Один день Ивана Денисовича

Александр Исаевич Солженицын.


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
79 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Образ главного героя Шукова в романе «Один день Ивана Денисовича»»

Сочинение

А. И. Солженицын писатель, публицист, общественный деятель. Основной темой его творчества является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. В таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы в этом его величие.

А. Солженицын лауреат Нобелевской премии по литературе за 1970 год. Он написал много рассказов, миниатюр, несколько романов и пьес, сотни публицистических статей. Его имя невольно связывается в сознании многих читателей с самым впечатляющим его героем, рязанским крестьянином, бывшим солдатом, лагерным работягой с номером Щ 854 – Иваном Денисовичем Шуковым из повести Один день Ивана Денисовича. Это не только описание одного дня нашей истории, но и повествование о сопротивлении человеческого духа насилию. Большая часть персонажей подлинные, из жизни взятые натуры. Таковы, например, бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский. Образ главного героя Шукова, по свидетельству автора, сложен из солдата артиллериста той батареи, которой командовал на фронте Солженицын, и из заключённого 854 Солженицына. Легко заметить, что в повести как бы два то сливающихся, то разделяющихся голоса, два рассказчика, активно помогающих друг другу. Безусловно, первым мы слышим голос автора. Он описывает Ивана Денисовича, то лежащим утром под одеялом и бушлатом, сунув обе ноги в подвёрнутый рукав телогрейки, то бегущим на мороз, думающего о том, куда их погонят работать.

Но чем больше мы вслушиваемся в повествующий монолог автора, всматриваемся в подробности быта, в фигуры заключённых, тем яснее становится следующее: а ведь многое автору как бы подсказывает соавтор, Шуков. Однако и автор, то есть сам писатель с его раздумьями о народе, о народном чувстве, инстинкте нравственного самосохранения, не исчезает в монологе героя. Автор в известном смысле больше и по-своему знает Ивана Денисовича, он по существу создаёт его, передаёт ему значимую часть своего жизненного опыта: так, вся знаменитая сцена кладки стены это явно эпизод биографии писателя. Автор вживается в характер героя, перевоплощается в героя, усваивает его язык. Двуединствие точек зрения обусловили и свободу сюжетного развёртывания характера Ивана Денисовича, и конфликтов повести. Главным героем Солженицын сделал рядового крестьянина, обыкновенного мужика. Именно такие люди, по мысли писателя, и решают судьбу страны, несут заряд народной нравственности, духовности. Обыкновенная и одновременно необыкновенная биография героя позволяет писателю воссоздать героическую и трагическую судьбу русского человека XX столетия. И. Д. Шуков родился в 1911 году, жил в деревне, честно воевал, как и миллионы солдат раненный, не долечившийся, поспешил вернуться на фронт. Бежал из плена, вместе с тысячами бедолаг окруженцев попал в лагерь как якобы выполнявший задание немецкой разведки. Какое же задание не Шуков сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто – задание.

Восемь лет мыкался И. Д. по лагерям, сохраняя при этом внутреннее достоинство, себя не роняет, не вылизывает тарелки и не доносит на товарищей, ради улучшения собственной участи. По крестьянской привычке Шуков уважает хлеб (носит его в чистой тряпочке), когда ест – снимает шапку. Не гнушается приработками, но всё зарабатывает честным трудом. Особенно ярко это проявляется в сценах работы. Иван Денисович и каменщик, и печник, и сапожник, и резчик толя. Кто два дела руками делает, тот и десять подхватит, – говорит автор. Даже в неволе его охватывает азарт работы. Ощущения И. Д. оказываются неотделимыми от собственно авторских. Человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливаются в труде, в процессе работы. Всем своим поведением в лагере герой доказывает, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить её свободы. Совсем иначе звучит авторская оценка: Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Внешне спокойная, объективная и оттого ещё более страшная оценка. Глубокое вживление автора в героя, взаимное перевоплощение их, действия и помыслы, утверждающие нравственное величие, позволили писателю высказать свои представления о красоте и идеальности человека, живущего не по лжи.

Писатель создал реалистический характер подлинно народного героя, сумевшего пронести через все испытания и сохранить лучшие качества русского народа. Таким человеком с русским национальным характером является и А. И. Солженицын.

Герои повести, разделившие одну судьбу с Иваном Денисовичем, появляются в повести незаметно. Это бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский, герой Бухенвальда Сенька Лев-шин, Цезарь Маркович, мальчонка Гопчик… Крестьяне, солдаты, интеллигенты, они думают о многом по-разному.

До войны Шухов работал в колхозе, кормил семью. После ранения не пошел в медсанбат, вернулся в строй. После окружения армии бежал из плена, выбрался к своим. Тут его и обвинили в измене: мол, задание немецкой разведки выполнял Если бы не подписал приговор с такой формулировкой, его бы расстреляли. Опыт не прошел для Шухова даром. Он соблюдал лагерный режим, поклонялся надзирателю, не препирался с конвоем. Но при этом он мало поступался своей гордостью, совестью, честью. Шухову помогают его житейская мудрость, лукавство и знание, что чего стоит.

В лагерных условиях обнаруживается ценность простейших материальных элементов жизни: еды, одежды, крыши над головой. Новым ботинкам Ивана Денисовича посвящено большое пояснение. Обстоятельно рассказывается о табаке, о каше. Еду автор описывает подробно. Не считая сна, лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином. Лишняя пайка хлеба не просто поддержка, но и средство независимости от начальства. Пока сыт и силы еще есть для работы ив голову не придет унижаться и выпрашивать.

Однако в бытовых подробностях лишь внешне проявляется характер Шухова. Гораздо важнее, что Солженицын сумел передать и внутренние законы поведения человека. Имея уже определенный опыт лагерной жизни, Иван Денисович сумел сделать свой нравственный выбор, четко уяснил, как надо жить, чтобы не потерять себя: В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать. Казалось бы, что это за принцип: не вылизывать чужие мискиНо за этим нехитрым жизненным законом стоит весь нравственный мир Шухова, ушедшего на фронт 23 июня 1941 года, раненного в бою, но вернувшегося в строй, попавшего в плен, но сумевшего убежать.

Отношение Шухова к людям тоже определяется этими нравственными принципами. С презрением смотрит он на Фетюкова-шакала, стреляющего окурки, а вот бригадир Тюрин вызывает у него уважение: в шапке есть не научился. Паханы, шестерки, придурки для Шухова не являются людьми. А безымянный старик, чья спина отмечена была прямизной, восхищает Ивана Денисовича.

Здесь следует вспомнить первоначальное название произведения: Щ-854. Редактору Нового мира А. Твардовскому оно не понравилось, и он предложил то, под которым повесть была опубликована. Я думаю, что мудрый Твардовский не просто испугался упоминания номеров заключенных, а подметил главное в рассказе. Номер это полное обезличивание человека, а весь Один день… повествует об ином: о нравственной силе героя, почтительно, названного по имени и отчеству.

Одной из вершин повести является сцена кладки стены. Голодный и замерзающий Шухов работает с огоньком, забыв о морозе, о стоящих за спиной конвоирах. Это и есть нравственный взлет человека, момент его свободы. Как здесь не вспомнить слова другого узника сталинских лагерей, поэта Анатолия Шипулина:

О, эти люди, с номерами,

Вы были люди, не рабы…

Я думаю, что в самом А. И. Солженицыне много общего с Иваном Денисовичем. Математик и художник, А. Солженицын несет в себе такое же нравственное богатство, ту же духовную целостность, что и его герой. Двадцать лет прожил писатель вне родины. Но и там. в далеком Вермонте, его не покидало ощущение связи с Россией, русским народом. В 1994 году Солженицын вернулся домой. Он мечтал быть полезным своей стране.

Другие сочинения по этому произведению


«…В лагере растлеваются только те, кто уже и на воле растлевался или был к этому подготовлен» (По рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») А. И. Солженицын: "Один день Ивана Денисовича" Автор и его герой в одном из произведений А. И. Солженицына. («Один день Ивана Денисовича»). Искусство создания характера. (По повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича) Историческая тема в русской литературе (по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») Лагерный мир в изображении А. И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича») Нравственная проблематика в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Образ Шухова в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына Проблематика одного из произведений А. И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича») Проблематика произведений Солженицина Русский национальный характер в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Символ целой эпохи (по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича») Система образов в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Солженицын — писатель-гуманист Сюжетно-композиционные особенности повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Тема ужаса тоталитарного режима в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Художественные особенности повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Человек в тоталитарном государстве (по произведениям русских писателей 20 века) Характерисика образа Гопчика Характерисика образа Шухова Ивана Денисовича Рецензия на рассказ А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича " Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы Жанровые особенности повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции Анализ произведения Характерисика образа Фетюкова Один день и целая жизнь русского человека История создания и появление в печати произведения А. И. Солженицына «Одного дня Ивана Денисовича» Суровая правда жизни в произведениях Солженицына Иван Денисович - характеристика литературного героя Отражение трагических конфликтов истории в судьбе героев повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Творческая история создания повести «Один день Ивана Денисовича» Нравственная проблематика в повести Проблема нравственного выбора в одном из произведений Отзыв о повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Герой повести-рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» Характерисика образа Алешки-баптиста История создания повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына Художественные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» Человек в тоталитарном государстве Один день и целая жизнь русского человека в повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" Суровая правда рассказа А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" Характерисика образа Тюрина Андрея Прокофьевича Характерисика образа Кавторанга Буйновского Характерисика образа Кильгаса Иоганна Судьба рассказа «Один день Ивана Денисовича» Система образов и идейное содержание рассказа Смысл названия повести «Один день Ивана Денисовича» Проблема человека и власти в повести «Один день Ивана Денисовича» Автор и его герой в одном из произведений А.И.Солженицына 1 Символ целой эпохи Автор и его герой в одном из произведений А.И. Солженицына 2 Гуманистические идеалы в творчестве А.И. Солженицына (на материале произведения «Один день Ивана Денисовича») Историческая тема в русской литературе (по повести А.И. Солженицына \"Один день Ивана Денисовича\") 2 Историческая тема в русской литературе (по повести А.И. Солженицына \"Один день Ивана Денисовича\") 1 Иван Денисович 1 Проблема положительного героя (по повести "Один день Ивана Денисовича" и рассказу "Матрёнин двор" Солженицына А.И.) Характерисика образа Цезаря Марковича Характерисика образа Клевшина Стеньки Нравственная проблематика в повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисович" «Время и личность» (повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») Система образов повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи (по повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына) Искусство создания характера (По повести А. И .Солженицына "Один день Ивана Денисовича") Человек в повести Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича" Иван Денисович 2 «Время и личность» (повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») История создания и анализ повести "Один день Ивана Денисовича" Характер русского человека в повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Образ главного героя в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Один день и вся жизнь (по повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») (Первый вариант) Что помогло устоять Ивану Денисовичу Шухову Образ главного героя повести «Один день Ивана Денисовича» Нравственная проблематика в повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Лагерная жизнь в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Характеристика произведения "Один день Ивана Денисовича" Солженицына А.И.