Парус

Михаил Юрьевич Лермонтов


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
15 сочинений

«Философский символ свободы в стихотворении «Парус»»

Сочинение


Состояние внутренней дисгармоничности, последовательная контрастность, лежащая в основе «Паруса», дополняется не менее очевидным единством противоположных переживаний, одно из которых естественно содержит в себе другое. В «Парусе» уже нет навязчивой аллегоричности, свойственной другим ранним стихотворениям Лермонтова. Философский символ здесь поэтически обобщен.

Внешне стихотворение напоминает простую пейзажную зарисовку с вполне конкретными и точными образами бушующей и умиротворенной стихии. Но па фоне этих конкретных образов и через них выступает глубокий философский смысл стихотворения. Сами по себе природные образы не интересуют Лермонтова. Они даны хотя и точно, но предельно обобщенно, в наиболее естественном и одновременно контрастном их проявлении:

* Играют волны - ветер свищет,
* И мачта гнется и скрипит…
* Под ним струя светлей лазури,
* Над ним луч солнца золотой…

Предметность картины не входила в художественную задачу Лермонтова. Поэт свободно сталкивает разные по времени состояния природы - бурю и покой. Смысл стихотворения вырастает не на основе предметности изображения, хотя Лермонтов и не грешит против точности описания, а поверх нее. Возможность сопоставления природных явлений с человеческими переживаниями определяется у Лермонтова, как у всякого романтика, тем, что природа обладает душой, которая в ней проявляется свободно и естественно и составляет закон ее существования, заложенный в ней изначально. Все в ней подчиняется ее собственной воле. Первые строки «Паруса» вводят общий пейзаж:

* Белеет парус одинокой
* В тумане моря голубом!

Образ моря - пространственной безбрежности - контрастен одинокому парусу, затерянному в нем. На этом контрасте по смежности возникают последующие тревожные вопросы, углубляющие контраст:

* Что ищет он в стране далекой?
* Что кинул он в краю родном?

Здесь внутренне оппозиционны обе части: «ищет он» противостоит «кинул он», «стране далекой» - «край родной»; Это находит ритмическое выражение в явных цезурах после второй стопы. Но вместе с тем эти контрастные формулы объединяются образами моря и одинокого паруса. Одиночество паруса теперь приобретает некое «определенное положение»- между «страной далекой» и «краем родным». И это объединение также подчеркнуто анафорическим употреблением слова «что». Далее пространственный контраст рассматривается не вширь, а вглубь, дополняясь временной антитезой.

* Строкам
* Играют волны - ветер свищет,
* И мачта гнется и скрипит…
* соответствуют строки, в которых выражено иное по времени и по существу состояние стихии:
* Под ним струя светлей лазури,
* Над ним луч солнца золотой

Парус помещен теперь между небом и морем, и этот новый контраст также проведен последовательно и закреплен в антитезах-«Играют волны - ветер свищет…», «Под ним» - «Над ним». Столь же явно контрастируют пятая и шестая строки между собой:

* Увы! Он счастья не ищет,
* И не от счастья бежит!
* Они непосредственно связывают второе четверостишие с первым:
* Что ищет он в стране далекой?
* Что кинул он в краю родном?..
* Увы! он счастья не ищет,
* И не от счастья бежит!

Менее очевидный контраст заключен внутри второго и третьего четверостиший. По лермонтовскому представлению, счастье достигается только в результате действия, но «парус» «счастья не ищет, и не от счастья бежит!». Точно так же умиротворенное состояние природы побуждает его «просить» бурю, и здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека, всюду противопоставляющего ей свой закон жизни. Противоречие между «морем» и «парусом» символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан.; «Парус» постоянно противопоставляет «морю» личную волю, контрастную с состоянием стихии. Однако его бытие, «закон» его странствия достаточно устойчив - не движение и не покой, не желание счастья и не отказ от него. Переживание реального чувства, единого в противоречиях и не существующего вне этих противоречий, вне внутренне неразрешенной коллизии, объясняет природу одиночества человека, брошенного в море жизни, вечно мятущегося и не знающего счастья ни в покое, ни в буре, ибо буря чревата покоем, а покой - бурей.

Другие сочинения по этому произведению


Мое любимое стихотворение М. Ю. Лермонтова («Парус») «Какие чувства вызывает во мне стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» (1) Стихотворение «Парус» Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус" Жажда борьбы и свободы (стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус») Одиночество и отверженность в творчестве М.Ю. Лермонтова (по стихотворениям "Белеет парус одинокий" и "Прощай, немытая Россия") Лирическое содержание стихотворения «Парус» Комментарии к стихотворению Лермонтова «Парус» Любимое стихотворение М. Ю. Лермонтова («Парус») Сочинение по повести «Белеет парус одинокий» Образ бунтующей души в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» Антитеза в стихотворении «Парус» Зримость описаний в повести Катаева «Белеет парус одинокий» «Какие чувства вызывает во мне стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» (2)