Доктор Живаго

Борис Леонидович Пастернак


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
112 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Значение природы в романе Пастернака «Доктор Живаго»»

Сочинение

Природа в романе не только предупреждает, она еще как бы отражает внутренние чувства героев. После прочтения письма Антонины Александровны в душе Юрия Андреевича боль, страдание, буря эмоций. И за окнами мы видим буйство стихии. И в этот раз доктор Живаго как будто видит эту метель в себе. «За окном пошел снег. Ветер нес его по воздуху вбок, все быстрее и все гуще, как бы этим все время что-то наверстывая, и Юрий Андреевич так смотрел перед собой в окно, как будто это не снег шел, а продолжалось чтение письма Тони и проносились и мелькали не сухие звездочки снега, а маленькие промежутки белой бумаги между маленькими черными буковками, белые, белые, без конца, без конца».
И через весь роман проведен один символ, один образ, который озаряет произведение, противостоит стихии тьмы. Это пламя и свет свечи, стихия огня. Мерцание свечи видит Юрий в заиндевелом окне еще незнакомой ему Лары. «Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало».

Да, именно с этой минуты начинают приходить в голову Юрию Андреевичу стихотворные строки. И словно заговор, заклинание, повторяемое — «свеча горела», повторяется в памяти на тех страницах, где рассказывается о невольном отшельничестве Юрия Андреевича и Ларисы Федоровны посреди зимы, войны, холода, разрухи.
«А ты все горишь и теплишься, свечечка моя яркая!» — шепчет, проснувшись среди ночи, Лара Юрию, склонившемуся над стихами. Когда она сидит у гроба Юрия Андреевича и пытается припомнить свой разговор с Пашей Антиповым, ей вспоминается только свеча, горевшая на подоконнике, и протаявший от нее кружок в ледяной коре стекла. «Могла ли она думать, что лежавший тут на столе умерший видел этот глазок проездом с улицы, и обратил на свечу внимание? Что с этого, увиденного снаружи пламени, — «свеча горела на столе, свеча горела» — пошло в его жизни его предназначение?» Как будто
с этого момента и началась жизнь Юрия. Свет этой свечи как бы предопределял
судьбу героя, освещал всю его жизнь.

Свеча горит как будто изнутри. Ее горение не пополняется извне какой-либо силой, она горит собою. Ее жизнь — это и есть горение. Она светит, потому что не может не светить — в этом ее жизнь, ее судьба. Это горение как девиз:

Если я гореть не буду,
Если ты гореть не будешь,
Если мы гореть не будем —
Кто ж тогда развеет тьму?

Вообще со свечой на Руси связаны различные обряды. Ее зажигают в праздники — на крещение, во время венчания, на Рождество. Свеча участвует и в погребальном, поминальном обрядах. Свеча — своего рода внешнее выражение некоего духовного божественного света, являющегося человеческой душой (недаром существует метафора: «свеча — душа»).
Вселенский космический свет во власти высших сил. А вот свечку может зажечь любой человек. Она может озарить жизнь каждого. Символически свет свечи как бы помогает прояснить, увидеть действительность в житейских потемках. И ведь недаром, неспроста этот символический смысл придан Л. И. Толстым погасающей свече в конце жизни Анны Карениной.

«...И свеча, при которой она [Анна Каренина] читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей всё то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла».
Неспроста символ горящей свечи освещает и сопровождает скитания Юрия Живаго, скитания его души по жизни, которую он не в силах изменить. Свеча - выражение тех чувств, которые человек обращает к тому, кого считает Высшим началом, к Богу. В романе свеча - как символ пылающей души Юрия Живаго.

Свет этой свечи на протяжении всей жизни помогает герою преодолевать, вернее сказать, переживать жизненные проблемы, удары судьбы.
Существует пословица: «Ветер задувает свечу, раздувает костер». Свеча слаба, её пламя не устоит против ветров стихии. Но настойчиво, словно некий заговор, повторяет в течение жизни Юрий Живаго своё заклятье:

«Свеча горела на столе, свеча горела». Он будто стремится утихомирить, заговорить, заворожить вселенскую метель. Он будто верит, что колдовской силой певучего слова можно остановить эту стихию, замедлить неумолимый ход времени, запретить вторжение общей жизни в жизнь отдельного человека.

Но время неумолимо, стихия продолжает свою круговерть, а личной жизни почти не остается, она полностью подчинена общественной. Возможность уберечь, заслонить ладонью маленькое пламя свечи оказалась, конечно же, иллюзорной.
Житейская буря сломила Юрия Живаго. Он умирает в довольно молодом возрасте. Но все же свеча дает главное — надежду, веру в спасение, в то, что стихию все же можно победить.
Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья...
Эти стихии, вернее символы стихий — свеча и метель — проходят через весь роман, от начала и до конца. Одна пытается погубить человека, другая его спасти, они борются между собой, попеременно побеждая — то одна, то другая. И все же последнее слово автор оставляет за свечой, за надеждой.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе, Свеча горела.
Но в романе присутствуют не только стихия огня (свечи) и стихия метели (снега). Стихийная любовь, революция — тоже стихия. Об этом уже говорилось, а теперь мне хотелось бы осветить еще одну стихию — стихию творчества.
Да, действительно, в романе творчество, вдохновение — тоже стихия, захватывающая героя. Да и самого Бориса Леонидовича Пастернака, как мне кажется, при написании «Доктора Живаго» захватила, закружила стихия творческого вдохновения. Об этом я уже говорила в начале своей работы.

Та же стихия вдохновения охватывает и героя Пастернака Юрия Живаго, она диктует ему свою волю. «После двух-трех легко вылившихся строф и нескольких, его самого поразивших сравнений, работа завладела им , и он испытал приближение того, что называется вдохновением. Соотношение сил, управляющих творчеством, как бы становится на голову. Первенство получает не человек и состояние его души, которому он ищет выражения, а язык, которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутреннего течения. Тогда подобно катящейся громаде речного потока, самым движением своим обтачивающей камни дна и ворочающей колеса мельниц, льющаяся речь сама, силой своих законов создает по пути, мимоходом, размер и рифму, и тысячи других форм и образований еще более важных, но до сих пор не узнанных, неучтенных, не названных».

Да, вот это творчество — «громада речного потока», которая все захватывает, которая все подчиняет себе и остается одно — плыть по воле волн, не сопротивляясь и смотреть — куда она вынесет.

Другие сочинения по этому произведению


«Доктор Живаго» — проза поэта Доктор Живаго Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" Библейские мотивы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Взгляд на революцию и гражданскую войну в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л. «Доктор Живаго» Изображение любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Образ Лары в романе Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго — центральный образ романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Особенности любви Юрия Живаго к Ларе Отношение Бориса Пастернака к революции (по роману «Доктор Живаго») Природа в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Проблема интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Символический образ железной дороги, его место и значение в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Тема творчества в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема творчества и значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Традиции христианства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Философия в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века. Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. «Доктор Живаго».) Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго» Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» Человек в огне революции и гражданской войны Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Человек и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Революция глазами Пастернака (По роману «Доктор Живаго») Характеристика произведения "Доктор Живаго" Пастернака Б.Л. История создания романа «Доктор Живаго» Характеристика образа Живаго Юрия Андреевича Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Образы героев в романе Пастернака «Доктор Живаго» Идейно-тематическое содержание романа «Доктор Живаго» Содержание романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Характер соотношения поэзии и прозы в романе “Доктор Живаго” Человек и история в романе «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака Человек и революция в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Роман о русской революции «И образ мира, в слове явленный…» («слово» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго») Жизнь и смерть Юрия Живаго Поэтический образ бытия в романе «Доктор Живаго» Поэтому интересны библейские мотивы в романе «Доктор Живаго» Незабвенная страница русской литературы роман «Доктор Живаго» Стихотворения Юрия Живаго Философский итог романа «Доктор Живаго» Анализ сцены из романа Б. Пастернака “Доктор Живаго” (Лариса у гроба Юрия Живаго) Природа в романе Тема революции и гражданской войны в романе Юрий Живаго 2 Герой Пастернака военный врач Юрий Живаго Мотив стихии в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» Творческая история создания романа «Доктор Живаго» Отъезды Дарнея и Юрия Живаго Величие человека в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Роль стихов Ю. Живаго в романе «Доктор Живаго» тончайшее сочетание поэзии и реальности Система образов романа «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака «Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Мои размышления над страницами романа «Доктор Живаго» Стихотворения Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Роман о русской революции (по роману Пастернака «Доктор Живаго») Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 1 «Доктор Живаго» – Основное содержание. Первая книга Записки доктора Манетта Главный герой Пастернака Сказочные ключи к «Доктору Живаго» Изображение интеллигенции и революции Б. Пастернаком (по роману «Доктор Живаго») Драма интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Роман о русской революции (Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго») Характеристика образа Лары (Антипова Лариса Федоровна) Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Природа в романе Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции и гражданской войны в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Лариса у гроба Юрия Живаго «Доктор Живаго» Пастернака Юрий Живаго 1 Антипова Лариса Федоровна Вся жизнь Живаго в одноименном романе Б. Л. Пастернака Взаимоотношение человека и революционной эпохи в романе «Доктор Живаго» История доктора Живаго Величие человека в романе Пастернака «Доктор Живаго» Каким даром его наделил («Доктор Живаго») Б. Пастернак о своем романе «Доктор Живаго» И Живаго, и Стрельников – жертвы революции Характеристика образа Комаровского Виктора Ипполитовича Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго" (интеллигенция в революции) Интеллигенция в революции Гуманистический смысл цикла «Стихотворения Юрия Живаго» Судьбы скрещенья в романе Пастернака «Доктор Живаго» Юрий Живаго главный герой одноименного романа Пастернака Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне Философские раздумья в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Характеристика образа Евграфа (Живаго Евграф Андреевич) Изображение гражданской войны в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго» Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 2 Что я понял прочитав роман «Доктор Живаго» Размышления над страницами романа «Доктор Живаго» Размышления над страницами романа Пастернака «Доктор Живаго»