История одного города

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
99 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Формирование гротесковых приемов типизации в сатире Щедрина»

Сочинение

Вернувшись в 1856 году из ссылки в Петербург, Салтыков вновь обращается к литературной деятельности и пишет большой цикл произведений, объединенных под названием «Губернские очерки». Произведения эти создавались па основе тех обильных впечатлений, которые были получены писателем во время жизни в Вятке и многочисленных служебных поездок по Вятской и другим губерниям. Правдивое, яркое изображение действительности в новых сочинениях Салтыкова (публиковавшихся как записки отставного надворного советника Н. Щедрина) сразу выдвинуло писателя в первые ряды литературы.

Обращение Салтыкова к жанру очерка было не случайным. Дело в том, что исследование жизни общества, к которому призывал писателей Белинский, в 40-е годы было затруднено из-за чудовищного цензурного гнета. После смерти Николая I атмосфера в стране в этом отношении несколько изменилась: стало возможно открыто писать о таких вопросах, обсуждение которых прежде находилось под запретом. Вот почему вторая половина 50-х годов отличается каким-то особенным вниманием к окружающей реальности. Описание действительно случившегося, опора на конкретные факты, стремление к достоверному отображению жизни — такова существенная черта литературы этого периода.
«Губернские очерки» Щедрина были в этом смысле произведением в высшей степени характерным для того исторического момента, когда появились. Реальная жизнь изображалась в них во всей своей неприглядной истине, без умолчаний и без прикрас. Изображалась в том виде, в каком существовала на самом деле. Изображалась резко критически, сатирически.

Именно с «Губернских очерков» начинается тот Щедрин, знаменем которого становится сатира. Уже в первой своей литературно-критической статье этих лет — статье о Кольцове, явившейся ярким выражением эстетического предо молодого писателя, — Салтыков провозглашает необходимость глубокого анализа пороков и недостатков современного общества. С этих пор он будет не раз заявлять о важной роли сатиры, «которая провожает в царство теней все отживающее» (5, 427), и о высокой миссии писателя-сатирика, который должен быть «будителем общественного сознания».
О себе же Щедрин впоследствии скажет так: «Как литератор, занимающийся книгопечатанием с ведома рето-рики, я разработываю всякого рода знамена в пределах той литературной рубрики, которая известна под именем „сатиры". Затем справляюсь с любым курсом реторики и убеждаюсь, что основной характер „сатиры" заключается в том, что она „осмеивает пороки"»

Осмеянию пороков и посвятит свое творчество Щедрин. При этом само понимание писателем пороков, их сущности, их взаимосвязи между собой и зависимости от господствующего общественно-политического строя будет становиться все более и более глубоким. Будут изменяться, обогащаться и художественные приемы и принципы сатиры Щедрина.

Уже «Губернские очерки» были произведением явно сатирическим. Однако сатира эта еще не выходила за рамки жизненного правдоподобия'. «В первой книге Салтыкова,— как справедливо пишет С. Л. Макашин,— преобладает еще „объективная" сатира в форме бытописания. Обличительной силы она достигает без резких карикатурных заострений и смещений реальных пропорций критикуемых явлений или персонажей. Это еще в основном линия Грибоедова и Гоголя — Гоголя „Мертвых душ",— которая, впрочем, кое-где... уже обнаруживает тенденцию к переходу в более сухую и жесткую, а вместе с тем более „субъективную" и страстную салтыковскую линию, когда сатирическая сущность изображения достигается гротескной или гиперболической резкостью деталей, когда смех становится более ожесточенным и беспощадным, гневным и казнящим»

В 1857 году Салтыков пишет повесть «Жених», имеющую подзаголовок «Картина провинциальных нравов». Повесть эта и по теме своей, и по проблематике примыкала к «Губернским очеркам». Действие ее развертывалось г. том же самом городе Крутогорске, а среди персонажей встречались уже известные читателю генерал Годубовицкий, Порфирий Петрович, Разбитной и другие. Вместе с тем это произведение Щедрина явно отличалось от других ( со сочинений этих лет: в «Женихе» писатель вновь обратился к гротеску, от которого вроде бы отошел после «Запутанного дела».

Дальнейший путь Щедрина к более широкому использованию в своей сатире фантастики и гротеска лежал через пародию на жанр, использовавший фантастическое в «возвышенных» целях, а фактически — с целью увести искусство от действительности.
С самого начала своей литературной деятельности Щедрин боролся с искусством, оторванным от жизни, от ее реальных проблем. Наиболее ярким воплощением такого рода искусства был современный писателю балет. Надуманные сюжеты, построенные на «чудесах» и «волшебства», при внимательном рассмотрении оказывались самой обыкновенной чепухой и галиматьей.

Другие сочинения по этому произведению


«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие «В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения …» (И.С.Тургенев). «История одного города» как социально-политическая сатира Анализ 5 глав (на выбор) в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Анализ главы «Фантастический путешественник» (по роману М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города») Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Глупов и глуповцы (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Гротеск как ведущий художественный приём в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников Двадцать третий градоначальник города Глупова (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Иго безумия в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Использование приёма гротеска в изображении быта глуповцев (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города») Образ глуповцев в «Истории одного города» Образы градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика романа Салтыкова-Щедрина «История одного города» Пародия как художественный прием в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" Приёмы сатирического изображения градоначальников в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Рецензия на «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Роман "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина — история России в зеркале сатиры Сатира на русское самодержавие в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Сатирическая хроника русской жизни Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина) Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина Функции и значение гротеска в изображении города Глупова и его градоначальников в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Характеристика Василиска Семеновича Бородавкина Характеристика градоначальника Брудастого (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Череда градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? История создания романа «История одного города» Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина Смех сквозь слезы в «Истории одного города» Народ и власть как центральная тема романа Деятельность градоначальников города Глупова Элементы гротеска в раннем творчестве М. Е. Салтыкова Тема народа в «Истории одного города» Описание города Глупова и его градоначальников Фантастическая мотивировка в «Истории одного города» Характеристика образа Беневоленского Феофилакта Иринарховича Смысл финала романа «История одного города» Сюжет и композиция романа «История одного города» Сатирическое изображение градоначальников в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова -Щедрина Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как социально-политическая сатира Содержание истории города Глупова в «Истории одного города» Характеристика образа Брудастого Дементия Варламовича Характеристика образа Двоекурова Семена Константиныча Сочинение по повести «История одного города» Гротеск глуповской «истории» Гротеск в изображении города Глупова Способы выражения авторской позиции в "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина Что вызывает авторскую иронию в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина Характеристика образа Бородавкина Василиска Семеновича Характеристика образа Лядоховской Анели Алоизиевны Жанровые особенности романа «История одного города» Роль Гротеска в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина на примере «Истории одного города» Обличение тупой и самодовольной администрации в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки» и «История одного города» Гротесковые фигуры градоначальников в «Истории одного города» Пересказ повести Салтыкова-Щедрина «История одного города» История Одного Города яркий образец политической сатиры Гротескный образ глуповцев Единство трагического и комического в "Истории одного города" «История одного города»: обличение тупой администрации Почему Щедрин изменил «титул» правителей Глупова Характеристика образа Фердыщенка Петра Петровича Сатирическое изображение власти и народа в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Отражение пороков общественной жизни в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Художественное своеобразие романа «История одного города» Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников "История одного города" Гротеск, его и значение в изображении градоначальников города Глупова Развитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения Предмет авторской сатиры в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Гротеск в сатире Щедрина. Тема эта нами далеко не исчерпана Характеристика образа Грустилова Эраста Андреевича Характеристика образа Угрюма-Бурчеева Характеристика образа Дуньки-Толстопятой и Матренки-Ноздри Характеристика образа Дю-Шарио Ангела Дорофеевича Пародия, как художественный прием в «Истории одного города» Проблематика и поэтика сатиры "Истории одного города" «История одного города» Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие Мир обывателя в сатирических сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города» Сатирическое изображение глуповцев (По произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Город Глупов — это особый художественный мир Вызревание гротеска в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Описание города Глупова в цикле рассказов «История одного города» Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» Салтыкова-Щедрина) Характеристика образа Палеологовой Ираиды Лукиничны Характеристика образа Клемантики де Бурбон Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Изображение обывательщины в романе «История одного города» Иго безумия в "Истории одного города" Рецензия на «Историю одного города» Сатирическая хроника русской жизни ("История одного города" М. Е. Салтыкова Щедрина) Фольклорные традиции в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Характеристика образа Прыща Ивана Пантелеича