Белая гвардия

Михаил Афанасьевич Булгаков


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
103 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Анализ 1 главы 1 части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»»

Сочинение

«Роман этот я люблю больше всех других моих вещей», — так напишет Михаил Афанасьевич Булгаков о «Белой гвардии» в автобиографии. Вся современная ему литература, все писатели, призывали отказаться от прошлого. Булгаков же, напротив, любил то время, когда родился, воспитывался, рос, учился… Отказ от него означал отказ от прежней счастливой жизни… Поэтому во многих его произведениях, а особенно, в «Белой гвардии», нашли отражение многие автобиографические моменты, прежняя Россия.

Первой части предшествуют два эпиграфа. Первый из них взят из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: «Пошел мелкий снег и, вдруг, повалили хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

- Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран». Этим автор хочет подчеркнуть свою связь с великим писателем, а именно — с историзмом Пушкина. В романе делается четкое разделение сил (это видно уже из названия романа), указываются точные, достоверные даты. Читатель сразу вспоминает, прочитав эпиграф, сюжет «Капитанской дочки», о тех кровавых временах пугачевщины. Но уже о других пугачевых пойдет речь в произведении Булгакова — они умны, современны, образованны.

«Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Не случайно упоминание двух этих планет, не случайно подобраны им именно такие определения… Марс и Венера — указание на разделение народа в эту пору. Венера не зря названа пастушеской — это символ мира, мирного труда, Марс, как известно, — бог войны, поэтому он красный (цвет крови, агрессии), дрожащий (беспокойный).

Михаил Афанасьевич знакомит нас с семьей Турбиных, их домом, историей их семьи до начала повествования. Мать похоронена… Но именно сейчас бы и начаться новой жизни — дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом, из долгих походов вернулся старший сын Алексей Васильевич Турбин. Немногим позднее мы узнаем, что есть еще Анюта, выросшая в доме Турбиной, и Николка — младший сын в семье. Маленький мальчик не понимает, почему Господь отнял у него маму сейчас, когда вся семья вместе, вновь воссоединилась. А еще он «не знал, что все, что ни происходит, всегда так, как нужно, и только к лучшему. Мать отнесли на кладбище, где давно уже лежал отец…"

Их жизнь — это отражение той эпохи, когда жилось им хорошо и спокойно. Много внимания уделяется описанию вещного окружения семьи Турбиных. Через эти описания дается характеристика и героев. Уютный дом, старинная мебель, изразцовая печка, часы, непременный запах хвои в конце декабря и цветные свечи на зеленых ветвях ели. Часы купил еще живой тогда отец давно, «когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава». К часам все так привыкли, что, кажется, остановись они или пропади куда-нибудь, «грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь». Писатель легко вводит читателя в то время, когда происходит действие романа, «окружая» его вещами, «обитающими» в доме героев, — описания реалистичны и детальны.

Мать завещала жить дружно… Но как? Ведь все почувствовали, что «давно уже начало мести с севера, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже», что грядут перемены, страшные перемены…

У первой части есть еще один эпиграф, который взят из Откровения Иоанна Богослова, проще — «Апокалипсиса»: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…». Через весь роман проходит мысль Булгакова о величии этой книги. В конце главы отец Александр зачитывает наугад фразу из открытой книги: «Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь», и тогда невольно вспоминается эпиграф.

Роман Булгакова пронизан образами-символами. Полна ими и первая глава. «Давно уже начало мести с севера, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже» — грядет что-то страшное, холодное, чужое до этого времени. «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а «Капитанскую дочку» сожгут в печи». Это напоминает пророчество из «Апокалипсиса», но осовремененное, приуроченной именно к этой ситуации. Булгаков явно тревожится за судьбу пушкинского наследия, традиции, дорогого не только самому писателю, но и незаменимого для литературы вообще. Во время разговора с отцом Александром, Алексей смотрит в окно: «Ветви в церковном дворе закрыли и домишко священника. Казалось, что сейчас же за стеной тесного кабинетика, забитого книгами, начинается весенний, таинственный спутанный лес». Будущее у Турбиных такое же темное, непонятное, как и этот лес за стеклом… Ясно, что придется пройти через множество лишений, реки крови и смерть, прежде чем понять и увидеть, что же ждет за темными лесами, тогда, когда перестанет дуть холодный северный ветер, перестанет крутить буран и погромыхивать земля.

Другие сочинения по этому произведению


«Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Жизнь дана на добрые дела» (на материале романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» «Человек — частица истории» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»). Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег") Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Задачи и Сны М. Булгакова в романе "Белая гвардия" Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия» Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Изображение гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция «мнимая» и «настоящая» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция и революция в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» История в изображении М. А. Булгакова (на примере романа «Белая гвардия»). История создания романа Булгакова «Белая гвардия» Каким предстаёт белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»? Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 гл. 1 ч.) Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 главы первой части). Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома и города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образы белых офицеров в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова Отражение гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия». Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова «Белая гвардия» и М. Шолохова «Тихий Дон») Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия» Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Роль снов героев в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Семья Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев и их значение в романе М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Сны героев и их связь с проблематикой романа М. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 20 части 3) Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова «Белая гвардия») Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Человек на изломе истории в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Чем привлекателен дом Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, основе романа «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. I Отражение гражданской войны в романе Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа Человек на изломе истории в романе Дом — сосредоточение культурных и духовных ценностей (По роману М. А. Булгакова "Белая гвардия") Символы романа Булгакова «Белая гвардия» Бегство Тальберга. (Анализ эпизода романа Булгакова «Белая гвардия») Каким предстает белое движение в романе Булгакова «Белая гвардия» Роль эпизода «Николка Турбин у Най Турсов» в понимании авторского идеала человеческих отношений История создания романа Тема семьи и дома в романе Булгакова «Белая гвардия» Турбин - характеристика литературного героя Герой романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» Сцена в Александровской гимназии (Анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», глава 7, часть первая) Значение эпизода «Удивительное происшествие» в романе «Белая гвардия» Начало романа Булгакова «Белая гвардия». (Анализ 1 главы, 1 части) «Дни Турбиных» – пьеса об интеллигенции и революции Анализ эпизода романа «Белая гвардия» Полковник Най Турс и Николка Турбин Тема "заблудившихся в буране революции людей" Анализ эпизода из романа Булгакова «Белая гвардия» Почему так притягателен дом Турбиных Тема Гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия» Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3, части 1 романа М.А. Булгакова «Белая гвардия») Проблематика романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Трагедия гражданской войны в русской литературе XX века Изображение эпохи в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Новый тип героя в пьесе Булгакова «Белая гвардия» "Кончились всякие знамения, и наступили события..." (Человек и история в романе М Булгакова "Белая гвардия") Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. Булгакова «Белая гвардия») Начало романа М. Булгакова «Белая гвардия» (первая глава) Эпиграф к роману Булгакова «Белая гвардия» Тема гражданской войны в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. II Анализ первой главы первой части Гибель Най-Турса и спасение Николки Действие романа Булгакова «Белая гвардия» Начало романа М. Булгакова \"Белая гвардия\" (Анализ 1 главы первой части) "Мысль семейная" в русской литературе Основные образы романа Мое любимое произведение М. А. Булгакова ("Белая гвардия") Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия») Человек и история в романе М. Булгакова «Белая гвардия» Критика по роману "Белая гвардия" Булгакова М.А. Булгаков о вечных ценностях... Судьба человека в русской литературе XX века (по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия») Начало романа Булгакова «Белая гвардия» «Суд над «Белой гвардией» Тема сочинения Дружно живитепо роману «Белая гвардия» Анализ 1-ой главы 1-ой части романа Булгакова «Белая гвардия»