Судьба человека

Михаил Александрович Шолохов


Краткое изложение
Читается примерно за 13 минут
Сочинения
130 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Сочинение по рассказам Шолохова и Бабеля»

Сочинение

Отдавая дань романтическим сюжетам Гражданской войны писатели в этих лучших своих произведениях одновременно показывали бесчеловечность Гражданской войны, прославляли народные (общечеловеческие) ценности. Михаил Шолохов написал интересный рассказ «Жеребёнок» по мотивам Гражданской воны. В этом рассказе мы наблюдаем как люди малообразованные, невежественные, «одичавшие» от многолетней бойни проявляют свои человеческие качества – любовь к животным (лошади).

У лошади красногвардейца Трофима родился жеребёнок. Но это несчастное создание родилось не в то время «Нашла время, нечего сказать», c горькой обидой произнёс Трофим своей кобыле. Эскадронный приказал «пристрелить» жеребёнка. Трофим не смог этого сделать.

Неведомо жеребёнку, что он появился на свет в смертельно тяжелое время, но своим появлением растопил, закаленное суровостью в неуёмном пожаре войны, сердце эскадронного : Черт с ним! Пущай при матке живёт. И командующий титьку сосал, и мы сосали, раз обычай такой, ну, и шабаш!

Жеребёнок всюду таскался за своей матерью, рыжей кобылок, и даже в боях он не отбегал, а топтался здесь же, среди страшного убийства людей, свиста пуль, но природа брала своё, он искал защиты рядом с матерью. И своим присутствием он «наводит панику в бою… гляну на него, и рука дрожит… рубить не могу, вид у него домашний, а на войне подобное не полагается…» Это маленькое существо даже в страшном жестоком бою будит в людях сердечность, доброту, «сердце из камня обращается в мочалку…».

Жеребёнок был рядом с матерью даже, когда переправлялись через реку. Трофим наблюдал как плыл он толчками, то высоко выбрасываясь их воды, то окунаясь так, что едва виднелись ноздри. И когда жеребёнок жалобно заржал, то не выдержал Трофим, этот крик полоснул его по сердцу, « пять лет войны сломало, сколько раз смерть по-девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел до пепельной синевы, и ухватив весло, направил лодку против точения, туда где в коловерти кружился обессилевший жеребёнок.

Это маленькое существо не оставило равнодушным ни одного бойца, и когда Трофим бросился за уже раненым жеребёнком, оставив свою кобылу, на другом вражеском берегу, офицер в парусиновой рубахе гаркнул: «Прекратить стрельбу!»

И пока Трофим вытаскивал жеребёнка ни один выстрел не раздался. И даже когда уже подстреленный на берегу Трофим корчился от боли офицерской пули, «и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью».

В рассказе Бабеля «Конармия» в новелле «История одной лошади» автор показывает привязанность Хлебникова, командира первого эскадрона, к белому жеребцу. Начдив Савицкий забирает у Хлебникова его коня и в замен даёт вороную кобылёнку. Обиженный Хлебников «держал кобылёнку в чёрном теле, жаждал мести « за своего жеребца. Он даже написал прошение начальнику штаба о возращение ему своего коня, настолько полюбившегося Хлебниковым. И когда Савицкий всёже не вернул ему коня, обиженный до глубины души Хлебников, разгневанный такой несправедливостью, пишет заявление о выходе из Коммунистической партии. В этом заявлении написано было очень много: «Коммунистическая партия – основана, полагаю, для радости и твёрдой правды беспредела… «. Он объяснял какой ценой дался ему жеребец, как он его выхаживал, сколько положил сил.

Автор рассказа показывает как в такое жестокое, смертельное время человек находит силы проявлять душевные качества – «я есть до серых коней охотник и положил на них силы…», «я могу чувствовать его бессловесную нужду …», «писать это заявление со слезами, которое не подобает бойцу, но текут бесперечь и секут сердце, засекая сердце в кровь…» Обида за несправедливо взятую у него лошадь, переполняла человека на столько, что Хлебников даже освидетельствовался в медкомиссии и ушёл из армии как инвалид.

Так в рассказах Шолохова и Бабеля были показаны через Трофима и Хлебникова настоящие человеческие, душевные качества, которые проявлялись у людей даже в такое страшное, жестокое время Гражданской войны.

Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с яркими, самобытными и суровыми произведениями о гражданской войне. Революция взломала и перевернула старый мир, и из глубины общества к свету, творчеству, созиданию нового вышли миллионы отвергнутых старым миром людей, утверждавших теперь свое право не только на существование, но и на мир, и на землю, и на свободу, и на труд. Этот новый строящийся мир оказался жестоким к тем, кто лишился богатства и привилегий, и потому цепляющимся за все, что было в прошлом в их руках: за собственность, власть, души людские.

На Дону, как и по всей России, новое схлестнулось со старым в смертельной схватке. Красные, по представлению многих станичников, «вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман» («Чужая кровь»). Но уже пробивались и утверждались, насаждались и укреплялись новые мысли и чувства, новые отношения между людьми. С обидой неизбывной, «как полынь на ветру», живет старый Гаврила. Кажется, все пропало: «...ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха», когда стало понятно, что сын не вернется, сгинул он вместе с войском Деникина, отступающим к Новороссийску. Но человеческое сердце способно на многое, и постепенно «прикипело» оно к спасенному и выхоженному продразверстнику. Простой парень, рабочий-большевик вовлекает стариков в новую жизнь.

В рассказе «Червоточина» показана диаметрально противоположная ситуация. Из зажиточной семьи уходит младший сын Степка в ряды комсомольцев. Мучается парень, когда видит жадность и злобу отца. Их пути все больше и больше расходятся. «Откололась от него семья!» И чувствует Степка, что «в сердце нет уже ни прежней кровной любви, ни жалости к этому беспощадному человеку, который зовется его отцом». Гибнет же Степка со святой верой во всеобщее счастье.

Никого не обошла эта жестокая борьба. В нее втянуты все: старики, женщины, дети. Диву даешься, как кто-то мог уцелеть в этой кровавой мешанине («Нахаленок»). В рассказе «Шибалково семя» Шолохов показывает, что жизнь идет вперед независимо от катастроф. Ее невозможно остановить, она мудрее любых людских теорий. Дети рождаются даже в перерывах между сражениями, жизнь торжествует над смертью. Она учит гуманизму самых завзятых вояк.

«— За ноги его да об колесо! Что ты с ним страдаешь, Шибалок? — говорили, бывало, казаки.

А мне жалко постреленка до крайности. Думаю: «Нехай растет, батьке вязы свернут — сын будет власть советскую оборонять. Все память по Якову Шибалку будет, не бурьяном помру, потомство оставлю...» Заканчивается рассказ пророческой фразой: «Он у нас трошки из большевиков, кусаться — кусается, нечего греха таить, а слезу из него не вышибешь!..»

Впоследствии в своих произведениях о Великой Отечественной войне Шолохов покажет стойкость и героизм этих людей, рожденных гражданской войной, выросших в трудные годы социалистического строительства. Именно это поколение отстояло и сохранило свободу и независимость в смертельной схватке с фашизмом. А истоки и сила этого героизма там, в гражданской войне, так гениально показанной Шолоховым.

Другие сочинения по этому произведению


«Борьба есть условие жизни…» (В. Г. Белинский) «Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). «Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством…» (В.Г. Белинский). «Русский чудо-человек...» (по рассказу «Судьба человека» ) Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Гуманизм в рассказе Шолохова «Судьба человека» Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека Гуманистическая тема в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Изображение русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Истинная красота человека (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»). Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция? Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека») Литературный герой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Мои размышления о рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека") Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова "Судьба человека" Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Образ русского человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» ) Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Проблематика рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. Шолохова "Судьба человека" Рецензия на рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Русский характер (О рассказе "Судьба человека") Сочинение-отзыв по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Судьба военного поколения Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека») Тема героизма русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека" Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Художественные особенности рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека» Мои рассуждения над рассказом Шолохова «Судьба человека» Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека» Образ главного героя в рассказе Шолохова «Судьба человека» Тяжелое время войны и судьба человека (по произведению «Судьба человека») Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова "Судьба человека") Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова «Судьба человека» Сочинение размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Художественное своеобразие рассказа "Судьба человека" Книга о войне которая меня взволновала (Шолохов «Судьба человека») Образ и характер Андрея Соколова В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Какую идейную нагрузку несёт образ Ванюшки в рассказе "Судьба человека" Тема чести человеческого достоинства В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М.А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека в гражданской войне Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Мужчина-сирота и ребенок-сирота в повести «Судьба человека» А был он лишь солдат Солдатами не рождаются Судьба русского человека в годы войны Судьба человека. Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека») Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» это повесть о простом человеке на войне Как вы понимаете слово «судьба» Воплощение русского характера эпохи в рассказе «Судьба человека» "Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы." Шолохов.М.А. - Судьба человека Фольклорные элементы поэтики в рассказе «Судьба человека» Прошедший все круги ада (рассказ Шолохова «Судьба человека») «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н. К. Рерих) (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») Правда о войне в рассказе Шолохова «Судьба человека» Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» «Судьба человека» М.А.Шолохов «Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей» О названии рассказа «Судьба чело­века» Судьба человека,судьба народная Образ воина в рассказе Михаила Шолохова “Судьба человека” Анализ произведения Эпизоды наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова главного героя рассказа Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской литературы ( По рассказу "Судьба человека") Исповедь Соколова в рассказе «Судьба человека» Гуманизм в рассказе Судьба русского война в рассказе Шолохова «Судьба человека» Психологический поединок Соколова с комендантом Мюллером Пафос рассказа «Судьба чело­века» Борьба есть условие жизни Защита родины есть защита и своего достоинства Форма и сюжет рассказа «Судьба человека» Судьба военного поколения (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека") Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М Шолохова "Судьба человека") Характеристика произведения "Судьба человека" Шолохова М.А. Идейно-тематическое содержание рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова Система образов рассказа «Судьба человека» Русский чудо-человек «Судьба человека» явилась открытием той жанровой формы Судьба человека в русской литературе XX века Художественные особенности рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» Человек и его подвиг (по рассказу Шолохова «Судьба человека») Размышления о романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Происхождение романа М.Шолохова «Поднятая целина» Русские крестьяне романе «Поднятая целина» Руководящая роль партии в деревне (по роману "Поднятая целина") Переломные годы в жизни крестьянства в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» История создания рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова Художественно-идейное содержание рассказа Образ воина-труженика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Героическое и трагическое в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека" Мое любимое произведение рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» «Судьба человека» Шолохова Имя М. А. Шолохова Особенности жанра рассказа в "Судьбе человека" Шолохова М.А Сталинская коллективизация в романе «Поднятая целина» Авторский замысел романа «Поднятая целина» Спор гремяченских активистов о раскулачивании (По роману Шолохова «Поднятая целина») Значение массовых сцен в прозе Шолохова (По роману «Поднятая целина») В чем смысл названия рассказа «Судьба человека» Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы Вера в человеколюбие и гуманизм в рассказе «Судьба человека» Композиционная особенность рассказа «Судьба человека» Попытки Соколова преодолеть одиночество Борьба двух враждебных лагерей (По роману Шолохова «Поднятая целина») Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе «Поднятая целина») Жанровые особенности рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова Кто ведёт повествование в рассказе «Судьба человека» Анализ финала рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Шолохов "Судьба человека" Подвиг (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Анализ рассказа "Судьба человека" Шолохова М.А. Стойкость (по рассказу «Судьба человека» Шолохова) Смысл названия рассказа «Судьба человека» Изображение народного характера в повести М. Шолохова «Судьба человека»