Воскресение

Лев Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 13 минут
Сочинения
20 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Образ Катюши Масловой в романе «Воскресение»»

Сочинение



Это произведение пробудило всеобщий, небывалый интерес. Номер журнала. «Нива», где было опубликовано начало «Воскресения», тиражом в 500 тысяч экземпляров, был раскуплен в один день. Не менее велик был международный интерес к этому роману: отдельные главы его после публикации в России сразу переводились на другие языки и печатались почти во всех странах мира. Для американских и английских журналов текст романа передавался по телеграфу, что для того времени было событием исключительным. Многие выдающиеся критики России и других стран, подчеркивая величие нравственной идеи романа «Воскресение», называли его самым сильным созданием гения Толстого В 1887 году прокурор Петербургского окружного суда А. Ф. Кони рассказал Льву Николаевичу историю одного судебного дела об обманутой девушке Розалии. Через некоторое время, узнав, что его рассказ положен в основу романа, Кони писал Толстому: «Из-под Вашего пера эта история выльется в такой форме, что тронет самое зачерствелое сердце и заставит призадуматься самую бесшабашную голову». Однако рассказ А. Ф. Кони послужил лишь зерном для создания «Воскресения». Произведение в целом и образы героев развивались на основе широких жизненных наблюдений и личных впечатлений писателя.

Роман открывается картиной наступления весны. Прекрасна весна! Прекрасна воскресающая жизнь! Все в природе радуется ее наступлению, и только люди, не замечая разлитой вокруг них красоты, продолжают обманывать друг друга, чинить насилие и зло.

В весенний день, 28 апреля, в губернскую тюрьму пришло распоряжение доставить в суд «преступниц» Маслову. Катюша Маслова - девушка из крестьянской семьи. Еще ребенком она была взята в барский дом. Старые барышни пожелали сделать из нее что-то среднее между дворовой девкой и воспитанницей. Она заменяла им горничную, и звали ее не Катькой и не Катенькой, а Катюшей. В пасхальную ночь взрыв страсти Дмитрия Нехлюдова - племянника старых барышень - погубил юную, чистую, любящую его девушку Катюшу с сияющими, черными, как мокрая смородина, глазами. Что произошло с ним и с Катюшей - большое счастье или большое несчастье,- Нехлюдов не понимал тогда. И только природа как бы чувствовала несчастье девушки. Из-за стены тумана выполз ущербный месяц, мрачно осветив что-то черное и страшное. А на реке, подобно жизни Катюши, ломался лед. Через некоторое время Нехлюдов собрался уезжать. Перед отъездом, чтобы быть честным, благородным и великодушным (каким он считал себя), он дал Катюше денег… В хронологической цени событий «пасхальная ночь» является завязкой, из которой вытекает очень значительный в жизни героини эпизод «На полустанке».

«Была темная осенняя, дождливая, ветреная ночь… В поле, под ногами, не было видно дороги, а в лесу было черно, как в печи, и Катюша, хотя и знала хорошо дорогу, сбилась с нее. Выбежав на платформу, Катюша тотчас же в окне вагона первого класса увидала его… Когда пробежал последний вагон с фонарем, сзади, она была за водокачкой, вне защиты, и ветер набросился на нее, срывая с головы ее платок и облепляя с одной, стороны платьем ее ноги. Платок снесло с нее ветром, но она все бежала… «Он в освещенном вагоне, на бархатном кресле сидит, шутит, пьет, а я вот здесь, в грязи, в темноте, под дождем и ветром - стою и плачу», подумала Катюша, остановилась и, закинув голову назад и схватившись за нее руками, зарыдала. - Уехал! - закричала она».

Через десять лет - суд над проституткой Масловой по обвинению в отравлении купца. Князь Нехлюдов участвует в суде как присяжный заседатель. Он узнает в подсудимой Катюшу, и вихрь разнообразных мыслей и чувств взметнулся в его душе.


Композиция «Воскресения» не совпадает с хронологическим развитием событий, происходящих с Катюшей Масловой. Сцены «Пасхальная ночь» и «На полустанке» выступают как предыстория героев и рассказаны от автора. Нехлюдов, увидев Катюшу, вспоминает пасхальную ночь, белое платье Катюши с голубой лентой, вспоминает заутреню. «Ведь я любил ее, истинно любил хорошей, чистой любовью в эту ночь», - думает он. Катюша же старалась никогда не вспоминать о, Нехлюдове. «Похоронила она все воспоминания о своем происшедшем с ним в ту ужасную темную ночь, когда он приезжал из армии и не заехал к тетушкам». Идейно-художественным центром романа является трагический жизненный узел между присяжным заседателем Нехлюдовым и подсудимой Масловой. От сцены встречи героев на суде протягиваются нити связи ко всем другим эпизодам, картинам и сценам.

После встречи с Катюшей в суде, поняв, какой трагедией для нее обернулась любовь к нему, Нехлюдов принимает решение не оставлять погубленную им девушку. Чувство раскаяния и желание искупить свою вину заставляют его искать средства помочь ей. Он обращается в самые различные инстанции с целью выхлопотать облегчение приговора… Нехлюдов исходил всю Россию. Он видел дворцы и великосветские салоны, приемные князей и тюрьмы, побывал в сенате и в мужицких избах и, наконец, прошел вслед за Катюшей путь по этапу, на каторгу.

Однажды в деревне Наново Нехлюдов беседовал с крестьянами. Среди столпившихся крестьянок, безнадежно унылых в своей бедности, он увидел женщину, которая держала на руках грудного ребенка Ребенок был завернут в лохмотья. Из-под лоскутной скуфейки смотрело бескровное, с жалкой бессмысленной улыбкой лицо несчастного заморыша; этот мальчик в скуфеечке - образ-символ голодного, вымирающего русского крестьянства - потряс Нехлюдова. Его глазам открылись такие человеческие страдания, издевательства над народом, такое насилие и зло со стороны властей и лицемерие святейшей церкви, что Нехлюдову стало стыдно и гадко за все, прежде всего за себя. Так же, как создателю романа «Воскресение» - великому Льву Толстому, Нехлюдову захотелось освободиться от фальши аристократической жизни, уйти из своей среды, жить так, как живет простой народ. Увиденное зло жизни не привело Нехлюдова к мысли о необходимости политического и социального переустройства действительности. Ему кажется, что исполнение евангельских заповедей о любви к ближнему, всепрощении и воздержании от дурных поступков даст людям доступное им на земле счастье.

В этом убеждении он видит свое воскресение и предается личному самоусовершенствованию и филантропической деятельности. По-иному решила свою судьбу Катюша. По просьбе Нехлюдова она была переведена из отделения уголовных в отделение политических заключенных; знакомство с революционерами оказало на нее самое благотворное влияние и. открыло перед ней возможность новой жизни.

Образ Нехлюдова не раз появлялся в произведениях Л. Н. Толстого: в ранний период в повестях «Юность» и «Утро помещика», затем в рассказе «Люцерн», наконец в романе «Воскресение». Этот образ выражал и обобщал наблюдения писателя . над жизнью, дал оценку различным общественным явлениям; в нем запечатлены мысли и чувства писателя. Созвучие взглядов Нехлюдова мировоззрению Толстого прекрасно выразил А. М. Горький: «60 лет ходил по России князь Нехлюдов, заглядывая всюду: в деревню и сельскую школу, в Вяземскую лавру и за границу, в тюрьмы, в канцелярии губернаторов, в избы, на постоялые дворы и в гостиные аристократических дам.

Другие сочинения по этому произведению


Смысл названия романа Л. Н. Толстого «Воскресение» Нехлюдов - характеристика литературного героя Роман "Воскресение" — предвестник общественных перемен Сюжет романа Толстого «Воскресение» Персонажи романа Л.Н.Толстого "Воскресение" Роль портрета в романе Л. Н. Толстого "Воскресение" Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова (по роману Л. Н. Толстого «Воскресение») Христианские мотивы романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Сочинение по роману Льва Толстого «Воскресение» Противоречивость образа Анны Каретной Герой романа Л. Н. Толстого «Воскресение» Роль портрета в романе Л.Н. Толстого "Воскресение" Главная задача романа «Воскресение» Принцип изображения душевной жизни героя в романе «Воскресение» "Воскресение души" (по роману "Воскресение") Основа сюжета романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Характеристика образа Катюши Масловой в романе Толстого «Воскресение» Героиня романа Толстого «Воскресение» Содержание романа «Анна Каренина»