Котлован

Андрей Платонович Платонов


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
73 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»).»

Сочинение

В произведениях Замятина и Платонова можно проследить отражение проблем времени, в котором жили писатели. Творчество этих авторов пришлось на первую половину двадцатого столетия — довольно непростое время в истории страны. Это период острых социальных проблем, изменения жизни народа и появления новых тенденций в развитии страны. Оба автора на тот момент видели величайшей ценностью личность человека и познание им смысла жизни и назначения. На мой взгляд, в то сумбурное и страшное время, в которое выпало жить авторам, в тот момент, когда многое необходимо было переосмыслить и оценить по-новому, наиболее почувствовать всю глубину жизни может прежде всего человек, которого действительно интересует будущее нации. Творческий путь писателей был трудным, полным резких противоречий, но, в конечном счете, — прямым и неуклонным. В данный момент темы, которые были когда-то затронуты ими, стали снова актуальными и получили буквально вторую жизнь. Произведения «Мы» и «Котлован» не были признаны при жизни их авторов, но сегодня они воспринимаются хорошо и читаются с интересом. Они помогают нам разобраться в прошлом, потому что были созданы очевидцами наиболее острых и переломных моментов нашей истории.

И в романе Замятина «Мы», и в повести «Котлован» Платонова изображаются люди и общество в целом. Естественно и то, что имеются отличия между реальной правдой и так называемой правдой произведений. В «Котловане» тяжелая и иногда непосильная работа — это избавление от необходимости думать, хотя это неправильно. У рабочих на первом месте стоит работа — они должны рыть котлован, причем делать это коллективно. У рабочих-землекопов нет личной жизни, нет возможности проявить себя индивидуально. Над всем главенствует работа, как достижение главной цели. Похожая проблематика имеет место в романе Замятина «Мы»: то, что считается правильным в Едином Государстве, не является правдой на самом деле. С самого начала романа речь идет не о людях, а о «нумерах" — это в высшей степени безнравственно и жестоко. Есть и прямое тому подтверждение: «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений». Отрицается все светлое и доброе, в том числе и любовь. С точки зрения Единого Государства, любовь — это болезнь.

Главной задачей Интеграла является то, что нужно осчастливить людей. Вся проблема в том, что этого нельзя добиться насильственно, именно поэтому и разгорается восстание.

В романе много противоречий, с которыми хочется спорить и выступать против них.

На мой взгляд общими проблемами этих произведений является то, что происходит приобщение общества к тому или иному насильно. Причем в обоих случаях, в обоих произведениях принуждение ни к чему хорошему не приводит.

И в «Мы», и в «Котловане» главенствуют такие нормы жизни, как драматизм, жестокость, предательство, бездуховность. Все светлые, человеческие эмоции и чувства просто отрицаются и вообще не рассматриваются. Несмотря на то, что и Замятин, и Платонов негативно относятся к уничтожению в человеке личности и индивидуальности, их произведения как раз основываются на этом. В «Котловане» на первом плане показан каждодневный однообразный труд, который ничем не сменяется и в итоге становится могилой.

В романе «Мы» замятинские «нумера» — все-таки живые люди, рожденные отцом и матерью и только воспитанные государством. Имеея дело с живыми людьми, Единое Государство не может опираться только на рабскую покорность. Счастье «нумеров» уродливо, но ощущение счастья должно быть истинным. Следовательно, задача тоталитарной системы — не уничтожить полностью личность, а ограничить ее со всех сторон: перемещения — Зеленой Стеной, образ жизни — Скрижалью, интеллектуальный поиск — Единой Государственной Наукой, которая не ошибается. Люди являются жертвами прогресса — они лишились свободы при помощи уникальной, и в то же время разрушительной техники. Как и в первом, так и во втором случае происходит разрушение личности, люди теряют личную свободу и подвергаются уравниловке в прямом смысле этого слова.

Получается так, что между несвободой и коллективным счастьем в романе «Мы» стоит знак равенства, пусть это и не является реальной правдой. Государство выработало свою методику, по которой производится лишение фантазии всего населения Единого Государства. Все это делается для более простого управления однообразной толпой. Именно в лишении «нумеров» свободы государство видит свою силу и коллективное счастье нации.

«Котлован» является по сути могилой будущей жизни, т.к. у общества просто не существует перспективы развития и стремления к чему-то человечному. На первое место выдвигаются совсем не те ценности, которые могли бы иметь место и приносить удовлетворение. Все в повести просто несчастные люди. Автор пытается предостеречь нас от последствий социальных экспериментов, но это происходит. Герои приобщаются к так называемой новой коммунистической жизни, чтобы отойти от своих проблем, придать смысл своей жизни. С самого начала было ясно, что жестокость и насилие никогда не заканчиваются хорошо — не получилось строительством котлована построить счастье на той крови, которая был пролита.

Произведения Замятина и Платонова затрагивают самые актуальные вопросы своего времени. Но в каждом произведении эти вопросы решаются по-своему.

Другие сочинения по этому произведению


Грустно существующие люди (по повести А. Платонова «Котлован») А.П.Платонов. "Котлован". Библейские мотивы в повести А. Платонова «Котлован». Драматизм приобщения к новой жизни (По повести А. П. Платонова «Котлован») Люди в произведении А. Платонова «Котлован». О чем я рассуждала, читая «Котлован» Основные образы повести А. П. Платонова «Котлован» Особенности стиля повести А. Платонова «Котлован» Предсказания в произведениях "Котлован" Платонова и "Мы" Замятина Проблема коллективизации и образ активиста в повести Платонова «Котлован» Проблематика и идея повести А. Платонова «Котлован» Проблематика повести А. П. Платонова «Котлован» Пророчество Платонова в повести «Котлован» Рецензия-отзыв на повесть А. П. Платонова «Котлован» Смысл названия повести А. Платонова «Котлован» Смысл названия повести А. П. Платонова «Котлован» Строительство «нового мира» в повести А. Платонова «Котлован». Тема смысла жизни в повести А. П. Платонова «Котлован» Философский смысл произведения А. П. Платонова «Котлован» Художественное своеобразие произведения А. Платонова «Котлован». Человек и тоталитарное государство в повести А. П. Платонова «Котлован» "Котлован" А. Платонова как художественный документ эпохи Истина как смысл жизни (по повести Платонова «Котлован») Герои повести «Котлован» Система персонажей повести «Котлован» Платонов А. П. Роман-антиутопия в русской литературе «Новая» действительность в повести «Котлован» Проблематика и герои произведений А. П. Платонова (на примере одного рассказа). По повести «Котлован» Образ простого русского человека в произведении А. Платонова «Котлован» Сочинение А. П. Платонов. «Котлован» Особенности стиля повести Центральная проблема в повести «Котлован» В «Котловане» автор разбивает миф о светлом будущем Характеристика образа Пашкина Льва Ильича Строительство "нового мира" в повести Роман-антиутопия в русской литературе Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова Утопический мир повести Платова «Котлован» Порицание тоталитаризма в повести Платонова «Котлован» Повесть «Котлован» о событиях «великого перелома» Художественное своеобразие произведения Сюжетно-композицнонная организация повествования («Котлован» Платонов) Надуманный мир (А. Платонов, «Котлован») Особенности народного характера в повести Платонова «Котлован» Философская многозначность повести А. П. Платонова «Котлован» Сюжетно-композицнонная организация повествования («Котлован») Старое и новое в повести А. Платонова "Котлован" «Новая» действительность в повести Андрея Платонова «Котлован» Своеобразие повести Андрея Платонова «Котлован» Сочинение по произведениям Платова «Сокровенный человек», «Впрок», «Котлован» Я бы хотел остановить ваше внимание на повести «Котлован» Сочинение по повести А. П. Платонова «Котлован» Характеристика образа Чиклина Никиты Анализ сцены раскулачивания (По повести Платонова «Котлован») «Котлован» А Платонова — книга пророчество Люди в произведении Человек и тоталитарное государство в повести Разоблачение сталинизма в повести А. Платонова Герои и проблематика одного из произведений А.П. Платонова Трагическая мистерия о коллективизации Платонова «Котлован» «Котлован» А. Платонова — книга-пророчество Антиутопический смысл повести «Котлован» Характеристика образа Жачева Характеристика образа Прушевского Характеристика образа Сафронова Сюжетно композицнонная организация повествования («Котлован» Платонов) "Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается..." Д.И.Писарев. Вощев – скиталец из «Котлована» Проблематика повести Платонова «Котлован» Образ символ у Андрея Платонова (по произведениям "Сокровенный человек" и "Котлован") Драматизм приобщения к новой жизни по повести «Котлован» Характеристика образа Вощева