Воскресение

Лев Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 13 минут
Сочинения
20 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Нехлюдов - характеристика литературного героя»

Сочинение

НЕХЛЮДОВ — герой романа Л.Н.Толстого «Воскресение» (1889-1899). Фамилию Нехлюдов носят также герои повестей «Отрочество» (1854), «Юность» (1857), «Утро помещика» (1856) и рассказа «Из записок князя Д.Нехлюдова (Люцерн)» (1857). М. Горький не без оснований полагал, что тот же самый персонаж выступает в повести «Казаки» под именем Оленина, а в «Анне Карениной» под именем Левина. Развивающийся художественный образ, нашедший в романе «Воскресение» свое финальное воплощение, вобрал в себя много автобиографических черт: напряженные духовные искания, стремление к нравственному самоусовершенствованию, строгий суд над собой и окружающей средой, чувство вины и ответственности за совершающееся в мире. В литературной критике этот тип получил название «кающийся дворянин». Историю о человеке из общества, который случайно встретил на скамье подсудимых жертву своего давнего увлечения, рассказал Толстому в 1887 г. известный судебный деятель А.Ф.Кони; поэтому начатую повесть о Валерьяне Юшкине, переименованном позднее в Н., автор называл в дневнике и письмах «конев-ской». Уже после завершения и публикации романа Толстой говорил своему биографу П.И.Бирюкову: «Вот вы пишете про меня все хорошее. Это неверно и неполно. Надо писать и дурное. В молодости я вел очень дурную жизнь, и два события этой жизни особенно и до сих пор мучают меня. И я вам, как биографу, говорю это и прошу вас это написать в моей биографии. Эти события были: связь с крестьянской женщиной из нашей деревни, до моей женитьбы. На это есть намек в моем рассказе «Дьявол». Второе — это преступление, которое я совершил с горничной Глашей, жившей в доме моей тетки. Она была невинна, я ее соблазнил, ее прогнали, и она погибла». Читатель знакомится с Дмитрием Ивановичем Н., просыпающимся в своей богато убранной спальной в утро суда над Катюшей Масловой, где он обязан присутствовать присяжным заседателем. Портрет героя ни здесь и ни далее не обрисован; говорится преимущественно о дорогих принадлежностях туалета и праздной жизни: «Все вещи, которые он употреблял — принадлежности туалета: белье, одежда, обувь, галстуки, булавки, запонки,— были самого первого, дорогого copra, незаметные, простые, прочные и ценные». Героем романа Н. становится в силу того, что способен на раскаяние, «чистку души»; он намерен жениться на Катюше и предлагает ей это, хотя в итоге получает отказ. Н. принадлежит к людям, которые обладают высшим, с точки зрения Толстого, свойством: способностью к резким переменам, к нравственному движению, росту. Именно в связи с рассказом о душевной жизни Н. сформулирован знаменитый афоризм романа: «Люди как реки…» (гл. LIX первой части). Свободный от сословных пут, просветленный взгляд Н. способен разглядеть комедию суда, ужасы крестьянской нищеты, бесчеловечность чиновников, особенно высших, жестокость и несправедливость всего существующего строя. Широкая панорама российской жизни последних десятилетий прошлого века развертывается в романе, требуя от героя внимания к себе и отклика. На этом фоне отодвигаются на второй план отношения Н. с героиней романа, и А.П.Чехов с проницательностью великого художника заметил: «Это замечательное художественное произведение. Самое неинтересное — это все, что говорится об отношениях Нехлюдова к Катюше, и самое интересное — князья, генералы, тетушки, мужики, арестанты, смотрители» (письмо М.О.Меньшикову, 28 января 1900). Толстой расстается со своим героем, читающим Евангелие, покоренным пятью заповедями и постигающим истину: «Ишите Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам». Рассказ о «новом периоде жизни» Н. не был создан, хотя в дневнике Толстого находятся заметки к «продолжению» романа — о «крестьянской жизни» героя, о «деревенском» Н. 17 июля 1904 г. записано: «Дорбгой увидал дугу новую, связанную лыком, и вспомнил сюжет Робинзона — сельского общества переселяющегося. И захотелось написать 2-ю часть Нехлюдова. Его работа, усталость, просыпающееся барство, соблазн женский, падение, ошибка, и все на фоне робинзоновской общины». Прекрасные живописные изображения Н. сделал Л.О.Пастернак, первый иллюстратор «Воскресения». В литературной критике образ Н. оценивался по-разному. Редактор журнала «Нива», где в 1899 г. появился роман, Р.И.Сементковский причислил толстовского героя к «лишним людям» типа грибоедовского Чацкого, гоголевского Манилова, тургеневского Рудина, гончаровского Райского. Они «все осуждают и ничего не делают. В сущности, они носятся только с собственной личностью, с своими душевными движениями, любуются собой». По мнению Н.К.Михайловского, Н.— последователь Толстого, один из толстовцев новой эпохи, человек «шаткий» и поэтому ненадежный. Мнимой «трагедии» Н. и Катюши критик-народник противопоставил платоническую чистоту отношений Симонсона и Марии Павловны Щетининой. Критик журнала «Мир Божий» А.И.Богданович увидел в Н. «возможность воскресения для каждого». Напротив, В.В.Розанов, в ту пору деятельный сотрудник газеты «Новое время», полагал, что Н. никогда не мог бы воскреснуть — в нем есть что-то «кислое», «сморщенное», это герой «отрицания», «негации», пассивных идеалов и даже лицемерия. В курсе лекций «История русской литературы», читанных на Капри в 1908-1909 гг. (опубликованы в 1939 г.), М.Горький высказался о значении образа Н. для всего творчества Толстого: «Итак, почти все художественное творчество Толстого сводится к единой теме: найти для князя Нехлюдова место на земле, хорошее место, с которого вся жизнь мира представлялась бы ему гармонией, а он сам 285 себе — красивейшим и величайшим человеком мира». Переведенный сразу после публикации на европейские языки, роман Толстого и его главный герой вызвали противоречивые отклики. Англичанин Джон Кенворти сетовал на несоответствие Н. эталону положительного героя, а Джордж Пэрис, еще в 1898 г. издавший книгу «Толстой — великий мужик», справедливо обратил внимание на глубокий смысл финала в судьбе Н.: «Последняя романтическая идея его филантропического периода рушится, когда деревенская девушка Маслова отвергает предложение и находит сама свое спасение».

Лит.: Михайловский Н.К.

Литература и жизнь. Несколько слов по поводу двух писем // Русское богатство. 1900, №3; Розанов В.В. Пассивные идеалы // Новое время. 1900, №11-13; Горький М. История русской литературы. М., 1939 (Введение и гл. «Лев Толстой»); Гудзий Н.К. Как работал Л.Толстой. М., 1936 (гл. «Воскресение»); Маймин Е.А. Особенности портретной живописи в романе «Воскресение» // Толстовский сборник. Тула, 1964; Бабаев Э.Г. Судьба «Воскресения» (Первые отклики газетной и журнальной критики в России); Горная В.З. Зарубежные современники Л.Н.Толстого о романе «Воскресение» // Роман Л.Н.Толстого «Воскресение». Историко-функциональное исследование. М., 1991.

Другие сочинения по этому произведению


Смысл названия романа Л. Н. Толстого «Воскресение» Роман "Воскресение" — предвестник общественных перемен Сюжет романа Толстого «Воскресение» Персонажи романа Л.Н.Толстого "Воскресение" Роль портрета в романе Л. Н. Толстого "Воскресение" Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова (по роману Л. Н. Толстого «Воскресение») Христианские мотивы романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Сочинение по роману Льва Толстого «Воскресение» Противоречивость образа Анны Каретной Образ Катюши Масловой в романе «Воскресение» Герой романа Л. Н. Толстого «Воскресение» Роль портрета в романе Л.Н. Толстого "Воскресение" Главная задача романа «Воскресение» Принцип изображения душевной жизни героя в романе «Воскресение» "Воскресение души" (по роману "Воскресение") Основа сюжета романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Характеристика образа Катюши Масловой в романе Толстого «Воскресение» Героиня романа Толстого «Воскресение» Содержание романа «Анна Каренина»