История одного города

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
99 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Гротеск как ведущий художественный приём в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Сочинение

Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он был и остаётся крупнейшим мастером социального обличения. Щедрин был великим мастером художественного преувеличения, заострения образов, фантастики и сатирического гротеска, то есть такого фантастического преувеличения, которое показывает явление реальной жизни в причудливой невероятной форме, но позволяет раскрыть их сущность.

Каждый образ градоначальника в романе создаётся с помощью гротеска. Подобную характеристику градоначальников историк-сатирик начинает с 1762 года, когда в Глупов был прислан на градоначальничество Дементий Варламович Брудастый. Он образец такого гротеска. При первом же появлении этот герой «пересёк уйму ямщиков» и ошеломил представлявшихся ему чиновников возгласом: «Не потерплю!». Свою программу он выразил следующими словами: «Натиск и притом быстрота, снисходительность и притом строгость». При Брудастом «хватали и ловили, секли и пороли, описывали и продавали». Это продолжалось до тех пор, пока не оказалось, что у градоначальника вместо головы был органчик, сделанный Винтергальтером и выговаривающий два слова: «разорю» и «не потерплю».

Поставив на место головы градоначальника примитивный инструмент, сатирик представил в убийственно-смешном виде тупость и ретивость царского сановника. Отвечая на упрёки в «преувеличении», Щедрин писал: «Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывавший романсы: „Не потерплю!“ и „Разорю!“, а в том, что есть люди, которых всё существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет?»

С помощью такого же приёма автор описывает и расстройство музыкального инструмента, когда Органчик мог произнести только: «Плю …». Брудастый принуждён был отправить голову для исправления в Петербург. При доставке её обратно в Глупов ямщик, услыхав, что голова отчётливо произнесла «разорю», выбросил её в ужасе на дорогу. В Глупове, оставшемся на некоторое время без начальника, появились самозванцы, и началась смута.

Следующий правитель Глупова — Прыщ Иван Пантелеич — имел привычку «каждую ночь уходить спать на ледник». Потом обнаружилось, что он, вместо обыкновенной, имел фаршированную голову, которую с большим аппетитом съел предводитель дворянства. Но прежде чем это случилось, глуповцы успели насладиться покоем, ибо фаршированная голова оказалась несравненно пригоднее для развития самоуправления глуповцев. Прыщ позволил им жить, как они хотят, и даже громогласно объявил, что в невмешательстве в обывательские дела и заключается вся сущность администрации.

Образ Фердыщенко, любителя путешествовать, обрисован писателем гротескно. Вся его свита состоит из денщика и двух солдат инвалидной команды. Толпа, встречающая Фердыщенко, насчитывает четыре человека, а вместо торжественной музыки раздается звон тазов и бубна. «Дары», преподнесённые глуповскому путешественнику счастливым населением, заключаются в осетровой тушке средней величины и куске ветчины.

Каждая деталь гротескной картины, нарисованной Щедриным, каждый поворот действия строго продуман и несут серьёзную сатирическую нагрузку.

Намерения Фердыщенко посетить сначала один угол выгона, потом — другой, а после этого очутиться в середине отражала реальные маршруты высоких путешественников, в которых предусматривалось посещение как окраин страны, так и её «середины», то есть Москвы.

Главным пунктом программы Фердыщенко становится обед. Еще перед закуской глуповский градоначальник пропускает «три чарки очищенной». Съевши первую перемену, он «опять выпил два стакана». Затем последовала вторая перемена и т. д. После этого градоначальнику перекосило рот. Так бесславно, во время торжественного обеда, устроенного в его честь, скончался от обжорства глуповский градоначальник Фердыщенко.

Нарисованная Щедриным гротескная картина фантастических вояжей Фердыщенко носит обобщающий характер. Так, например, известно, что Александр I скончался во время одного из своих многочисленных путешествий.

Угрюм-Бурчеев — это монументальный гротескный образ, представляющий собой ту галерею градоначальников, которые удостоены развёрнутого описания. Образ человекоподобный по внешности и глубоко античеловеческий по сути. При его создании Щедрин использовал целую совокупность гротескных приёмов и средств. В этой странной фигуре есть нечто и от вещи («это мужчина с каким-то деревянным лицом»), и от зверя («его представление о простоте не переступало далее простоты зверя, обличающей совершенную наготу потребностей»), и от образов «нечистой силы» («недаром молва присвоила ему название сатаны»), и от механизма («страстность была вычеркнута из числа элементов, составляющих его природу, и заменена непреклонностью, действовавшую с регулярностью самого отчётливого механизма»).

Сатирик создал гротескный образ «мрачного идиота», столь же гиперболизированный, как и упоминаемый портрет его на фоне пустыни, «посреди которой стоит острог, сверху, вместо неба, нависла серая шинель…». Герой имеет обыкновение спать на голой земле, есть сырое лошадиное мясо, часами маршировать в одиночку, подавая самому себе команды. В его фигуре и поступках доведены до крайности «виртуозность прямолинейности», страсть к уравнительности, готовность «взять в руки топор и помахивая этим орудием творчества направо и налево, неуклонно идти, куда глаза глядят».

Таким образом, гротеск — один из основных приёмов в раскрытии образов «Истории одного города».

Другие сочинения по этому произведению


«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие «В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения …» (И.С.Тургенев). «История одного города» как социально-политическая сатира Анализ 5 глав (на выбор) в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Анализ главы «Фантастический путешественник» (по роману М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города») Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Глупов и глуповцы (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников Двадцать третий градоначальник города Глупова (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Иго безумия в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Использование приёма гротеска в изображении быта глуповцев (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города») Образ глуповцев в «Истории одного города» Образы градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика романа Салтыкова-Щедрина «История одного города» Пародия как художественный прием в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" Приёмы сатирического изображения градоначальников в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Рецензия на «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Роман "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина — история России в зеркале сатиры Сатира на русское самодержавие в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Сатирическая хроника русской жизни Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина) Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина Функции и значение гротеска в изображении города Глупова и его градоначальников в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Характеристика Василиска Семеновича Бородавкина Характеристика градоначальника Брудастого (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Череда градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? История создания романа «История одного города» Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина Смех сквозь слезы в «Истории одного города» Народ и власть как центральная тема романа Деятельность градоначальников города Глупова Элементы гротеска в раннем творчестве М. Е. Салтыкова Тема народа в «Истории одного города» Описание города Глупова и его градоначальников Фантастическая мотивировка в «Истории одного города» Характеристика образа Беневоленского Феофилакта Иринарховича Смысл финала романа «История одного города» Сюжет и композиция романа «История одного города» Сатирическое изображение градоначальников в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова -Щедрина Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как социально-политическая сатира Содержание истории города Глупова в «Истории одного города» Характеристика образа Брудастого Дементия Варламовича Характеристика образа Двоекурова Семена Константиныча Сочинение по повести «История одного города» Гротеск глуповской «истории» Гротеск в изображении города Глупова Способы выражения авторской позиции в "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина Что вызывает авторскую иронию в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина Характеристика образа Бородавкина Василиска Семеновича Характеристика образа Лядоховской Анели Алоизиевны Жанровые особенности романа «История одного города» Роль Гротеска в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина на примере «Истории одного города» Обличение тупой и самодовольной администрации в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки» и «История одного города» Гротесковые фигуры градоначальников в «Истории одного города» Пересказ повести Салтыкова-Щедрина «История одного города» История Одного Города яркий образец политической сатиры Гротескный образ глуповцев Единство трагического и комического в "Истории одного города" «История одного города»: обличение тупой администрации Почему Щедрин изменил «титул» правителей Глупова Характеристика образа Фердыщенка Петра Петровича Сатирическое изображение власти и народа в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Отражение пороков общественной жизни в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Художественное своеобразие романа «История одного города» Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников "История одного города" Гротеск, его и значение в изображении градоначальников города Глупова Формирование гротесковых приемов типизации в сатире Щедрина Развитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения Предмет авторской сатиры в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Гротеск в сатире Щедрина. Тема эта нами далеко не исчерпана Характеристика образа Грустилова Эраста Андреевича Характеристика образа Угрюма-Бурчеева Характеристика образа Дуньки-Толстопятой и Матренки-Ноздри Характеристика образа Дю-Шарио Ангела Дорофеевича Пародия, как художественный прием в «Истории одного города» Проблематика и поэтика сатиры "Истории одного города" «История одного города» Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие Мир обывателя в сатирических сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города» Сатирическое изображение глуповцев (По произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Город Глупов — это особый художественный мир Вызревание гротеска в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Описание города Глупова в цикле рассказов «История одного города» Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» Салтыкова-Щедрина) Характеристика образа Палеологовой Ираиды Лукиничны Характеристика образа Клемантики де Бурбон Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Изображение обывательщины в романе «История одного города» Иго безумия в "Истории одного города" Рецензия на «Историю одного города» Сатирическая хроника русской жизни ("История одного города" М. Е. Салтыкова Щедрина) Фольклорные традиции в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Характеристика образа Прыща Ивана Пантелеича