Доктор Живаго
Борис Леонидович Пастернак
«Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»»
«Доктор Живаго» — это очень важный шаг, это большое счастье и удача, какие мне даже и не снились", — так говорил Пастернак о своем творении. Роман «Доктор Живаго» стал ключевым во всем творчестве писателя, и роль его в мировой литературе огромна.
В произведении поднимаются многие вопросы, как общественного, так и личностного характера. Тема любви — одна из основных в произведении.
Любовь, по Пастернаку, — божественное чувство, дарованное небесами. Любить по настоящему способны немногие избранные. Нельзя отказываться от этого чувства. Его нужно принимать с благодарностью, несмотря на все земные трудности, которую выпадут на твою долю.
Любовная коллизия в «Докторе Живаго» во многом автобиографична. И в жизни самого Пастернака было две женщины, которых он любил всю свою жизнь, любил по-настоящему, но очень по-разному…
Главным героем романа является Юрий Живаго, представитель русской интеллигенции. Судьба его складывается весьма непросто, так же, как и его отношения с женщинами. Всю свою жизнь герой метался между Ларой Антиповой и Тоней Живаго. Каждую из них он любил по-особому. Эти две женщины, по моему мнению, очень разные, но при этом обе они были равно дороги главному герою.
Тоня отличалась простотой и какой-то трогательностью. Эта девушка, казалось, была предназначена Живаго самой судьбой. А как же иначе? Перед самой смертью мать Тони, Анна Ивановна, сказала обоим героям, которых считала своими детьми: «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и оговорила вас…"
Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу. Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность. Это было первое чувство в жизни героев: «Платок издавал смешанный запах мандариновый кожуры и разгоряченной Тониной ладони, одинаково чарующий. Это было что-то новое в Юриной жизни, никогда не испытанное и остро пронизывающее сверху донизу».
Мы видим, что первое восприятие Тони было у Живаго скорее чувственным, чем эмоциональным. Я думаю, что именно таким отношение героя к своей жене и осталось на протяжении всей их совместной жизни. Любовь Юрия к Тоне была тихой, чистой и, в какой-то степени, благодарной. Ведь эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины. Можно сказать, что его светлое чувство было омрачено одной тяжестью — виной за любовь к другой.
Этой другой стала для Живаго Лариса Федоровна Антипова. Любовь героя к ней — совсем иная. На протяжении всей жизни Живаго судьба удивительным образом постоянно сталкивает их. Юрий Живаго восхищается Ларой, смелой, дерзкой, любящей. Для него эта женщина является воплощением России. Доктор не может представить своей жизни без Лары: «О как он любил ее! Как она была хороша! Как раз так, как ему всегда думалось, мечталось, как ему было надо! … той бесподобно простой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом сверху донизу творцом…"
Герой романа всегда ассоциирует свою возлюбленную с Россией, которая так же противоречива и многогранна. Чем же является Лара для Юрия Живаго? Она — часть родной земли, которая, так же, как и героиня, «знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть!"
Вот это и есть Лара. И пусть в минуты сомнения герой «наговорил» об этой женщине, все равно его любовь к ней всепоглощающая. Чувство героя к Ларе чисто и вечно. Юрий Живаго сознает эту вечность и знает, что бежать от любви невозможно, да и некуда. Такая любовь слишком редка среди людей и дается лишь избранным: «Они любили друг друга не из неизбежности, «не опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть, больше, чем им самим».
Думаю, эти слова становятся ключевыми для понимания безграничной любви между Ларисой Федоровной и Юрием Живаго. Пастернак в своем романе создает картину удивительных отношений: простых и естественных, с одной стороны, и идеальных, вечных, с другой. Но при всем этом, так любить, как любят друг друга герои романа, способны только исключительные люди.
Другие сочинения по этому произведению
«Доктор Живаго» — проза поэта Доктор Живаго Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" Библейские мотивы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Взгляд на революцию и гражданскую войну в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л. «Доктор Живаго» Изображение любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Образ Лары в романе Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго — центральный образ романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго