», не ведая о том, что следуют за невидимым Исусом:

Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

Если вьюга является, по мысли Блока, воплощением революции, то невидимым двенадцати Исус находится на другом уровне, «надвьюжном». Это та высшая цель, к которой должны стремиться люди, но трагизм в том, что они еще не способны ее разглядеть. Слишком много в человеческих сердцах злобы, низости, грязи, гуманистические идеи не способны проникнуть в их окостеневшие умы. И это, наверное, самое страшное наблюдение автора поэмы.

Но все же Исус не оставил красноармейцев, и это позволяет надеяться, что люди не покинуты Богом и есть надежда, что они увидят его.

Другие сочинения по этому произведению


"...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.А.Блока "Двенадцать".) "Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) «Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать») «Дети страшных лет России» И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать») «Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать») Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция») Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”) Анализ поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»? Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А. Блок. «Двенадцать»,) Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Изображение старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мира Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»? Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»? Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Образ революционной эпохи в поэме А.Блока "Двенадцать" Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать". Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Поэма Блока «Двенадцать» Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать” Роль символов в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать». Символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Символика и её роль в поэме А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать». Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать» Христианская символика поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать») Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать») Сочинение по поэме Блока «Двенадцать» Почему Христос? (по поэме «Двенадцать») Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать» История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Тема революции в поэме Блока “12” Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» Революция в поэме Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать” Поэма «Двенадцать» - гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План) Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать» ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ". Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать» Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» «Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать» Двенадцать – символическое обозначение массы Вечные" вопросы и их решение в поэме А.А. Блока "Двенадцать Особенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать». Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать". Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать». Позиция автора в поэме «Двенадцать» «Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Восприятие революции в поэме «Двенадцать» Понимание Блоком Октябрьской революции Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать» Главная драматическая линия в поэме «Двенадцать» Цветовая символика поэмы А. Блока «Двенадцать» Законы истории в поэтическом наследии А. А. Блока (На примере поэмы «Двенадцать») Раздумья о судьбах Родины (по поэме Блока «Двенадцать») Лирический герой А. А. Блока Душа парила ввысь и там звезду нашла Прием контраста в поэме 12 Блока «Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция) Ритмико музыкальный анализ поэмы «Двенадцать» Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать») Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Отношение Ахматовой к лирической поэме «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме Блока «Двенадцать» Личные трагедии в поэме «Двенадцать» Человек в революции Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» Что услышал Блок в <музыке революции>? (По поэме <Двенадцать>.) Тема революции в поэме «Двенадцать» Революция и старый мир в поэме «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант) «Двенадцать» Блок - Александр Блок и революция Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» “…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. (Поэма А. А.Блока “Двенадцать”.) Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Ее герои своеобразие композиции Взаимоотношение человека и стихии в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Смысловые и ритмические контрасты поэмы Александра Блока «Двенадцать» «Двенадцать» Блок - Значение символических образов Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант) Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Человек в революции: рождение или гибель Поэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию (План) Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Художественные особенности поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Двойственная сторона революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А.А.Блока "Двенадцать"? КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» Поэма «Двенадцать» Блока Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать” «Раздастся мерный шаг…»(По поэме А. Блока «Двенадцать») «Двенадцать» Блок - Библейские аллюзии Музыка революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы Блока А.А. «Двенадцать» Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (План-сочинение) Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А. А. Блок (по поэме «Двенадцать») Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать".