Котлован
Андрей Платонович Платонов
«Основные образы повести А. П. Платонова «Котлован»»
А. Платонов не принимал современный ему общественный строй, выражал свои взгляды на развитие советской России через художественное слово. Повесть «Котлован», законченная А. Платоновым в 1930 году, стала известна широкому читателю только в 1987 году. Здесь в иносказательной форме, с помощью символов рассказывается о строительстве котлована для Дома счастья. Строят дом Вощев, Чиклин, Прушевский, Сафронов, Козлов, Жачев. В котловане приживается маленькая сирота Настя.
Чтобы понять сущность образов главных героев, нужно обратить особое внимание на их имена. Имена персонажей Платонова привлекают своей необычностью и даже искусственностью. Но ими наделены не все персонажи «Котлована». Активист, поп, председатель сельсовета, «середняцкий старичок», просто «зажиточный» названы лишь по их социальному статусу, причём в повести отсутствие имени — тоже важная характеристика героя.
Интересно значение фамилии Вощев. Оно может ассоциироваться со словом «воск» (вощёный) и со словом «вообще» и с близким по звучанию наречием «вотще». Воск — природный и хозяйственный материал — не связан напрямую с психологическим миром персонажа. Но достаточно вспомнить, как Вощев собирает в мешок «всякую безвестность» мира для памяти, — и можно убедиться, что ничто «природное и хозяйственное» Вощеву не чуждо.
«Вообще» напоминает о главном деле жизни героя — поиске смысла отдельного и общего существования, попытке додуматься до «плана общей жизни». С «вотще» связана идея разочарования от безрезультатности такого поиска и обречённости героя. Фамилия Вощева уже с первой страницы повести определяет логику его духовного пути — от надежды обрести «всемирную истину» к осознанию (после смерти Насти) тщетности общих усилий в достижении идеала и личного существования.
Традиционные русские фамилии — Козлов, Сафронов — уступают по своему смысловому объёму фамилии Вощев. Очевидно лишь сюжетное значение фамилии Медведев, который и есть медведь, нетипичный для реалистической литературы — медведь-молотобоец, обладающий классовым чутьём.
Значение слова «козёл» указывает на самого презренного человека. Козлов — вечно отстающий и самый жалкий землекоп, запас душевных и физических сил которого критически оценён Сафроновым: «Не переживёт он социализма». В системе персонажей повести Козлов и Медведев оказываются антиподами: один — презираемый «паразит», а другой — уважаемый пролетарий.
Партийного функционера Пашкина зовут Лев Ильич. Возникает ассоциация с именами известных политических деятелей Ленина и Троцкого. Лев Ильич — бюрократ. Его имя — не столько указание на какие-то личностные черты персонажа, сколько сатирический портрет партийного активиста, который сумеет удержаться на плаву при любом повороте «Генеральной линии».
В противовес Пашкину его партийный коллега на селе — активист — вообще лишён имени. Активист — фигура деятельная, он инициатор и главный участник раскулачивания. Нарицательное имя пристало к активисту так прочно, что начало выступать в роли имени. Социально-политическая функция вытеснила в человеке живые черты, заполнила его целиком.
Котлован строит старое, дореволюционное поколение людей, которое чувствует себя уставшим и не находит места в доме будущего. Безногий калека Жачев, потерявший лучшее в душе на войне с империализмом, ждёт окончания постройки дома, чтобы уничтожить старый город, погрязнувший в буржуазных предрассудках, и тем самым исполнить свою историческую миссию.
Той же работой занимаются Сафронов и Козлов, выкорчёвывающие «пни капитализма». Инженер Прушевский, по проекту которого возводилось здание завтрашнего дня, не знает, для чего живёт и нужен ли он кому на свете. Приговоривший сам себя к смерти, он усилием воображения прозревает белый непорочный дворец будущего, где разместятся новые люди — дети человечества. Он не может примириться с ними и полюбить их отдельно от своего страдания.
Наибольшая смысловая нагрузка приходится на имя Насти, олицетворяющей будущее счастье и «истину всемирного происхождения». Буквальное значение имени — «воскресшая». Но значение имени девочки оказывается в трагическом противоречии с её судьбой: предназначенная для новой, вечной жизни, сумевшая однажды уйти от смерти, Настя погибает, унося с собой надежду и веру. Смерть Насти — сюжетный и смысловой итог повести. И её могила общепролетарского дома — мрачный символ утопического счастья.
Имена собственные, таким образом, выступают в повести как средство характеристики персонажей. Ключевая роль в смысловой структуре «Котлована» принадлежит именам Вощева и Насти: смерть «воскресшей» символически выражает тщетность надежд на всеобщее счастье.
Другие сочинения по этому произведению
Грустно существующие люди (по повести А. Платонова «Котлован») А.П.Платонов. "Котлован". Библейские мотивы в повести А. Платонова «Котлован». Драматизм приобщения к новой жизни (По повести А. П. Платонова «Котлован») Люди в произведении А. Платонова «Котлован». О чем я рассуждала, читая «Котлован» Особенности стиля повести А. Платонова «Котлован» Предсказания в произведениях "Котлован" Платонова и "Мы" Замятина Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»). Проблема коллективизации и образ активиста в повести Платонова «Котлован» Проблематика и идея повести А. Платонова «Котлован» Проблематика повести