Судьба человека

Михаил Александрович Шолохов


Краткое изложение
Читается примерно за 13 минут
Сочинения
130 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»»

Сочинение

Рассказ Шолохова «Судьба человека» был опубликован в 1956—1957 годах, через десять лет после окончания Великой Отечественной войны. Тематика рассказа необычна для литературы того времени о войне: именно Шолохов впервые затронул тему солдат, попавших в фашистский плен.

Как хорошо теперь известно, участь этих людей была не менее трагична, чем участь солдат, побывавших на полях сражений. Над военнопленными зверски издевались не только в фашистских концлагерях. Этих людей в полном смысле слова предавала и их родина — в СССР они считались врагами народа, шпионами. Дома советских военнопленных, в большинстве случаев, ссылали в лагеря ГУЛАГа, где они продолжали испытывать те же муки, что и в фашистском плену.

Но не об этом повествует нам Шолохов в своем рассказе. В центре его внимания — очень типичная для военного времени и, вместе с тем, героическая судьба русского солдата, на долю которого выпала Великая Отечественная война.

Композиционно рассказ делится на несколько частей: экспозицию, завязку, рассказ-исповедь главного героя (в котором также выделяется несколько частей), развязку, концовку. Повествование «делится» между героем-рассказчиком и главным героем, судьба которого — в центре рассказа. Помимо Шолохова, такой повествовательный прием использовал, в частности, Лермонтов в «Герое нашего времени», М. Горький в своих романтических рассказах.

Из экспозиции произведения мы узнаем, что рассказчик — герой, близкий к писателю, — направляется в одну из донских станиц. Но из-за разлива реки он вынужден задержаться на берегу, дожидаясь лодки.

Вокруг буйствует пробуждающаяся природа, и эта картина особо радует глаз рассказчика — в какой-то степени это знак возрождения жизни после разрушительной войны. Повествователь наслаждается, «покорясь тишине и одиночеству», но вдруг он видит мужчину с мальчиком, устало бредущими ему навстречу.

Так мы впервые знакомимся с героем рассказа — Андреем Соколовым. Он и его сынишка в этой части произведения показаны нам через восприятие рассказчика. В портрете Соколова подчеркиваются его «грубые, черствые», натруженные руки простого человека, а также глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные … неизбывной смертной тоской».

Мы понимаем, что смысл жизни этого героя сосредоточен в его сыне, недаром одежда Ванюши была гораздо опрятнее, чем одежда Соколова, — герой не обращает внимания на себя, заботясь лишь о сыне.

Далее о судьбе Соколова мы узнаем из его собственных уст — раскрыть мир своих душевных переживаний автор поручил самому герою. Андрей предельно откровенен со случайным собеседником — он рассказывает ему обо всей своей жизни, не скрывая очень личных подробностей. Мы понимаем, что Соколов принял рассказчика за «своего» — такого же простого человека, шофера, как и он сам.

Из рассказа героя выясняется, что он рано остался сиротой, воевал в гражданскую войну, батрачил на кулаков в деревне. После войны Соколов перебрался в город, где вскоре женился. А еще немного погодя (в 1929 году) Соколов увлекся машинами и стал шофером.

Можно смело сказать, что жизнь этого человека была счастливой — он занимался любимым делом, у него была дружная семья, любящая жена, дети. Андрей открывает перед рассказчиком душу, рассказывает о своей жизни все, вплоть до мелочей, и мы понимаем, что жизнь этого героя типична для того времени. Шолохов убеждает нас, что Соколов — простой русский человек, каких миллионы в России.

Тем страшнее и величественнее подвиг, которым является вся жизнь героя. Во время Великой Отечественной войны Соколов попадает в немецкий плен. Во время боя герой решает совершить почти невозможное — прорваться сквозь заслон врага и доставить нашим войскам снаряды. Важно, что в ту минуту он не думал о своей жизни, об опасности, которая ему грозит. Соколов знал лишь одно: он должен сделать все, что в его силах, ведь там, за фашистскими заслонами, погибают наши безоружные солдаты.

Однако план Соколова не удался — он попал в плен к фашистам. Но такова была сила характера героя, что и здесь он не упал духом, а сохранил спокойствие, чувство собственного достоинства, чувство юмора. Именно поэтому, когда молодой немецкий солдат приказал ему снять приглянувшиеся сапоги, Соколов снял еще и портянки, как бы издеваясь над фрицем.

Впервые в литературе Шолохов показывает нам ужасы, творившиеся в немецком плену. Писатель подчеркивает, что в нечеловеческих условиях многие люди теряли свое «человеческое лицо»: ради куска хлеба или сохранения жизни они шли на любое унижение, предательство, даже убийство. И тем выше, чище и сильнее представляется нам характер Соколова, его мысли и поступки.

Даже перед лицом смертельной опасности (кульминационный эпизод беседы героя с лагерфюррером Мюллером) он вел себя чрезвычайно достойно. Поведение Соколова вызвало уважение даже у врага, готового уничтожить строптивого русского солдата. Беседа этих людей закончилась признанием немцами (врагами!) несгибаемого характера советского солдата.

Знаменательно, что «противостояние» Соколова и Мюллера происходило в тот момент, когда шли бои под Сталинградом. И нравственная победа русского стала как бы символом победы советских войск.

После окончания войны герой рассказа в полной мере испытал на себе ее отголоски: он узнал, что пока воевал, потерял жену, дочь, сына. Все надежды Соколова на счастливую семейную жизнь, все то, что было его опорой и поддержкой, исчезло. Он остался один — полностью опустошенный, потерявший смысл жизни.

И лишь счастливая случайность — встреча с сиротой Ванюшей — не позволила Соколову полностью опуститься, погибнуть. Этот мальчик стал для героя сыном, его смыслом жизни.

С помощью различных художественных приемов — портрета, рассказа-исповеди, речевой характеристики — писатель максимально полно раскрывает перед нами характер своего героя — простого русского человека, прекрасного и величественного, сильного и полного чувства собственного достоинства. На долю Андрея Соколова выпали страшные испытания, судьбу его в полном правом можно назвать трагической, однако мы невольно восхищаемся этим характером. Соколова не смогли сломить ни война, ни гибель близких. Он нашел смысл своей жизни — в том, чтобы помочь другому живому существу.

Шолохов подчеркивает, что гуманизм, наряду со стойкостью и чувством собственного достоинства, — коренные черты русского характера. Именно поэтому русский народ победил немцев в той страшной и великой войне.

Рассказ «Судьба человека», название которого, с одной стороны, еще раз убеждает нас в типичности характера Соколова, а с другой — подчеркивает величие этого героя, имеющего все основания называться Человеком, дало толчок к возрождению в советской литературе классической традиции — внимания к судьбе «маленького человека», в полной мере достойного уважения.

Другие сочинения по этому произведению


«Борьба есть условие жизни…» (В. Г. Белинский) «Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). «Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством…» (В.Г. Белинский). «Русский чудо-человек...» (по рассказу «Судьба человека» ) Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Гуманизм в рассказе Шолохова «Судьба человека» Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека Гуманистическая тема в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Изображение русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Истинная красота человека (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»). Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция? Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека») Литературный герой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Мои размышления о рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека") Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова "Судьба человека" Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Образ русского человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» ) Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Проблематика рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. Шолохова "Судьба человека" Рецензия на рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Русский характер (О рассказе "Судьба человека") Сочинение-отзыв по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Судьба военного поколения Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека») Тема героизма русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека" Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Художественные особенности рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека» Мои рассуждения над рассказом Шолохова «Судьба человека» Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека» Образ главного героя в рассказе Шолохова «Судьба человека» Тяжелое время войны и судьба человека (по произведению «Судьба человека») Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова "Судьба человека") Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова «Судьба человека» Сочинение размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Художественное своеобразие рассказа "Судьба человека" Книга о войне которая меня взволновала (Шолохов «Судьба человека») Образ и характер Андрея Соколова В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Какую идейную нагрузку несёт образ Ванюшки в рассказе "Судьба человека" Тема чести человеческого достоинства В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М.А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека в гражданской войне Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Мужчина-сирота и ребенок-сирота в повести «Судьба человека» А был он лишь солдат Солдатами не рождаются Судьба русского человека в годы войны Судьба человека. Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека») Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» это повесть о простом человеке на войне Как вы понимаете слово «судьба» Воплощение русского характера эпохи в рассказе «Судьба человека» "Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы." Шолохов.М.А. - Судьба человека Фольклорные элементы поэтики в рассказе «Судьба человека» Прошедший все круги ада (рассказ Шолохова «Судьба человека») «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н. К. Рерих) (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») Правда о войне в рассказе Шолохова «Судьба человека» Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» «Судьба человека» М.А.Шолохов «Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей» О названии рассказа «Судьба чело­века» Судьба человека,судьба народная Образ воина в рассказе Михаила Шолохова “Судьба человека” Анализ произведения Эпизоды наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова главного героя рассказа Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской литературы ( По рассказу "Судьба человека") Исповедь Соколова в рассказе «Судьба человека» Гуманизм в рассказе Судьба русского война в рассказе Шолохова «Судьба человека» Психологический поединок Соколова с комендантом Мюллером Пафос рассказа «Судьба чело­века» Борьба есть условие жизни Защита родины есть защита и своего достоинства Форма и сюжет рассказа «Судьба человека» Сочинение по рассказам Шолохова и Бабеля Судьба военного поколения (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека") Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М Шолохова "Судьба человека") Характеристика произведения "Судьба человека" Шолохова М.А. Идейно-тематическое содержание рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова Система образов рассказа «Судьба человека» Русский чудо-человек «Судьба человека» явилась открытием той жанровой формы Судьба человека в русской литературе XX века Художественные особенности рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» Человек и его подвиг (по рассказу Шолохова «Судьба человека») Размышления о романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Происхождение романа М.Шолохова «Поднятая целина» Русские крестьяне романе «Поднятая целина» Руководящая роль партии в деревне (по роману "Поднятая целина") Переломные годы в жизни крестьянства в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» История создания рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова Художественно-идейное содержание рассказа Образ воина-труженика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Героическое и трагическое в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека" Мое любимое произведение рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» «Судьба человека» Шолохова Имя М. А. Шолохова Особенности жанра рассказа в "Судьбе человека" Шолохова М.А Сталинская коллективизация в романе «Поднятая целина» Авторский замысел романа «Поднятая целина» Спор гремяченских активистов о раскулачивании (По роману Шолохова «Поднятая целина») Значение массовых сцен в прозе Шолохова (По роману «Поднятая целина») В чем смысл названия рассказа «Судьба человека» Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы Вера в человеколюбие и гуманизм в рассказе «Судьба человека» Композиционная особенность рассказа «Судьба человека» Попытки Соколова преодолеть одиночество Борьба двух враждебных лагерей (По роману Шолохова «Поднятая целина») Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе «Поднятая целина») Жанровые особенности рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова Кто ведёт повествование в рассказе «Судьба человека» Анализ финала рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Шолохов "Судьба человека" Подвиг (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Анализ рассказа "Судьба человека" Шолохова М.А. Стойкость (по рассказу «Судьба человека» Шолохова) Смысл названия рассказа «Судьба человека» Изображение народного характера в повести М. Шолохова «Судьба человека»