Мёртвые души

Николай Васильевич Гоголь


Краткое изложение
Читается примерно за 15 минут
Сочинения
545 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Жанр поэмы «Мертвые души»»

Сочинение

Хотя понятие жанра постоянно изменяется и усложняется, и все же под ним можно понимать исторически сложившийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. Уже по этим чертам во многом становится ясна основная мысль произведения, и мы примерно угадываем его содержание: от определения «роман» мы ждем описания жизни героев на протяжении их жизненного пути, от комедии — динамичного действия и необычной развязки; лирическое стихотворение должно погружать нас в глубину чувств и переживаний. Но когда эти черты, присущие разным жанрам, смешиваются между собой, создают своеобразное неповторимое сочетание, такое произведение поначалу приводит читателя в недоумение.

Так, с недоумением было встречено и одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX века — поэма Гоголя «Мертвые души». Жанровое определение «поэма», под которой тогда однозначно понималось лирико-эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и по преимуществу романтическое, воспринималось современниками Гоголя по-разному. Одни нашли его издевательским. Реакционная критика попросту глумилась над авторским определением жанра произведения.

Но мнения разошлись, и другие усмотрели в этом определении скрытую иронию. Ше-вырев писал, что «значение слова «поэма» кажется нам двояким… из-за слова «поэма» выглянет глубокая, значительная ирония». Но разве только лишь из-за одной иронии Гоголь на титульном листе крупно изобразил слово «поэма»? Безусловно, такое решение Гоголя имело более глубокий смысл.

Но почему же именно этот жанр Гоголь избрал для воплощения своих идей? Неужели именно поэма настолько объемна и вместительна, чтобы дать простор всем мыслям и духовным переживаниям Гоголя? Ведь «Мертвые души» воплотили в себе и иронию, и своеобразную художественную проповедь. Безусловно, в этом-то и состоит мастерство Гоголя. Он сумел перемешать черты, присущие разным жанрам, и гармонично соединить их под одним жанровым определением «поэма». Что же нового внес Гоголь? Какие из черт поэмы, корни которой уходят в античность, он оставил для раскрытия своего творческого замысла? Прежде всего нам придется вспомнить «Илиаду» и «Одиссею» Гомера.

На этой почве развернулась полемика между В. Белинским и К. Аксаковым, который считал, что «Мертвые души» написаны точно по образцу «Илиады» и «Одиссеи». «В поэме Гоголя является нам тот древний гомеровский эпос, в ней возникает вновь его важный характер, его достоинство и широкообъемлющий размер», — писал К. Аксаков. Действительно, черты сходства с гомеровской поэмой очевидны, они играют большую роль в определении жанра и раскрытии замысла автора. Уже само заглавие наводит на аналогию со странствиями Одиссея.

На яростные протесты цензуры против такого несколько странного названия — «Мертвые души» – Гоголь ответил, прибавив к основному названию еще одно — «Похождения Чичикова». Но похождения, путешествия, странствия Одиссея описал и великий Гомер. Одной из самых ярких аналогий с поэмой Гомера служит появление Чичикова у Коробочки. Если Чичиков – Одиссей, странствующий по свету, то Коробочка предстает перед нами, пусть в таком необычном виде, нимфой Калипсо или волшебницей Цирцеей: «Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться?». Такими словами приветствует Коробочка Чичикова, и так же встречает спутников Одиссея Цирцея, превратив их в настоящих свиней. Пробыв у Коробочки около суток, Чичиков сам превращается в борова, поглощая пироги и прочие яства.

Надо заметить, что Коробочка (кстати, единственная женщина среди помещиков) проживала в своем отдаленном поместье, напоминающем заброшенный остров Калипсо, и продержала Чичикова у себя дольше всех помещиков. У Коробочки приоткрывается тайна шкатулочки Чичикова. Некоторые исследователи полагают, что здесь упоминается жена Чичикова. В этом ярко проявляется мистицизм и загадочность гоголевского произведения, оно отчасти начинает напоминать лирическую поэму с волнующим мистическим сюжетом. Заглавие «Мертвые души» и черепа, нарисованные самим Гоголем на титульном листе, только подтверждают эту мысль.

Другой аналогией с гомеровской поэмой может служить образ Собакевича. Стоит лишь взглянуть на него, и мы узнаем циклопа Полифема — мощного, грозного великана, обитающего в огромных берлогах. Дом Собакевича вовсе не отличается красотой и изяществом. Про такое здание принято говорить — «циклопическое» сооружение, имея в виду его форму и полное отсутствие какой-либо логики в построении. Да и сам Собакевич противоречив: его «половина» – Феодулия Ивановна, тощая как жердь, является полной противоположностью своему мужу.

Но не только в описаниях помещиков мы находим сходство с гомеровской поэмой. Интересен и эпизод на таможне, который является как бы продолжением хитроумных затей Одиссея. Идея перевозки кружев на баранах явно взята у античного автора, герой которого спас свою жизнь и жизни своих товарищей, привязав людей под овец. Аналогии есть и в композиции: рассказ о прошлых делах Чичикова приводится в конце произведения — Одиссей рассказывает Алкиною о своих бедствиях, уже находясь рядом с родной Итакой. Но в поэме этот факт является как бы вступлением, а сам рассказ составляет главную часть.

Такой перестановке вступлений, заключений и главной части способствует и еще один интересный факт: и Одиссей, и Чичиков путешествуют как бы не по своей воле — они оба постепенно затягиваются стихиями, которые управляют героями как хотят. Обращает на себя внимание сходство стихий: в одном случае это грозная природа, в другом — порочная природа человека. Итак, мы видим, что композиция непосредственно связана с жанром поэмы и аналогии с Гомером имеют огромное значение. Они играют большую роль в жанровом определении и расширяют поэму до «размеров» «малого рода эпопеи», На это прямо указывают необычные композиционные приемы, позволяющие охватить значительный отрезок времени, и вставные рассказы, усложняющие сюжетную линию произведения.

Но говорить о прямом влиянии античного эпоса на гоголевскую поэму было бы неправильно. Начиная с древних времен многие жанры претерпели сложную эволюцию. Думать, что в наше время возможен древний эпос — это так же нелепо, как и полагать, что в наше время человечество могло вновь сделаться ребенком, как писал Белинский, полемизируя с К. Аксаковым. Но поэма Гоголя, конечно, куда философичней, и некоторые критики усматривают здесь влияние другого великого произведения, правда, уже эпохи средневековья — «Божественной комедии» Данте.

В самой композиции видно некоторое сходство: во-первых, указывается на трех-частный принцип композиции произведения, и первый том «Мертвых душ», задуманных как трехтомник, являет собой, условно говоря, ад дантовской комедии. Отдельные главы представляют собой круги ада: первый круг — Лимб — поместье Манилова, где находятся безгрешные язычники – Манилов с женой и их дети. Грешники калибра Коробочки и Ноздрева населяют второй круг ада, далее следуют Собакевич и Плюшкин, одержимые Плутосом – богом богатства и скупости.

Город Дит – губернский город, и даже стражник у ворот, у которого усы кажутся на лбу и напоминают рога черта, говорит нам о сходстве этих порочных городов. В то время когда Чичиков покидает город, в него вносят гроб покойного прокурора — это черти волокут его душу в ад. Через царство тени и мрака проглядывает лишь один луч света – губернаторская дочка – Беатриче (или героиня второго тома «Мертвых душ» Улень-ка Бетрищева).

Композиционные и текстовые аналогии с комедией Данте указывают на всеобъемлющий и всеуничтожающий характер гоголевского произведения. Одним сравнением России с адом в первом томе Гоголь помогает читателю понять, что Россия должна воспрянуть духом и из ада пройти в чистилище, а затем в рай. Такие несколько утопические и гротесковые идеи, всеуничтожающие и поистине гомеровские сравнения могли быть почерпнуты Гоголем из поэмы Данте, мистической и необычной по своему сюжету.

В том, что Гоголь не сумел до конца осуществить свой творческий замысел, состоящий в «создании» чистилища и рая (двух последующих томов), состоит эстетическая трагедия Гоголя. Он слишком хорошо осознавал падение России, и в его поэме пошлая российская действительность нашла свое не только философское, но и дьявольское, сатанинское отражение. Получилась как бы пародия, совмещенная с изобличением пороков российской действительности. И даже задуманное Гоголем возрождение Чичикова несет в себе оттенок некоего донкихотства.

Перед нами открывается еще один возможный прообраз поэмы Гоголя — так называемый «перерожденный» рыцарский роман (таковым является, например, «Дон Кихот» Сервантеса). В основе перерожденного (тра-вестированного) рыцарского романа (иначе романа плутовского) также лежит жанр похождений. Чичиков путешествует по России, занимаясь аферами и сомнительными пред-. приятиями, но сквозь поиски материальных сокровищ проглядывает путь духовного совершенства, — Гоголь постепенно выводит Чичикова, на прямую дорогу, которая могла бы явиться началом возрождения во втором и третьем томах «Мертвых душ».

Перерождение жанра, как, например, перерождение рыцарского романа в плутовской, приводит иногда к тому, что играют свою роль фольклорные элементы. Их влияние на формирование жанрового своеобразия «Мертвых душ» достаточно велико, причем на творчество Гоголя, который был ук-раинофилом, непосредственное воздействие оказали именно украинские мотивы, тем более что и травестирование оказалось наиболее распространенным на Украине (например, поэма И. Котляревского «Энеида»). Итак, перед нами предстают обычные герои фольклорных жанров – богатыри, изображенные Гоголем как бы в перевернутом виде (в виде антибогатырей без душ). Это гоголевские помещики и чиновники, например Собакевич, который, по мнению Набокова, является чуть ли не самым поэтическим (!) героем Гоголя.

Большую роль в поэме играет и образ народа, но это не жалкие Селифан и Петрушка, которые, по сути, тоже внутренне мертвы, а идеализированный народ лирических отступлений. Здесь используется не только такой фольклорный жанр, как лирическая народная песня, но и, можно сказать, самый глубокий в художественном и идейном смысле жанр — художественная проповедь. Гоголь сам мыслил себя богатырем, который, прямо указуя на недостатки, воспитает Россию и удержит ее от дальнейшего падения. Он думал, что, показав «метафизическую природу зла» (по Бердяеву), возродит падшие «мертвые души» и своим произведением, как рычагом, перевернет их развитие в сторону возрождения. На это указывает один факт – Гоголь хотел, чтобы его поэма вышла вместе с картиной Иванова «Явление Христа народу». Таким же лучом, способствующим прозрению, Гоголь представлял и свое произведение.

В этом и есть особый замысел Гоголя: сочетание черт разных жанров придает его произведению всеобъемлющий дидактический характер притчи или поучения. Первая часть задуманной трилогии написана блестяще — только один Гоголь сумел так ярко показать безобразную российскую действительность. Но в дальнейшем писателя постигла эстетическая и творческая трагедия, художественная проповедь воплотила только первую свою часть — порицание, но не имела конца — раскаяния и воскресения. Намек на раскаяние содержится в самом жанровом определении — именно лирические отступления, которыми и должна быть наполнена настоящая поэма, указывают на него, хотя они и остаются, пожалуй, единственной чертой настоящего лирико-эпического произведения. Они придают всей поэме внутреннюю грусть и оттеняют иронию.

Гоголь говорил, что первый том «Мертвых душ» — это лишь «крыльцо к обширному зданию», второй и третий тома — чистилище и возрождение. Писатель задумывал переродить людей путем прямого наставления, но не смог: он так и не увидел идеальных «воскресших» людей. Но его литературное начинание было продолжено в русской литературе. С Гоголя начинается ее мессианский характер – Достоевский, Толстой. Они смогли показать перерождение человека, воскресение его из той действительности, которую так ярко изобразил Гоголь.

Другие сочинения по этому произведению


«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? "Настоящий писатель — то же, что древний пророк" А.П.Чехов (По одному из произведений русской литературы — Н. В. Гоголь "Мертвые души") «Чем отличается русский человек от иностранца» (эссе по отрывку из «Мёртвых душ» Гоголя) "Покупатель живой человеческой совести, Чичиков — подлинный черт, подлинный провокатор жизни (А.Белый) Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы (поэма «Мертвые души») «ВСЯ РУСЬ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» "Герой нового времени — капиталистический человек" (образ Чичикова) Город N – Царство чиновников" в поэме Н.В. Гоголь "Мертвые души "До чего же Россия грустна…" по поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголя «Каждое лицо в „Мертвых душах“ есть в то же время вывод из целой категории людей …» (В.Н.Майков). Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души\' «Мертвые души» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» «Мертвые души» Н. В. Гоголя — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный" (А.И. Герцен). "Повесть о капитане Копейкине" (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя \'Мертвые души") «Повесть о капитане Копейкине» — острый протест, доведенный до конца Русь народная" в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души Творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни" В. Белинский о поэме Гоголя "Мертвые души «Чиновник с виду и подлец душой» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»). Автор в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Беседа Чичикова с Маниловым (анализ эпизода 2 главы поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души). Будущее и настоящее в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Быт и нравы губернского города N (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») В чем смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»? В чем современность характера Чичикова (По поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души") Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Возможно ли возрождение Чичикова? (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире (анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Встреча Чичикова с Ноздрёвым в трактире (анализ эпизода из четвертой главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»). Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Герои поэмы Гоголя "Мёртвые души" Гоголевский "смех сквозь слезы" в поэме "Мертвые души" ГОМЕРОВСКИЕ И ДАНТОВСКИЕ МОТИВЫ В "МЕРТВЫХ ДУШАХ" Н. В. ГОГОЛЯ Город в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Губернское общество в поэме Гоголя «Мертвые души» Две России в поэме Н. Гоголя «Мертвые души». «Мертвые» и «живые» души Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Дорога и путь - это одна из главных тем "Мертвых душ" Думы о России в поэме Гоголя «Мертвые души» Души «живые» и «мертвые» в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» Души «мертвые и живые» в поэме Н. В. Гоголя Души «мертвые» и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Души живые и мертвые в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души» ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Живая Россия в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Идейно — художественная роль «Повести о капитане Копейкине» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в. Изображение народа в поэме "Мертвые души" ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ\' Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души») Исполнил ли Чичиков завет отца? (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») История жизни Чичикова (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») История создания Как предыстория Чичикова помогает понять его характер (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Как Чичиков следует отцовскому "наставлению" в зрелую пору своей жизни? Какова роль вещей в сатирическом изображении Гоголя Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Коробочка и Чичиков Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Лирическое и сатирическое начала в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" Манилов (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Манилов и Коробочка в почести Н.В. Гоголя "Мертвые души\' Манилов и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Манилов и Чичиков Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века (Н.В.Гоголь "Мертвые души") Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» "Многоликость" внутреннего мира Чичикова Н. В. ГОГОЛЬ О НАЗНАЧЕНИИ ХУДОЖНИКА В "МЕРТВЫХ ДУШАХ" Народ в поэме Гоголя "Мертвые души" Народ в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Ноздрев и Чичиков Нравственный и правовой смысл преступлений Чичикова Образ города NN в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ Манилова в поэме «Мертвые души» Образ народа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ Павла Ивановича Чичикова (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ птицы-тройки в поэме "Мертвые души" Образ Родины в \"Мертвых душах\" ОБРАЗ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Образ России и народа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ Руси в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ Руси и русского народа в поэме \"Мертвые души\" Образ Собакевича в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образ Чичикова Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души Образы помещиков в «Мертвых душах» Образы помещиков в поэме «Мертвые души» ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Образы Селифана и Петрушки и их функции в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Образы чиновников в поэме Гоголя «Мертвые души» (эссе) Образы чиновников в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Общее неумытое лицо помещиков в поэме Гоголя "Мертвые души" Одежда героев как деталь в раскрытии образа Описание проблем в жизни помещиков в поэме Гоголя "Мертвые души" Особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" Оформление купчей в гражданской палате (анализ эпизода из 7 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»). Первый том "Мертвых душ" - книга о "потерянных селеньях" и "погибших поколеньях" Поместье и его владелец (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») (сочинение-миниатюра) Помещик Плюшкин (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Помещики в поэме Гоголя «Мертвые души» ПОМЕЩИКИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Помещики в поэме Н. Гоголя «Мертвые души Помещики и народ в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души\' Портрет российского чиновничества Почему в галерее "мертвых душ" Плюшкин изображен последним Почему Гоголь изображает помещиков именно в данном порядке и как это помогает раскрыть идею романа? (по поэме «Мертвые души») Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой? Почему Гоголь назвал свое произведение «Мертвые души» поэмой? Почему Н. В. Гоголю не удалось завершить поэму «Мертвые души»? Почему Плюшкин изображен последним в галерее помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»? Почему трудолюбивый хозяин превратился в "прореху на человечестве"? (образ Плюшкина) Почему Чичикову удалось приобрести мертвые души? (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Поэма «Мертвые души» и ее актуальность в наши дни Предыстория Чичикова (анализ эпизода из 11 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»). Приемы раскрытия характера литературного героя (на примере Манилова из поэмы Н.В, Гоголя \'Мертвые души\') Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин) Раздумья о человеке в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» Речь в защиту Плюшкина (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Роль автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и Н. В. Гоголя «Мертвые души» Роль авторских отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Роль лирических отступлений в поэме«Мертвые души» Роль художественной детали в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Россия Мертвых Душ. Изображение поместного дворянства в поэме Россия и народ в поэме Гоголя Мертвые души Россия и русский народ в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Русь крестьянская в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Сатирические образы помещиков (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Сатирические образы помещиков (по произведению Н. Гоголя «Мертвые души») Сатирическое изображение помещичьего мира в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь «Мертвые души».) Служебная деятельность Чичикова Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Смысл сравнения Чичикова с капитаном Копейкиным и Наполеоном (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Собакевич и Чичиков Современная Гоголю чиновничья Россия (по поэме "Мертвые души") Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича, Манилова и Коробочки Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме "Мертвые души") Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Тема воспитания в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Тема города в комедии «Ревизор» и поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Тема дороги в «Мертвых Душах» Тема дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Тема мертвой и живой души в поэме «Мертвые души» ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Тема родины и народа в поэме "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Тема Родины и народа в поэме Н. Гоголя «Мертвые души» Характеристика помещицы Коробочки (по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души\') Характеристика произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Характеры помещиков в поэме \'Мертвые души" Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина Чиновничья и помещичья Россия в изображении Н. В. Гоголя Читая лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» ЧИЧИКОВ - ГЕРОЙ "НОВОЙ ФОРМАЦИИ" Чичиков - делец-приобретатель Чичиков — живая или мертвая душа? Чичиков в поэме Н. Гоголя «Мертвые души Чичиков и его роль в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Чичиков и чиновники. Чичиков и чичиковщина (по поэм Н. В. Гоголя «Мертвые души») Чичиков на балу у губернатора (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души") Чичиков у Манилова (роль эпизода в поэме «Мертвые души») Чичиков у Плюшкина (анализ фрагмента 6-ой главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Чичиков — незаурядная яркая личность (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Что такое «мертвая душа»? (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Что такое чичиковщина? Я прочёл поэму «Мёртвые души» и теперь уважаю Гоголя за… Язык как материал словесности в лирическом отступлении "Птица-тройка" в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" Мертвые Души "Мертвые души" в поэме Гоголя Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Образ и характеристика Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души» Поэма «Мертвые Души» - гениальная сатира на крепостническую Русь Образ помещика Собакевича в поэме «Мертвые души» Описание образа Чичикова в поэме «Мертвые души» Лирические отступления в поэме Гоголя «Мертвые души» Краткая характеристика образов помещиков и чиновников в романе «Мертвые души» Образ автора в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» Рассмотрим образ гоголевской России в поэме «Мертвые души» Образ Руси в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Картина духовного обнищания и омертвения Образ России О Чичикове и Собакевиче из поэмы «Мертвые души» (Гоголь) Коробочка 2 Как и почему Плюшкин превратился в «мёртвую душу», или Плюшкин - не «прореха на человечестве», а обиженный и обделённый светом человек Помещики в поэме «Мертвые души» Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе Народ и Родина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков – герой своего времени Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя «Мертвые души» Чичиков – история жизни во всех деталях Жизненный путь Чичикова Визит Чичикова к Плюшкину Рецензия к поэме Манилов и Плюшкин - два типа характеров в поэме "Мертвые души" Русский помещик в литературе первой половины XIX века Характеристики помещиков в поэме «Мертвые души» «Авторская исповедь» Гоголь или мысль написать «Мёртвые души» Образ Петербурга в поэме Почему Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души» О жанре «Мертвых душ» Характеристика Манилова и Собакевича Читаю любимое произведение Н.В. Гоголя (1) Речь враля Ноздрева в поэме «Мертвые души» Воспитание и образование Чичикова Манилов "Человек пустоты" в романе «Мертвые души» Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, - подлинный черт, подлинный провокатор жизни Сатирические образы помещиков (По произведению Н.В.Гоголя \"Мертвые души\") АНАЛИЗ ЭПИЗОДА "ЧИЧИКОВ У СОБАКЕВИЧА" АНАЛИЗ ЭПИЗОДА "ЧИЧИКОВ У НОЗДРЕВА" ГОГОЛЕВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Язык в поэме "Мертвые души" Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»(на примере одного-двух из них). Жизненные идеалы и нравственный облик Чичикова Оформление купчей в гражданской палате Образ города в романе Гоголя «Мертвые души» Портретные описания образов в поэме «Мертвые души» Речевая характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» Многословие и пустословие героев романа «Мертвые души» Ноздрев прожигатель жизни Бытовая деталь в поэме «Мертвые души» Мастерство Гоголя в изображении Чичикова Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме «Мертвые души» Образ Руси в поэме Как относится автор к Андрию Чем продиктовано решение Тараса вести сы­новей в Запорожскую Сечь Чичиков. Образ, жизненный путь, его многоликость и типичность Почему стала возможной авантюра Чичикова Тема живых и мертвых душ в поэме Гоголя «Мертвые души» «Рыцарь копейки» в поэме «Мертвые души» Быт и нравы Плюшкина Что общего у Гоголевских помещиков? Как я понимаю название поэмы «Мертвые души» ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ "РЕВИЗОР" И В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Манилов и Собакевич в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" ЧИЧИКОВ У НОЗДРЕВА. РОЛЬ ЭПИЗОДА Чичиков центральный образ в поэме, данный в развитии ЧИЧИКОВ - "РЫЦАРЬ КОПЕЙКИ" «Мертвые души» Н.В.Гоголя.Смысл названия и своеобразие жанра. «Мертвые души» Гоголь - Актуальность в наши дни Художественное своеобразие поэмы Гоголя «Мертвые души» Коробочка 1 Плюшкин 1 Плюшкин 2 Посещение Чичиковым Плюшкина Чичиков 2 Ноздрев и Собакевич в поэме Гоголя «Мертвые души» Лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Приемы индивидуализации в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» Оформление купчей в гражданской палате (Анализ эпизода главы поэмы «Мертвые души») Лирическое отступление в романе «Мертвые души». Повесть о капитане Копейкине Речевая характеристика Манилова в поэме «Мертвые души» Поведение Чичикова в обществе чиновников в романе «Мертвые души» Замысел и история создания поэмы Гоголя «Мертвые души» «Мертвые души» и аналогия с «Божественной комедией» Гротеск в поэме «Мертвые души» Чиновники города N в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Купля продажа по Чичикову (по поэме "Мертвые души") Композиция поэмы «Мертвые души» Ноздрев и Собакевич. Характеристика автора Цель и задача жизни Чичикова Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" ЧИЧИКОВ И ГУБЕРНСКОЕ ОБЩЕСТВО Образы помещиков и сравнение их с Чичиковым (По поэме "Мёртвые души") Чичиков у Коробочки в роль эпизода в поэме Мертвые души. Чиновники города NN (по поэме Н.В.Гоголя "Мертные души") ЖИВОЕ И МЁРТВОЕ В ПОЭМЕ "МЁРТВЫЕ ДУШИ" Тема гражданского долга в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Характер и быт одного из помещиков (По поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") "Человек ловится на мелочах, в крупном - можно притвориться, мелочь всегда выдает истинную "суть души", ее рисунок, ее тяготение" (М. Горький) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века") АВТОРСКИЕ ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" В чем современность характера Чичикова Мертвые и живые души в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЧИЧИКОВ У ПЛЮШКИНА Поместье и его владелец Мир перевернутых ценностей в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» Тема гражданского долга в поэме Гоголя «Мертвые души» Реалистическая повседневность в поэме «Мертвые души» Проблема II тома «Мертвых душ» Обобщающее значение образа Чичикова в поэме «Мертвые души» Исполнил ли Чичиков завет отца Система персонажей в поэме «Мертвые души» Сюжет и композиция поэмы «Мертвые души» “Мертвые души” Гоголя – удивительная книга Помещики в поэме «Мертвые души» мертвы и морально, и духовно Анализ эпизода VII главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков — делец и приобретатель в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" «Мертвые души» творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни Художественный анализ Связь замысла «Мёртвых душ» с религиозно-нравственными исканиями Гоголя В чем Гоголь видит светлые стороны крестьян? Лирические отступления (по поэме «Мертвые души» Характеристика Плюшкина Художественное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Художественные особенности поэме «Мертвые души» Описание дворянства и помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» Образы крестьян в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности поэмы ЧИЧИКОВ - ДЕЛЕЦ ПРИОБРЕТАТЕЛЬ ЧИЧИКОВ, ГОЛОВЛЕВ, ИОНЫЧ Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века. ЧИЧИКОВ В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" АНАЛИЗ ЭПИЗОДА "ЧИЧИКОВ У КОРОБОЧКИ" ЧТО ТАКОЕ "ЧИЧИКОВЩИНА"? (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") ПОЭМА ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" - ГЕНИАЛЬНАЯ САТИРА НА САМОДЕРЖАВНО-КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ Тип "делового" человека" произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гогоя Н. В. ГОГОЛЬ. "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Мир помещиков у Гоголя "Настоящее зло: ходит всегда на костылях добродетели" (М.М. Пришвин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века) Знакомство Чичикова с городом NN Сатира Гоголя Живая Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Быт и нравы губернского города NN (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души») Поэма Гоголя «Мертвые души». Своеобразие жанра. Особенности композиции. Смысл названия. «Мертвые души» Гоголь - Анализ эпизода «Чичиков у Коробочки» Концепция мертвой души Ноздрев 2 Автор в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Собакевич — персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» «Мертвые души» помещики и чиновники Грустный смех автора в поэме «Мертвые души» Две России в поэме Гоголя "Мертвые души" Сочинение Гоголь «Мертвые души» Мир помещиков у Гоголя Почему, собственно, не быть Хлестакову "ревизором" «Мертвые души» поэмы Гоголя Образ Плюшкина Похождения Чичикова: Держи, держи, кричал Чичиков Селифану Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» Исследование образа Собакевича Беседа Чичикова с Маниловым (по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души") Чиновничество в поэме Гоголя «Мертвые души» «Исправление» характера Чичикова Образ, характер, характеристика чиновника "Мертвые души" – полный анализ истории публикации поэмы Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого Чичиков — Новый герой эпохи Повесть о капитане Копейкине (анализ эпизода поэмы Н.Гоголя "Мертвые души") «Рыцарь копейки» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков - гениальное предвидение Гоголя Крестьянские образы в поэме Гоголя «Мертвые души» Помещичья Россия в поэме Гоголя «Мертвые души» Единство сатирического и лирического в поэме Гоголя «Мертвые души» Живая Россия в поэме Гоголя «Мертвые души» Значение для русской литературы «Мертвых душ» Быт и нравы губернского города NN Худ.средства в изображении образа. Коробочка - одна из "мертвых душ" АНАЛИЗ ЭПИЗОДА "ЧИЧИКОВ У МАНИЛОВА" Быт и нравы провинциальной России" по одному или нескольким произведениям Гоголя ТВОРЕНЬЕ ЧИСТО РУССКОЕ, НАЦИОНАЛЬНОЕ, ВЫХВАЧЕННОЕ ИЗ ТАЙНИКОВ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" ТИПИЧНЫЕ ХАРАКТЕРЫ В ПОЭМЕ ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Чичиков — делец и приобретатель в поэме Гоголя "Мертвые души" "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться" (Л.Н. Толстой) (По одному из произведений русской литературы XIX века) Пример сочинения на тему: Образ Чичикова в романе «Мертвые души» Манилов 3 Собакевич 1 Плюшкин – персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» «Мертвые души» — великая поэма Смех сквозь слезы в поэме М. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» гениальное творение Гоголя Сцена продажи «мертвых душ» у Плюшкина О языке художественной прозы Гоголя на примере «Мертвых душ» В чем смысл поэмы Гоголя «Мертвые души» Особенности жанра и композиции поэмы Отрицательный образ Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души» Сюжет о «мертвых душах» в одноименном романе Гоголя Исследование образа Манилова Автобиографическое начало в «Мертвых душах» Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Литературное произведение как отражение образа автора Второстепенные образы поэмы «Мертвые души» Персонажи и биографии в поэме «Мёртвые души» Раскрытие образа героя поэмы «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков Исполнил ли Чичиков заветы отца Ноздрев и Собакевич. Противопоставление типов Судьба России в поэме Гоголя «Мертвые души» и наша современность Структура поэмы Гоголя «Мертвые души» Идейно творческий кризис Н. В. Гоголя. Второй том «Мертвых душ» Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» ЧИЧИКОВ У СОБАКЕВИЧА ("МЕРТВЫЕ ДУШИ" Н.В. ГОГОЛЯ) Изображение поместного дворянства в "Евгении Онегине" А.С.Пушкина и в "Мертвых душах" Н.В.Гоголя Туманная субъективность авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ГОГОЛЯ Чем объясняется успех Чичикова Роль личных отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души» Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич Крестьяне в поэме Гоголя "Мертвые души" Оформление купчей в гражданской палате (Анализ эпизода 7 главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души") "Мещанство - ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге" (М. Горький) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века) Изображения чиновников В Комедии "Ревизор" И В Поэме "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Жанрово композиционное своеобразие поэмы Читаю любимое произведение Н.В. Гоголя (2) Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика. «Мертвые» и живые души в поэме Н.В.Гоголя. Мертвая и живая душа в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века Две России в повести Гоголя «Мертвые души» Гоголь - Книга о «потерянных селеньях» и «погибших поколеньях» Образ Чичикова в романе «Мертвые души» Манилов 1 Ноздрев 1 Собакевич 2 «Слуги народа» в поэме «Мертвые души» Так в чем же видит автор поэмы «Мертвые души» будущее России Оформление купчей в гражданской палате в поэме «Мертвые души» Процесс деградации помещичьего класса в поэме «Мертвые души» Почему Н. В. Гоголю не удалось завершить поэму “Мертвые души” Некоторые личные черты Гоголя в поэме «Мертвые души» Исследование образа Плюшкина Условия становления и роста капиталистических отношений поэме «Мертвые души» Образы "Живых" и "Мертвых" душ в поэме Гоголя Быт и нравы Плюшкина (По поэме В.Н. Гоголя "Мертвые души") 2 Русский народ в поэме Николая Гоголя "Мертвые души" Почему Гоголь не сумел завершить «Мёртвые души» Особенности героев поэмы «Мёртвые души» Краткая характеристика произведения "Мертвые души" Гоголя Н.В. Столкновение экипажей (Анализ эпизода главы 5 первого тома поэмы Н. В.Гоголя "Мертвые души") Губернский Олимп Визит Чичикова к одному из помещиков Отражение во внешности помещиков их внутреннего мира Анализ эпизода главы V первого тома поэмы Гоголя «Мертвые души» Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире Помещики и чиновники в изображении Н. В. Гоголя Журнал коллежского советника Чичикова Павла Ивановича Размах «предпринимательской» деятельности Чичикова Панорамное изображение жизни общества в поэме Гоголя «Мертвые души» Сложность гоголевской поэмы «Мертвые души» Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н.В.Гоголя. РОССИЯ И РУССКИЙ НАРОД В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" ИЗОБРАЖЕНИЕ КРЕПОСТНИКОВ-ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Изображение города в поэме "Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века) Долгий путь к живой душе (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») Неуловимая партия Чичикова в симфонии «Мертвых душ» Н. В. Гоголя История создания второго тома «Мертвых душ» Сатира в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Художественный образ России БЫТ И НРАВЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ (ПО КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР») Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя Острый протест, доведенный до конца Cатира на крепостническую Русь Причины, обусловившие характер Чичикова Манилов 2 Манилов 4 Чичиков 1 Кто такой Собакевич в поеме гоголя «Мертвые души» Персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Школьное сочинение на тему особенности жанра «Мертвые души» Неуловимая партия Чичикова в симфонии «Мертвых душ» «Мертвые души» — это не только помещики и чиновники Описание образов помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» Эпитеты в поэме Гоголя «Мертвые души» Работа Гоголя над языком поэмы «Мертвые души» «Мертвые души» книга о «потерянных селеньях» и «погибших поколеньях» Россия Чичиковых в сюжете «Мертвых душ» Авантюризм Чичикова Оценки, даваемые скряге Плюшкину Собакевичем И смех, и слезы… Чичиков в поэме как живой человек (его портрет и манеры) Новые грани характера Чичикова в романе «Мертвые души» Быт и характер пяти помещиков в поэме «Мертвые Души» Быт и нравы Плюшкина (По поэме В.Н. Гоголя "Мертвые души") 1 Общий замысел «Мёртвых душ» «Творение чисто русское национальное выхваченное из тайника народной жизни» (В.Белинский о поэме Гоголя «Мертвые души») Особенности сюжета и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души" Авторские идеалы и действительность в поэме "Мертвые души" 2 «Дубинноголовая» Коробочка Манилов и Коробочка. Характеристика и противопоставление Образы крестьян. Трудовая народная Россия (сочинение-миниатюра по поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя) Чичиков в гостях у Ноздрёва и Плюшкина Владельцы усадеб Поэма Гоголя «Мертвые души» — обличение крепостной России «Мертвые души» Гоголя — горький упрек современной России но не безнадежный Изображение провинциального города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Лирические отступления в романе «Мертвые души», диалог о дисгармонии мира Поэма Гоголя «Мертвые души». Путешествие в царство мертвых Изобразить «все дурное что ни есть в России» (на примере образа Чичикова) Воплощение духовной нищеты нравственного убожества русских помещиков Новый герой спекулянт в русской литературе Новый класс в России в образе Чичикова Сатирическое изображение чиновничества и помещиков в поэме «Мертвые души» ЧИЧИКОВ У МАНИЛОВА. РОЛЬ ЭПИЗОДА Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души".) Повесть о капитане Копейкине (Анализ фрагмента поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души") Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева Чичиков — загадочный герой в поэме Николая Гоголя «Мертвые души» Чичиков и губернское общество (По роману Н.В. Гоголя "Мертвые души") Быт и нравы Манилова Размышления над поэмой Н.В.Гоголя "Мертвые души" Размышления над поэмой Н.В.Гоголя "Мертвые души" 2 ДВЕ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Столкновение экипажей. (Эпизод в поэме Гоголя «Мертвые души») Сюжет "Мертвых душ" (последовательность встреч Чичикова с помещиками) Хронотоп поэмы Н.В. Гоголя “Мёртвые души” Рецензия на поэму Николая Гоголя «Мертвые души» Путешествие по России (По произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души») Характеристика образа Капитан Копейкин Кто главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Идейно-тематическое содержание поэмы «Мертвые души» Сарказм, как средство разоблачения (на примере характеристики Чичикова) Роль понятия «мертвые души» для осмысления абсурдности российского миропорядка Представление о художественной многогранности «Мертвых душ» ПОХОЖДЕНИЯ ЧИЧИКОВА "Каждое лицо в "Мертвых душах" есть в то же время вывод из целой категории людей…" (В.Н. Майков) Роль лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души” Сцена продажи «мертвых душ» у Собакевича Образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» Чичиков герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» Особое место образа Плюшкина в романе Души «мертвые» и «живые» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Какова роль лирических отступлений в первом томе поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"? Образы крестьян в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" Роль эпизода в поэме Мое отношение к Чичикову Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ ДУШИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГОГОЛЯ Интерьер как средство характеристики героя (По одному из произведений русской литературы XIX века) Замысел романа Гоголя «Мертвые души» Русь в поэме Гоголя «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков Чичиков 3 Речевая характеристика Собакевича в поэме «Мертвые души» Авторские отступления в поэме Гоголя «Мертвые души» Исследование образов помещиков в поэме «Мертвые души» Лицо помещиков Замысел «Мертвых душ» Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что раз­личает Мастерство художественной детали в поэме «Мертвые души»