«Главная драматическая линия в поэме «Двенадцать»»
Сочинение
Главная драматическая линия произведения связана с очистительной силой революционного движения, с возвышающим красногвардейцев подвигом, который совершается во имя свободы и народа. Своеобразие поэтики Блока, поиски нужного ему образа приводят и к некоторым социальным смещениям, когда художник стремится показать очистительный характер революции. Как известно, это идейно-художественное решение в поэме нашло объяснение в советском литературоведении. Так, можем привести на уроке точку зрения Л. И. Тимофеева: «Субъективно, с точки зрения Блока, этот образ был утверждением революции; поэт стремился показать, что цели революции для него святы, но объективно, вводя в поэму этот образ, он придавал революции неверное освещение». И самого Блока смущало появление Христа под флагом впереди красногвардейцев. Христос из «Двенадцати» очень далек от библейских представлений. Читатели самостоятельно убеждаются в том, что женственность и изнеженность его облика подчеркиваются стилистически неожиданными, «изысканными» эпитетами - «нежной поступью», «россыпью жемчужной». Еще более чуждой деталью для облика «святого страдальца» представляется «венчик из роз» на иконах изображается терновый венец. Белые розы и венчик значительно снижают ореол мученичества. Читатели могут самостоятельно проанализировать построение поэтической речи «Двенадцати». Обратим их внимание на то, что в заключительной строфе возникает необычное стиховое сочетание: вся поэма построена на основе четверостиший и двустиший, здесь же - сложный девятистрочник. В нем прочерчена единственная тройная рифма: пес - роз -Христос. Ироническое созвучие стиховых окончаний разрушает святость видения, придает ему противоречивый характер. Говоря о финале поэмы, покажем суровую правду исторической действительности. Такие литераторы, как 3. Гиппиус, Д. Мережковский, Д. Философов, когда-то считавшие себя «соратниками» и «приверженцами» Александра Блока, проклинали революцию, предавали анафеме народ, вышедший на улицу. Поэт решительно порвал с теми, кто встал в лагерь врагов революции. Этим людям впереди «толп бунтовщиков» виделся «антихрист». И сочувственно принимаются школьниками слова поэта: * …и там, где огнь гудит, развихрясь, * где стольким видится Антихрист, * он видит все-таки Христа, Насколько же выше их Блок в понимании истории и судеб русского народа! Подчеркнем: противоречия в изображении Христа заключаются и в том, что Блок искал в его облике «символ новой святости». И самое главное - социальный и нравственный идеал революции был уже найден и Блок сам создал его всей идейно-тематической основой поэмы, системой ее сурово-романтических образов. Раскрывая сложность и неоднозначность финала поэмы, отметим мужество поэта в изображении правды своего времени, суровой исторической действительности. Именно заключительные строки привели в особую ярость литераторов, когда-то сотрудничавших с «первым поэтом символизма». Они предавали восставший народ анафеме, составляли проскрипционные списки «бунтовщиков» для белой гвардии, где в числе первых значился и Блок. Отвечая им, поэт писал в послании «3. Гиппиус (При получении «Последних стихов»)»: * Высоко -над нами - над волнами, * Как заря над черными скалами, * Веет знамя - Интернационал. Эти стихи не просто обращают нас к заключительным видениям «Двенадцати», они наглядно свидетельствуют о новых поисках образа, достойного воплотить революцию. Именно в этом произведении Блок сделал качественно новый шаг в своем литературном развитии - родилась первая поэма о социалистической революции. В процессе анализа «Двенадцати» можно дать задания, направленные на разрешение наиболее сложных и важных идейно-художественных моментов произведения: как показан «старый мир» в поэме «Двенадцать»? Каковы социальные и политические контрасты первой поэмы о революции? Как перекликаются мысли Блока, высказанные в статье «Интеллигенция и революция», с образами поэмы «Двенадцать»? Образ Катьки - образ последней героини Блока. Каково отношение к ней, к ее гибели героев поэмы, автора? Какие социально-эстетические противоречия творчества Блока воплощает образ-символ Христа? В чем идейно-художественный смысл поэтического призыва «Революционный держите шаг!»? Какую роль сыграла поэма Блока «Двенадцать» в становлении литературы?
Другие сочинения по этому произведению
"...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.А.Блока "Двенадцать".)
"Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".)
«Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать»)
«Дети страшных лет России»
И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать»)
«Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать»)
Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать
Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция»)
Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”)
Анализ поэмы «Двенадцать»
Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать»
Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать»
Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать»
В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»?
Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А. Блок. «Двенадцать»,)
Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»
Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать»
Изображение старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мира
Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»?
Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»?
Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?
Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать»
Образ революционной эпохи в поэме А.Блока "Двенадцать"
Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать".
Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать»
Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Поэма Блока «Двенадцать»
Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать"
Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать”
Роль символов в поэме А. А. Блока "Двенадцать"
Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать».
Символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
Символика и её роль в поэме А. Блока «Двенадцать»
Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать»
Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать».
Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать”
Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать»
Христианская символика поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать»)
Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать»)
Сочинение по поэме Блока «Двенадцать»
Почему Христос? (по поэме «Двенадцать»)
Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать»
История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока
Тема революции в поэме Блока “12”
Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»
Революция в поэме Блока «Двенадцать»
Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать”
Поэма «Двенадцать» - гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План)
Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать»
ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ".
Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант)
Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать»
Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать»
«Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать»
Двенадцать – символическое обозначение массы
Вечные" вопросы и их решение в поэме А.А. Блока "Двенадцать
Особенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать».
Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать".
Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать».
Позиция автора в поэме «Двенадцать»
«Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать»
Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать»
Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Восприятие революции в поэме «Двенадцать»
Понимание Блоком Октябрьской революции
Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать»
Цветовая символика поэмы А. Блока «Двенадцать»
Законы истории в поэтическом наследии А. А. Блока (На примере поэмы «Двенадцать»)
Раздумья о судьбах Родины (по поэме Блока «Двенадцать»)
Лирический герой А. А. Блока
Душа парила ввысь и там звезду нашла
Прием контраста в поэме 12 Блока
«Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция)
Ритмико музыкальный анализ поэмы «Двенадцать»
Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать»)
Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Отношение Ахматовой к лирической поэме «Двенадцать»
Тема святости и греха в поэме Блока «Двенадцать»
Личные трагедии в поэме «Двенадцать»
Человек в революции
Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать»
Что услышал Блок в <музыке революции>? (По поэме <Двенадцать>.)
Тема революции в поэме «Двенадцать»
Революция и старый мир в поэме «Двенадцать»
Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант)
«Двенадцать» Блок - Александр Блок и революция
Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать»
“…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. (Поэма А. А.Блока “Двенадцать”.)
Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Ее герои своеобразие композиции
Взаимоотношение человека и стихии в поэме А. А. Блока “Двенадцать”
Смысловые и ритмические контрасты поэмы Александра Блока «Двенадцать»
«Двенадцать» Блок - Значение символических образов
Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант)
Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант)
Человек в революции: рождение или гибель
Поэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию (План)
Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Двенадцать» А. А. Блока
Художественные особенности поэмы «Двенадцать» А. А. Блока
Двойственная сторона революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
В чем смысл названия поэмы А.А.Блока "Двенадцать"?
КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»
Поэма «Двенадцать» Блока
Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать”
«Раздастся мерный шаг…»(По поэме А. Блока «Двенадцать»)
«Двенадцать» Блок - Библейские аллюзии
Музыка революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать»
Анализ поэмы Блока А.А. «Двенадцать»
Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (План-сочинение)
Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А. А. Блок (по поэме «Двенадцать»)
Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать".