Олеся

Александр Иванович Куприн


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
48 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Мои размышления над повестью Куприна «Олеся»»

Сочинение

И снова передо мною страницы книги про любовь, после несравненной, яркой в стилистическом отношении, какой-то торжественной повести «Суламифь», после светлого трагизма и очищающей душу мелодии «Гранатового браслета». И каждый раз — по-другому, потому что нет (и не может быть!) одного-единственного подхода, одного рецепта, одного пути.

Дело не в том, что эта история снова с грустным и в чем-то трагическим концом, а, наверное, в том, что начинаешь искать ответ. Хочешь разобраться: почему все-таки разделенная любовь тоже не всегда счастливая? Хочешь узнать: а как же определить неравный брак? Перед нами — прекрасная колдунья из лесной избушки, необразованная, даже неграмотная, в чем-то диковатая. Она не знает ни жизни в большом городе, ни законов того окружения, к которому принадлежит любимый, но твердо убеждена: сила любви сломает все препятствия. Она бы научилась и важным вещам, и суетливым мелочам и была бы такой красивой и привлекательной, достойной высокого счастья, как здесь, в родной избушке в лесу, потому что есть, и его уже не отнимешь, главное — желание быть достойной любимого, не слепо подчиняясь ему, а даря сокровища своей души. А что же он, тот самый Иван Тимофеевич, тот просвещенный и воспитанный, который знает законы общества и использует это знание — когда нужно, и ружья не пожалеет, чтобы задобрить начальство и добиться своего: отстоять избушку любимой девушки. Сознавая неординарность девушки и ее возможность подняться не только над теперешним уровнем ее жизни, а и над уровнем жизни его городских знакомых, он не видит до конца личности Олеси, отводит ей в будущей семейной жизни второстепенную роль. В их будущем семейном доме он не находит места для ее бабушки, не задумывается над тем, что же делать с полным отсутствием документов у девушки. Живя сиюминутным, он не задумывается над будущим — просто не видит завтрашнего дня. Этот человек не берет на себя настоящую (не на словах, не в конкретной сумме денег) ответственность за любимую. Более того, ради прихоти, абстрактного: «Так все женщины поступают» (заметьте: снова ощущение неравноправия между ним и Олесей) он подтолкнет девушку к трагическому для нее появлению на церковном дворе. Не известно, бросился бы он спасать Олесю, если бы это угрожало его собственной жизни и спокойствию, или просто сложил бы руки?

«У тебя сердце доброе, но ленивое», — говорит девушка — и все равно делает шаг навстречу. Выходит, она, зная его душу, читая в ней, могла отстранить трагическую для нее любовь, но поступила искренне, повинуясь не голосу разума, а сердцу. Вот где оно, это неравенство — в разном подходе к себе и к другим, в разнице требований к себе и к любимому. Неравенство и в расставании. Торопливое бегство из села Ивана Тимофеевича, которого не посмели бы тронуть, и последний дар перед спасением от возможной кровавой расправы грубых деревенских дикарей, дар, о котором она не забыла, — коралловые бусы на оконной раме на память любимому, грусть, что нет от него ребенка.

«Доброе, но ленивое»… Сердце, отдающее себя, и сердце, что бережет свой покой. Вот к каким размышлениям привела меня повесть А. И. Куприна «Олеся».

Другие сочинения по этому произведению


«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна ("Олеся") Человек и природа в творчестве Куприна Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся» Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся» Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна "Олеся" Анализ повести "Олеся" Куприна А.И. Сочинение по повести А.И. Куприна "Олеся" Сочинение по повести А. И. Куприна "Олеся" Образ Олеси в одноименной повести Куприна "Лесная колдунья" Олеся в одноименной повести А. И. Куприна Тема любви повести А. И. Куприна «Олеся» Образ лесной колдуньи Олеси в одноименной повести Куприна Поэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна) Образ героя рассказчика и способы его создания в повести "Олеся" Анализ идейно-художественного содержания повести А. И. Куприна «Олеся» «Полесская сказка» А. И. Куприна (анализ повести «Олеся») Реализм в творчестве А. И. Куприна Любовь в творчестве Куприна Любовь в русской литературе (по повести «Олеся») Мое любимое произведение Куприна «Олеся» Женский образ в повести А. Куприна “Олеся” Певец возвышенной любви (по повестям Куприна "Гранатовый браслет", "Олеся", "Суламифь") Своеобразие повестей А. И. Куприна (на материале повести «Олеся») Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века (по произведению Куприна «Олеся») По повести А. И. Куприна "Олеся" Гимн возвышенному первозданному чувству любви(по повести Куприна "Олеся") Как вы понимаете выражение "талант человечности" «Олеся» Куприн - Гимн возвышенному, первозданному чувству любви Гимн любви в повести А. И. Куприна “Олеся” Колдовство обреченной любви (А.И. Куприн «Олеся») Урок нравственной красоты и благородства в повести Куприна «Олеся» (образ Олеси) Основные темы творчества («Молох», «Олеся», «Поединок»)