Двенадцать
Александр Александрович Блок
«Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?»
Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В это время в стране постепенно устанавливается власть большевиков. Между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых «буржуев» сотнями штыков и винтовок.
В поэме «Двенадцать» ярко и реалистично переданы события, происходившие в стране в то переломное время. Александр Блок, с одной стороны, воспевал революцию как способ перехода к лучшей жизни, но и показывал ее отрицательные, греховные стороны. Он рисовал в своем произведении ненависть людей друг к другу, их склонность к жестокости и даже к убийству.
В поэме использовано очень много символов. Каждое слово, каждая деталь что-то значит, на что-то указывает. Один из самых ярких символов, который сопровождает все действие поэмы, — образ вьюги. Вьюга не просто беснуется на улицах города, на протяжении произведения она постепенно усиливается. В первых строках мы читаем:
Чёрный вечер —
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всём божьем свете, —
Чуть дальше на смену ветру приходит настоящая стихия:
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Но явление природы не только создаёт фон действия, вьюга становится как бы действующим лицом. Мне кажется, что вьюга, в первую очередь, олицетворяет революцию. В разгуле ветра и снега поэт слышит «музыку революции», которая противопоставлена самому страшному для автора — обывательскому покою и уюту, возможности возвращения к старым порядкам. В «музыке» Блок видит возможность возрождения России, переход на новый виток развития.
Он не отрицает, но и не одобряет бунт «голытьбы» — разбои, кипение «тёмных страстей», вседозволенность и анархию, которые воцарились в России. Поэтому Блок считает, что революция «сродни природе», стихии. Она, как «грозовой вихрь», как «снежный буран», легко калечит в своём водовороте достойного. Революция часто выносит на сушу невредимыми недостойных. Но это все её частности, это не меняет общего положения вещей. Разрушению народом древних соборов, разгрому барских усадеб — этому бессмысленному и яростному разгулу поэма находит оправдание в том, что все старое принадлежит враждебному классу. В ней не делается различия между «добрым» и «злым» барином и «гулящей девкой». Россия должна пережить это время, погрузившись на самое дно, в ад, в преисподнюю, и только после этого она вознесется «к небу».
Также, я считаю, что вьюга является символом очистительной стихии. Революция непредсказуема, катастрофична для отдельных личностей, но в целом она уничтожает прошлое, чтобы на его обломках строить светлое будущее. Красногвардейцы идут сквозь «старый мир», остаются позади персонажи этого старого мира — поп, барыня, буржуй, проститутка, Учредительное собрание (ко времени создания поэмы оно уже было разогнано). Но ведь и красногвардейцы тоже заключают в себе часть старого мира. Что же получается?
Позади — голодный пёс,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим…
… В белом венчике из раз —
Впереди — Иисус Христос.
Значит, вьюга — это символ очищения, через которое необходимо пройти России, прежде чем строить новое общество. Примечательно то, что созидание невозможно без первоначального разрушения. Это показано на протяжении всего произведения. Вьюга скроет недостатки и промахи, именно для этого она и нужна в произведении — чтобы не обнажать всё ужасы происходящего. Ведь патрулирующие отряды занимались откровенным мародерством, недаром кто-то восклицает: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!»
С помощью вьюги происходит очищение общества. Но если красногвардейцы — это часть «старого мира», и вьюга на их стороне, значит — полное очищение невозможно?.. Ответить на этот вопрос очень сложно, недаром критики и исследователи творчества Блока ведут постоянные споры: в чём смысл образа вьюги в поэме «Двенадцать»? Что это — разрушающая революция, «прикрытие» погрешности революции или очищающая сила, которая необходима «строителям нового общества»?..
Примечательно, что вьюга усиливается, и становится невозможным понять: «Что ещё там впереди?» Что ждёт новое поколение, каким будет оно, новое общество? Но не вызывает сомнения одно: по мнению Блока, оно будет лучше прежнего, старого мира. Теперь мы видим, что образ вьюги действительно является ключевым в поэме «Двенадцать». Вопрос же о назначении этого символа остаётся открытым. К сожалению, и сам Блок не даёт нам точного ответа на этот вопрос.
Другие сочинения по этому произведению
"...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.А.Блока "Двенадцать".) "Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) «Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать») «Дети страшных лет России» И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать») «Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать») Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция») Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”) Анализ поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы