Олеся

Александр Иванович Куприн


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
48 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Образ героя рассказчика и способы его создания в повести "Олеся"»

Сочинение

Александр Иванович Куприн – писатель, особой чертой которого является реалистичное описание действительности. Он мастерски передает характеры, образы персонажей, среду, которая их окружает через неуловимые, на первый взгляд, детали. Это и речь героя, и его портрет, и в меру подробное описание пейзажа.

Повесть «Олеся», несмотря на реалистичность, пронизана мягким лиризмом и задушевностью. Повествование идет от лица молодого человека, которого «судьба забросила на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья». Имя главного героя читатель узнает не сразу, как и большую часть информации о нем. С первых страниц можно понять, что Иван Тимофеевич – человек очень интеллигентный, он любит узнавать что-то новое: о жизни, о людях, о науках. Приехав в глухую деревню, он, за неимением впечатлений, читает книги, охотится и даже пробует лечить людей. Иван Тимофеевич – человек мягкий, ему не чуждо чувство сострадания. С неприязнью он относится к «омерзительной привычке, привитой веками рабства и насилия» местных жителей – целованию рук. К слуге своему, Ярмоле – «самому бедному и самому ленивому мужику во всем Переброде» - Иван Тимофеевич относится с и искренней добротой, и даже жалостью.

Герой-рассказчик – человек в меру эмоциональный и хорошо знающий психологию людей. В зависимости от того, с кем он говорит и при каких обстоятельствах, он выбирает интонацию, чаще всего, для своей выгоды. Начиная разговор с Олесей, Иван Тимофеевич пытает понять, как с ней нужно говорить, чтобы не спугнуть эту легкую и чуткую девушку: «Должно быть, на нее подействовал мягкий, просительный тон, который я придал этим словам». В разговоре со старухой Мануйлихой, герой сначала использует простонародное, довольно грубое обращение «Здравствуй, бабка!». Видя ее недружелюбный настрой, герой меняет поведение, возвышая голос и мягко спрашивая: «Бабушка, а воды-то у вас, по крайней мере, можно напиться?». В разговоре с урядником, стараясь угодить ему, Иван Тимофеевич заискивающ и вежлив. На приказчика, рассказывающего о происшествии церкви, Иван Тимофеевич крайне зол и не скрывает этого, без стеснения повышая голос. И все это выходит у него очень естественно, что говорит об умении общаться с людьми.



Внешний и психологический портрет Ивана Тимофеевича практически отсутствует. Многое читатель узнает о нем из гадания Олеси: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый...Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а так же до нашей сестры больно охочи..Деньгами не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете».

Правдивы эти слова, или нет – читатель не узнает, ведь весь рассказ – субъективен, Иван Тимофеевич рассказывает его от своего лица. Но слова Олеси о слабости его натуры и слова, скорее, всего, справедливы. Ведь то, как складывается судьба Олеси и Ивана Тимофеевича, подтверждает не только эти слова, но и говорит о том, что герою не хватает чуткости и внимания к тому, кого он любит.

Другие сочинения по этому произведению


«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна ("Олеся") Человек и природа в творчестве Куприна Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся» Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся» Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна "Олеся" Анализ повести "Олеся" Куприна А.И. Сочинение по повести А.И. Куприна "Олеся" Сочинение по повести А. И. Куприна "Олеся" Образ Олеси в одноименной повести Куприна "Лесная колдунья" Олеся в одноименной повести А. И. Куприна Мои размышления над повестью Куприна «Олеся» Тема любви повести А. И. Куприна «Олеся» Образ лесной колдуньи Олеси в одноименной повести Куприна Поэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна) Анализ идейно-художественного содержания повести А. И. Куприна «Олеся» «Полесская сказка» А. И. Куприна (анализ повести «Олеся») Реализм в творчестве А. И. Куприна Любовь в творчестве Куприна Любовь в русской литературе (по повести «Олеся») Мое любимое произведение Куприна «Олеся» Женский образ в повести А. Куприна “Олеся” Певец возвышенной любви (по повестям Куприна "Гранатовый браслет", "Олеся", "Суламифь") Своеобразие повестей А. И. Куприна (на материале повести «Олеся») Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века (по произведению Куприна «Олеся») По повести А. И. Куприна "Олеся" Гимн возвышенному первозданному чувству любви(по повести Куприна "Олеся") Как вы понимаете выражение "талант человечности" «Олеся» Куприн - Гимн возвышенному, первозданному чувству любви Гимн любви в повести А. И. Куприна “Олеся” Колдовство обреченной любви (А.И. Куприн «Олеся») Урок нравственной красоты и благородства в повести Куприна «Олеся» (образ Олеси) Основные темы творчества («Молох», «Олеся», «Поединок»)