Белая гвардия

Михаил Афанасьевич Булгаков


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
103 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Сны героев и их связь с проблематикой романа М. Булгакова «Белая гвардия»»

Сочинение

Тема сновидений героев далеко не случайна в романе М. Булгакова «Белая гвардия». Сам писатель написал свой роман, когда проснулся после грустного сна: «Мне снился родной город, зима, снег, гражданская война… Во сне прошла передо мною беззвучная вьюга, а затем появился старенький рояль и возле него люди, которых уже нет на свете».

Первые страницы романа возникли в сознании автора стихийно. Но замысел всего произведения вынашивался не один год. Из сугубо частных впечатлений роман вылился в широкое историческое полотно дерзкого по тем временам содержания. Роман имеет два эпиграфа: из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина («Ветер завыл, сделалась метель») и из Апокалипсиса («…судимы были мертвые»). В них нет загадок для читателя — оба эпиграфа раскрывают идейное содержание всего романа. Метель, действительно, бушует на его страницах, то настоящая, то аллегорическая («Давно уже начало мести с севера, и метет, и метет»). Есть в произведении и суд над теми, кого уже давно нет, — над дворянской интеллигенцией. Сам автор выступает своеобразным свидетелем на этом суде. Может быть, он далеко не беспристрастен, но честен и объективен.

Роман открывается величественным образом 1918 года. Образ года словно приподнят над всеми остальными описаниями, всем человеческим с его суетой и распрями. Год, как и город, получает философское звучание. Когда на его фоне возникают Турбины, даже не они, а их необычное для предрождественских дней состояние — смесь по-детски чистой радости и печали, к ним испытываешь доверие, сочувствие. Их светлый дом погружает в атмосферу уюта, тепла, которое делает каждого читателя участником царящей здесь гармонии людей и окружающих их вещей.

Культура турбинского семейства демократична по своей сути. В описаниях философии семейственности нет обывательских нот, но везде высокая культура быта, традиции. Хозяева дома радушны, гостеприимны, снисходительны к слабостям других людей. Здесь автор уделяет особое внимание образам-деталям: кремовым занавескам, большим огням в доме, свечам. Все это передает удивительную атмосферу домашнего очага. Сразу угадываются голоса героев романа: Турбиных (Николки, Алексея, Елены), буржуя-инженера Лисовича и других.

Первая часть романа отдана почти целиком размежеванию действующих лиц — на тех, в пользу кого автор выступает свидетелем и на тех, в пользу которых он не выступает. Чем дальше идет это разделение, тем трагичнее оказывается положение самих Турбиных. У них нет ничего общего ни с немцами, ни с гетманом, ни с «гадами», которых отбросила революция. Но именно они принимают на себя жестокие удары этой метели, именно им придется «мучиться и умирать». Турбины горячо убеждены, что опасность нависла над их домом, культурой. Сочувствуя в душе мужикам, которых грабят и расстреливают немцы, но, вместе с тем, страшась народного гнева, эти герои встают под белые знамена.

Происходившие в городе события автор оценивает объективным взором. Это наблюдение открывает ему страшные вещи: не идеи ведут спор, не идеалы соревнуются друг с другом, а ненависть с ненавистью, злоба со злобой. Булгакову понятна ненависть студентов, многовековая боль мужиков. Но он выступает против насилия в любых формах его проявления. Если в первой части идет знакомство с героями романа, их разделение с позиции авторского отношения, то вторая часть представляет собой схватку. Автор пытается здесь сохранить нейтралитет, потому что и с той, и с другой стороны гибнут люди, чаще всего обманутые, втянутые в кровавый круговорот.

Третья часть — это раздумье. Здесь на первое место выходит философия, авторские размышления о смерти, суетном, преходящем и вечном. То, что происходит с героями романа, словно дает автору пищу для размышлений. Именно поэтому в этой части смысловую роль играют сны героев. Это сны- аллюзии, полуреальность, полуфантастика. Ночные видения охватывают Николку в переломный момент его жизни. Он находится на грани жизни и смерти. Герою чудится снег, огромные равнины, паутина с плесенью. Булгаков наполняет его сон зрительными и звуковыми образами. Николка слышит свист, бессвязные фразы. Он увидел странного человека с клеткой, покрытой черным платком. Из клетки совершенно неожиданно вылетела птица. Эти образы символизируют сумрак, воцарившийся в городе, это предзнаменование несчастий. Но жизнь еще продолжалась.

По Булгакову, жизнь — это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить доброту и красоту. Завершая роман, Булгаков дает это понять. В третьей части «Белой гвардии» звезда вечерней Венеры появляется на небе гораздо чаще, чем красный дрожащий Марс. Алексея, Николку, Лариосика, Анюту охватывает любовь. Любовь не умирает ни при каких обстоятельствах. Она вечна, как и сама жизнь. Чтобы доказать это, Булгаков берет в союзники самого Бога. Еще в первом сне Алексея, перед кровавыми событиями, ему привиделся рай господний. Вахмистр Жилин, «срезанный огнем с эскадроном» гусар еще в 1916 году, рассказывает, как эскадрон в полном составе — с лошадьми, пиками, обозом и бабами — прибыл в этом обозе в рай на вечный постой. Он рассказывает, как принимал их апостол Петр, о разговоре с самим Богом, который рассуждал о большевиках, побитых на Перекопе, о попах, которые позорят церковь.

При этом описание рая несколько снижено, дается с юмором. Несерьезный получается рассказ у покойного Жилина. Турбину казалось до этого, что «рай…это так мечтание человеческое». Автор этим сном не пытался склонить читателя к вере в «официозного» Бога. Бог здесь — это вечные истины: справедливость, милосердие, мир. А слова Бога — это мудрые изречения о верующих и неверующих («…все вы у меня, Жилин, одинаковые — на поле брани убиенные»).

У бронепоезда ходит, борясь с гибельным сном, часовой. Он настолько ощущает себя большевиком, что даже миг сна заполнен у него большевистским видением. Ему видится алое небо, сверкающее в Марсах. Он замерзает на лютом морозе.

Сны других героев романа в основном приятные. Алексей видит императора, который жжет в печурке списки дивизиона, Юлию. Василисе приснилось, что ему стало жалко отобранных бандитами часов, но «жалости не получалось». В этот «хороший миг» он тут же стал самим собой, ему стало сниться обыденное, страшное — свиньи, за которыми он хочет гнаться, и которые покрываются черной пеленой. Сны выражают заветную авторскую мысль о том, что каждый получает свое.

Сны в «Белой гвардии» помогают проникнуть во внутренний мир героев, узнать их тайные мысли. Именно сны помогают автору выразить свои философские идеи о вечных ценностях мира, сущности жизни, красоты, смысла бытия человека. Сны в романе — это другая, особая реальность, в которой человек предстает таким, каков он есть по своей сути, наедине со Вселенной и Богом. Недаром роман заканчивается образом ночи с ослепительно яркими звездами, которые светят уже не во сне, а наяву. Гармония должна, наконец, перейти из снов в реальность.

Другие сочинения по этому произведению


«Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Жизнь дана на добрые дела» (на материале романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» «Человек — частица истории» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») Анализ 1 главы 1 части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»). Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег") Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Задачи и Сны М. Булгакова в романе "Белая гвардия" Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия» Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Изображение гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция «мнимая» и «настоящая» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция и революция в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» История в изображении М. А. Булгакова (на примере романа «Белая гвардия»). История создания романа Булгакова «Белая гвардия» Каким предстаёт белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»? Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 гл. 1 ч.) Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 главы первой части). Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома и города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образы белых офицеров в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова Отражение гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия». Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова «Белая гвардия» и М. Шолохова «Тихий Дон») Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия» Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Роль снов героев в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Семья Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев и их значение в романе М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Сны героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 20 части 3) Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова «Белая гвардия») Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Человек на изломе истории в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Чем привлекателен дом Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, основе романа «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. I Отражение гражданской войны в романе Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа Человек на изломе истории в романе Дом — сосредоточение культурных и духовных ценностей (По роману М. А. Булгакова "Белая гвардия") Символы романа Булгакова «Белая гвардия» Бегство Тальберга. (Анализ эпизода романа Булгакова «Белая гвардия») Каким предстает белое движение в романе Булгакова «Белая гвардия» Роль эпизода «Николка Турбин у Най Турсов» в понимании авторского идеала человеческих отношений История создания романа Тема семьи и дома в романе Булгакова «Белая гвардия» Турбин - характеристика литературного героя Герой романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» Сцена в Александровской гимназии (Анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», глава 7, часть первая) Значение эпизода «Удивительное происшествие» в романе «Белая гвардия» Начало романа Булгакова «Белая гвардия». (Анализ 1 главы, 1 части) «Дни Турбиных» – пьеса об интеллигенции и революции Анализ эпизода романа «Белая гвардия» Полковник Най Турс и Николка Турбин Тема "заблудившихся в буране революции людей" Анализ эпизода из романа Булгакова «Белая гвардия» Почему так притягателен дом Турбиных Тема Гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия» Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3, части 1 романа М.А. Булгакова «Белая гвардия») Проблематика романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Трагедия гражданской войны в русской литературе XX века Изображение эпохи в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Новый тип героя в пьесе Булгакова «Белая гвардия» "Кончились всякие знамения, и наступили события..." (Человек и история в романе М Булгакова "Белая гвардия") Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. Булгакова «Белая гвардия») Начало романа М. Булгакова «Белая гвардия» (первая глава) Эпиграф к роману Булгакова «Белая гвардия» Тема гражданской войны в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. II Анализ первой главы первой части Гибель Най-Турса и спасение Николки Действие романа Булгакова «Белая гвардия» Начало романа М. Булгакова \"Белая гвардия\" (Анализ 1 главы первой части) "Мысль семейная" в русской литературе Основные образы романа Мое любимое произведение М. А. Булгакова ("Белая гвардия") Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия») Человек и история в романе М. Булгакова «Белая гвардия» Критика по роману "Белая гвардия" Булгакова М.А. Булгаков о вечных ценностях... Судьба человека в русской литературе XX века (по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия») Начало романа Булгакова «Белая гвардия» «Суд над «Белой гвардией» Тема сочинения Дружно живитепо роману «Белая гвардия» Анализ 1-ой главы 1-ой части романа Булгакова «Белая гвардия»