Олеся

Александр Иванович Куприн


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
48 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся»)»

Сочинение

В своей ранней повести «Олеся» (1898) А. И. Куприн выразил мечту о существовании личности, не испытавшей никаких воздействий противоречивой среды, общества, и живущей лишь своими искренними порывами.

Главной героиней произведения, на мой взгляд, можно считать девушку Олесю. Она не знакома с цивилизацией, с детства живет в лесу, в окружении древних поверий своих предков. Поэтому Олесе абсолютно чужды общественные нормы поведения, она признает лишь зовы души, свои истинные потребности, которые умеет слышать и различать.

По сюжету повести юная героиня влюбляется в человека из совсем другого мира — она встречает мужчину, родившегося и воспитанного в городе, испытавшего на себе все «разлагающее» влияние цивилизации. Между героями зарождается искреннее чувство, которое раскрывает сущность характеров обоих.

В кратком, насыщенном бытовыми деталями повествовании Куприн выразил свои представления о внутреннем преображении личности посредством любви. Сама природа сообщила людям жажду красоты, гармонии, высоких порывов, полного слияния с родной душой. Вместе с тем — она ограничила их возможности. Кто-то может преодолеть эту ограниченность, кто-то на такое не способен…

На мой взгляд, развитие сюжета всего произведения постоянно подталкивает нас к одной мысли — любовь между Олесей и Иваном Тимофеевичем невозможна. Больше того, она может закончиться настоящей трагедией.

В чем причина именно такого развития событий? Думаю, главным образом, в натуре героя, в его характере, сформировавшимся под влиянием городской интеллигентской среды. Иван Тимофеевич обладает положительными качествами — он добр, воспитан, образован. Однако в нем нет главного — цельности натуры, искренности, умения слушать свое сердце и не бояться следовать его зову. Над героем довлеют всевозможные социальные предрассудки, преодолеть которые он не в силах. Недаром автор характеризует Ивана Тимофеевича как человека с «ленивым» сердцем, у которого эмоции задавлены разумом, стереотипами.

Мы чувствуем, что в душе «цивилизованного» героя есть какой-то нравственный изъян, который мешает ему быть счастливым и дать счастье другому человеку. Этот человек душевно глух и равнодушен, он просто не умеет думать и заботиться о других.

Так, Иван Тимофеевич готов заставить Олесю выбирать между собой и бабушкой, он не думает о том, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь. Помимо этого, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания.

Такое эгоистичное поведение этого персонажа становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.

Таким образом, мы видим, что основной конфликт повести заключен в столкновении и противопоставлении двух человеческих типов — «естественного» и «цивилизованного». Они, по мнению писателя, четко связаны с противоречием между обществом «природным» и обществом «социальным».

Мир, из которого изгнаны Олеся и старуха Мануйлиха, — мир деревни — олицетворяет в повести современное писателю общество. Куприн показывает, что он лишен поэтичности и гармонии, жесток и уродлив. Автор подчеркивает необыкновенную неразвитость его обитателей (Ярмола, деревенские бабы), их рабские привычки (стремление при всяком удобном случае поцеловать у «пана» ручку), страшную забитость, темноту, необразованность в сочетании с почти звериной жестокостью (убийство конокрада Яшки, готовность забить камнями Мануйлиху с Олесей).

Коллективный портрет этого мира — пьяная деревенская толпа на празднике Святой Троицы: «Невыносимо жаркий воздух, казалось, весь был насыщен отвратительным смешанным запахом перегоревшей водки, лука, овчинных тулупов, крепкой махорки-бакуна и испарений грязных человеческих тел. Пробираясь осторожно между людьми и с трудом удерживая мотавшего головой Таранчика, я не мог не заметить, что со всех сторон меня провожали бесцеремонные, любопытные и враждебные взгляды».

Эта ревущая, безудержная, дурно пахнущая безликая масса была готова на все: искалечить, уничтожить, убить любого чужака, причем не только Олесю, но и Ивана Тимофеевича.

Мы видим, что те, кто ходит в церковь и считает себя христианами, оказываются хуже зверей. Олеся поняла это давно, исключив саму возможность общения с миром, несущим зло: «Нам людей не надо». Но она готова понять и простить их, и даже уехать, отказавшись от своего счастья, чтобы не вводить людей «во грех». А вот деревня хочет не примирения, а разрушения и насилия.

Человеческий мир не выдерживает испытания любовью, он не создан для счастья и гармонии, говорит нам Куприн своей повестью. Современная цивилизация порождает таких людей, как Иван Тимофеевич, — она убивает в них душу, лишает самого главного — трепетного, жаждущего сердца. Именно поэтому настоящее чувство обречено в человеческом мире на трагическую гибель.

Другие сочинения по этому произведению


«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна ("Олеся") Человек и природа в творчестве Куприна Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся» Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся» Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна "Олеся" Анализ повести "Олеся" Куприна А.И. Сочинение по повести А.И. Куприна "Олеся" Сочинение по повести А. И. Куприна "Олеся" Образ Олеси в одноименной повести Куприна "Лесная колдунья" Олеся в одноименной повести А. И. Куприна Мои размышления над повестью Куприна «Олеся» Тема любви повести А. И. Куприна «Олеся» Образ лесной колдуньи Олеси в одноименной повести Куприна Поэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна) Образ героя рассказчика и способы его создания в повести "Олеся" Анализ идейно-художественного содержания повести А. И. Куприна «Олеся» «Полесская сказка» А. И. Куприна (анализ повести «Олеся») Реализм в творчестве А. И. Куприна Любовь в творчестве Куприна Любовь в русской литературе (по повести «Олеся») Мое любимое произведение Куприна «Олеся» Женский образ в повести А. Куприна “Олеся” Певец возвышенной любви (по повестям Куприна "Гранатовый браслет", "Олеся", "Суламифь") Своеобразие повестей А. И. Куприна (на материале повести «Олеся») Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века (по произведению Куприна «Олеся») По повести А. И. Куприна "Олеся" Гимн возвышенному первозданному чувству любви(по повести Куприна "Олеся") Как вы понимаете выражение "талант человечности" «Олеся» Куприн - Гимн возвышенному, первозданному чувству любви Гимн любви в повести А. И. Куприна “Олеся” Колдовство обреченной любви (А.И. Куприн «Олеся») Урок нравственной красоты и благородства в повести Куприна «Олеся» (образ Олеси) Основные темы творчества («Молох», «Олеся», «Поединок»)