Судьба человека

Михаил Александрович Шолохов


Краткое изложение
Читается примерно за 13 минут
Сочинения
130 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Борьба двух враждебных лагерей (По роману Шолохова «Поднятая целина»)»

Сочинение



Основу романа М. Шолохова «Поднятая целина» составляет история рождения в огне классовых боев гремяченского колхоза, история его развития и укрепления. Организация колхоза в далеком казачьем хуторе, где готовится контрреволюционное восстание, протекает в условиях напряженной и сложной борьбы двух враждебных лагерей. Этим объясняется расстановка действующих лиц, построение романа, наполненного трагическими событиями. Народным массам, строящим во главе с Давыдовым новую жизнь, противостоит кучка злобных врагов народа, внутренне опустошенных и обреченных на разгром и гибель.

Ликвидация старого буржуазного хозяйственного строя и создание нового, социалистического строя были связаны с большими трудностями. Приходилось бороться с собственническими навыками и представлениями, воспитанными в сознании многих поколений. Собственность – вот что определило одну из коренных проблем нового этапа борьбы за социализм. Большинство середняков упорно отказывалось идти в колхоз, несмотря на огромные преимущества коллективизации хозяйства. Это было непонятно Давыдову. Для него хутор был «как сложный мотор новой конструкции, и Давыдов внимательно и напряженно пытался познать его, изучить, прощупать каждую деталь, слышать каждый перебой в каждодневном, неустанном, напряженном биении этой мудреной машины…» Действия врагов были столь скрытными и потайными, что Давыдов мог только догадываться: какие-то вредящие делу пружины действуют в сложном механизме колхозной жизни. И это была лишь одна из многих трудностей, возникших на пути становления колхоза.

За всеми действиями враждебно настроенной части крестьянства стояли враги советской власти. Одновременно с Давыдовым в Гремячий Лог приезжает белогвардейский офицер Половцев. Он был прислан сюда злейшими врагами народа, стремящимися опереться на кулаков, и всеми средствами – убийствами, диверсиями, восстаниями – сорвать строительство социализма в деревне. Представитель белогвардейской контрреволюции Половцев является матерым палачом, шпионом и убийцей. Еще в первую империалистическую войну славился он своей жестокостью, зверским обращением с казаками. В годы гражданской войны есаул Половцев служил Корнилову и Деникину, затем скрывался под чужой фамилией. Это сильный и жестокий враг. Шолохов тонко раскрывает звериную сущность Половцева, наделяя его чертами хищника. Он был страшен в своем одиночестве, «как коршун-стервятник на могильном кургане», багровел, наливаясь кровью, «как крупный хищный зверь перед прыжком». У Половцева – «тяжелый взгляд», «лающий бас», «волчий склад лысеющего черепа», торчащие, «как у хищного зверя, хрящеватые уши», «страшные, неподвижные зрачки» в глубоких провалах глазниц. Как хищный зверь, он с одинаковым равнодушием убивает овцу и зверски расправляется с бедняком Хопровым и его женой. Убийство человека – для него привычное дело.

Иногда в нем прорывается яростная, бессильная злоба. Тогда « в крохотных страшных неподвижностью зрачках его возгоралось озлобление», «с бешенством, с клекотом в горле изрыгал он ругательства. « Половцев понимает, что ликвидация кулачества лишает контрреволюцию последней опоры в стране, и вся его «программа» продиктована дикой ненавистью и жаждой мести освобожденному народу: «Рвут из-под ног землю! Опоры лишают… Рубить! Рубить! Рубить беспощадно!»

Половцев, испытывая звериную ненависть ко всему, что несла в своем зародыше новая жизнь, терпеливо дожидался своего часа, когда разгуляется контрреволюционный мятеж и можно будет дать выход накопившейся злобе против коммунистов. Подготавливая восстание на Дону, Половцев организует «Союз освобождения Дона» и вовлекает туда Якова Лукича Островнова. Островнов – это скрытый и изворотливый враг, стремящийся взорвать колхоз изнутри. Временно надел он на себя маску сторонника новой жизни. Внешне это неприметный и безобидный культурный хозяин, но на самом деле жестокий и смертельный враг революции. «Яков Лукич, как ребенок к огоньку, всю жизнь тянулся к богатству», широкие планы были у него, но свершилась революция, и «шатнулась земля под ногами Якова Лукича.» После революции «встать-то Якову Лукичу и не пришлось! Потому-то он и против советской власти… «Об одном лишь думал Островнов: «… вернуть ту жизнь, что прежде сияла и хрустела радужной сторублевкой… « Островнов ведет вредительскую работу: срывает мероприятия колхоза, устраивает провокации. Это он распорядился посыпать воловни речным песком, чтобы погибли колхозные быки. Под влиянием усиленной агитации Якова Лукича по деревне пронесся слух, что весь скот заберут на мясозаготовки, и это вызвало массовый убой скота. Не без его участия был организован «бабий бунт» и был расхищен семенной фонд. Скрытый враг остро ощущал непрочность своего Временного благополучия. Страшась разоблачения, он пошел на чудовищное преступление – уморил голодом родную мать. Самое святое, что есть у человека, – мать была принесена в жертву контрреволюционному бешенству.

Шолохов рисует трагическую сцену, когда заставляет умирающую старуху прислушиваться к шагам Якова Лукича. Эти шаги она помнила с первых месяцев жизни ее сына. Они доставляли ей великую материнскую радость а теперь эти шаги, удаляясь от нее, стали выражением звериной жестокости сына-убийцы.

Сознание безнадежности доводит Половцева и Лятьевского до предела ожесточения. Офицер Лятьевский уже понимает всю обреченность бессильных попыток разбитых революцией классов повернуть назад колесо истории. «Кто вы такой, милостидарь? – обращается Лятьевский к Половцеву. – Я вас спрашиваю, достопочтенный господин Половцев. А я скажу вам, кто вы… Угодно? Пожалуйста! Патриот без отечества, полководец без армии и, если эти сравнения вы находите слишком высокими и отвлеченными, – игрочишка без единого золотого в кармане».

Лагерь врагов, помимо Половцева и Лятьевского, представлен характерными фигурами Тита Бородина, Лапшинова и других кулаков. Сложность образа Бородина в том, что в прошлом он бедняк, красногвардеец, участник боев с белыми. Жажда обогащения, собственническая стихия захлестнула его, и он стал кулаком, эксплуататором, мироедом – злобным и жестоким врагом трудящихся масс. Тит Бородин – прямой и откровенный враг советской власти. В романе его политический облик предельно ясен и подчеркнуто прямолинеен. Когда Нагульнов обнаруживает у него оружие – обрез – и хочет отобрать его, Бородин отвечает ему: «Не дам! Имущество забираете, да еще обрез последний? Кулак должен быть с обрезом, так про него в газетах пишут. Беспременно чтобы с обрезом. Я, может, им хлеб насущный добывать буду, а?»

В своем романе Шолохов наглядно показывает, как попытки врагов сорвать коллективизацию обречены на провал. Лучшие люди, выведенные в «Поднятой целине», вдохновлены идеями строительства новой жизни в деревне. Близость к жизни народа и мастерство художника позволили автору «Поднятой целины» создать незабываемые образы – Давыдова, двух его соратников – казаков Макара Нагульнова и Андрея Разметнова, выразителя психологии середняцкого казачества Кондрата Майданникова, трогательного весельчака и балагура деда Щукаря… Шолохов прекрасно передал в романе атмосферу боевого товарищества, единства, спаянности коммунистов. Они сильны своей сплоченностью в горячем стремлении решить задачи, поставленные партией. Вера в партию, убежденность в правоте ее дела, сознание, что за партией стоит весь народ, лежали в основе ратного и трудового героизма создателей колхоза на хуторе Гремячий Лог.

Другие сочинения по этому произведению


«Борьба есть условие жизни…» (В. Г. Белинский) «Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). «Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством…» (В.Г. Белинский). «Русский чудо-человек...» (по рассказу «Судьба человека» ) Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Гуманизм в рассказе Шолохова «Судьба человека» Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека Гуманистическая тема в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Изображение русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Истинная красота человека (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»). Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция? Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека») Литературный герой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Мои размышления о рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека") Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова "Судьба человека" Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Образ русского человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» ) Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Проблематика рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. Шолохова "Судьба человека" Рецензия на рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Русский характер (О рассказе "Судьба человека") Сочинение-отзыв по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Судьба военного поколения Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека») Тема героизма русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека" Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Художественные особенности рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека» Мои рассуждения над рассказом Шолохова «Судьба человека» Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека» Образ главного героя в рассказе Шолохова «Судьба человека» Тяжелое время войны и судьба человека (по произведению «Судьба человека») Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова "Судьба человека") Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова «Судьба человека» Сочинение размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Художественное своеобразие рассказа "Судьба человека" Книга о войне которая меня взволновала (Шолохов «Судьба человека») Образ и характер Андрея Соколова В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Какую идейную нагрузку несёт образ Ванюшки в рассказе "Судьба человека" Тема чести человеческого достоинства В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М.А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека в гражданской войне Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Мужчина-сирота и ребенок-сирота в повести «Судьба человека» А был он лишь солдат Солдатами не рождаются Судьба русского человека в годы войны Судьба человека. Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека») Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» это повесть о простом человеке на войне Как вы понимаете слово «судьба» Воплощение русского характера эпохи в рассказе «Судьба человека» "Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы." Шолохов.М.А. - Судьба человека Фольклорные элементы поэтики в рассказе «Судьба человека» Прошедший все круги ада (рассказ Шолохова «Судьба человека») «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н. К. Рерих) (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») Правда о войне в рассказе Шолохова «Судьба человека» Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» «Судьба человека» М.А.Шолохов «Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей» О названии рассказа «Судьба чело­века» Судьба человека,судьба народная Образ воина в рассказе Михаила Шолохова “Судьба человека” Анализ произведения Эпизоды наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова главного героя рассказа Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской литературы ( По рассказу "Судьба человека") Исповедь Соколова в рассказе «Судьба человека» Гуманизм в рассказе Судьба русского война в рассказе Шолохова «Судьба человека» Психологический поединок Соколова с комендантом Мюллером Пафос рассказа «Судьба чело­века» Борьба есть условие жизни Защита родины есть защита и своего достоинства Форма и сюжет рассказа «Судьба человека» Сочинение по рассказам Шолохова и Бабеля Судьба военного поколения (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека") Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М Шолохова "Судьба человека") Характеристика произведения "Судьба человека" Шолохова М.А. Идейно-тематическое содержание рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова Система образов рассказа «Судьба человека» Русский чудо-человек «Судьба человека» явилась открытием той жанровой формы Судьба человека в русской литературе XX века Художественные особенности рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» Человек и его подвиг (по рассказу Шолохова «Судьба человека») Размышления о романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Происхождение романа М.Шолохова «Поднятая целина» Русские крестьяне романе «Поднятая целина» Руководящая роль партии в деревне (по роману "Поднятая целина") Переломные годы в жизни крестьянства в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» История создания рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова Художественно-идейное содержание рассказа Образ воина-труженика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Героическое и трагическое в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека" Мое любимое произведение рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» «Судьба человека» Шолохова Имя М. А. Шолохова Особенности жанра рассказа в "Судьбе человека" Шолохова М.А Сталинская коллективизация в романе «Поднятая целина» Авторский замысел романа «Поднятая целина» Спор гремяченских активистов о раскулачивании (По роману Шолохова «Поднятая целина») Значение массовых сцен в прозе Шолохова (По роману «Поднятая целина») В чем смысл названия рассказа «Судьба человека» Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы Вера в человеколюбие и гуманизм в рассказе «Судьба человека» Композиционная особенность рассказа «Судьба человека» Попытки Соколова преодолеть одиночество Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе «Поднятая целина») Жанровые особенности рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова Кто ведёт повествование в рассказе «Судьба человека» Анализ финала рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Шолохов "Судьба человека" Подвиг (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Анализ рассказа "Судьба человека" Шолохова М.А. Стойкость (по рассказу «Судьба человека» Шолохова) Смысл названия рассказа «Судьба человека» Изображение народного характера в повести М. Шолохова «Судьба человека»