Доктор Живаго
Борис Леонидович Пастернак
«Символический образ железной дороги, его место и значение в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»»
Итогом творческих поисков
Этот роман — произведение глубоко символичное. Можно сказать, что здесь царствуют две стихии, противоборствующие и противопоставленные друг другу. Это жизнь и смерть, живое и мертвое, истинное и ложное, гуманное и антигуманное. В художественной структуре романа это выражается в противопоставлении прекрасной природы и уничтожающей железной дороги. Последняя выступает олицетворением чего-то мертвого, холодного, давящего, уничтожающего — враждебного человеку исторического вихря событий: «Мимо в облаках горячей пыли, выбеленная солнцем, как известью, летела Россия, поля и степи, города и села. По дорогам тянулись обозы, грузно сворачивая с дороги к переездам, и с бешено несущегося поезда казалось, что возы стоят не двигаясь, а лошади подымают и опускают ноги на одном месте».
Еще в преддверии страшных событий 1917 года маленький Миша Гордон становится свидетелем самоубийства человека на железной дороге: «Тело самоубийцы лежало на траве около насыпи. Струйка запекшейся крови резким знаком чернела поперек лба и глаз разбившегося, перечеркивая это лицо словно крестом вымарки». Им оказывается отец главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Этот человек решил покончить жизнь самоубийством, окончательно разорившись.
Кроме того, автор показывает на старуху Тиверзину, у которой муж сгорел заживо на железной дороге.
Художественным центром произведения становится жизнь Юрия Андреевича Живаго, вписанная в сложное и противоречивое течение истории. История в романе — понятие многоуровневое. Это и русская культура, неучтожимая вопреки всему, это и русская природа, это и взаимоотношения героев.
Главная тема романа — личность и история. По мнению Пастернака, это равновеликие и взаимосвязанные начала. Писатель исследует разнообразные проявления личности: философское, религиозное, поэтическое и нравственное. Странствия, искания, духовные и физические страдания Юрия Живаго напоминают путь библейского Иисуса Христа.
Герои романа сразу же оказываются втянутыми в широкие исторические события. Первая мировая война, три революции, гражданская война — это эксперименты, которые затевались во имя самых чистых, благородных идеалов. Но по отношению к обычной человеческой жизни они искусственны и надуманы. У Пастернака они ассоциируются с играми — повзрослевшие мальчики продолжают играть. Например, Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе о революции: «Вы думаете, какое сейчас время! И мы с Вами живем в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумаете: со всей России сорвало крышу, и мы все народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!».
Душа Юрия восприимчива к добру, гармонии, красоте, и, вместе с тем, он чутко реагирует на исторические события. Творчески одаренный герой романа стремится к занятию своим делом — врачеванием не только человеческих тел, но и сердец. Его взгляд силою обстоятельств становится мерой и трагической оценкой обстоятельств. Стихотворения Юрия — это поддержка и подтверждение надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение личности. Духовную свободу и освобождение от мучительных земных противоречий он обретает в чувстве любви к Ларе.
О днях Февральской революции Пастернак пишет следующее: «Каждый день без конца, как грибы, вырастали новые должности. И на все их выбирали. Они замещали посты в городском самоуправлении, служили комиссарами на мелких местах в армии по санитарной части и относились к чередованию этих занятий, как к развлечению на свежем воздухе, как к игре в горелки».
Людям в годы революции стало казаться, что они могут отступить от христианских заповедей, они жаждали управлять собственной жизнью. На самом деле, они верят ложным, временным ценностям, находятся во власти преходящих соблазнов.
Но игры взрослых людей имеют серьезные последствия. Это доказывает судьба Стрельникова — вестника и активного участника революции. Его идеи и действия губительны. В них отражаются настроения эпохи: пренебрежение к личности человека, потеря значения духовных идеалов во имя умозрительного равенства, искусственного единства. Эти игры несут кровь и смерть людям, на какой бы стороне они ни сражались. Проекты переделки мира превратились в жестокие эксперименты. В результате образовалась жуткая реальность, которая враждебна не только духовной жизни, но и самому человеческому существованию. Таковы результаты игры с историей, олицетворением жестокой стороны которой является в романе образ железной дороги.
Другие сочинения по этому произведению
«Доктор Живаго» — проза поэта Доктор Живаго Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" Библейские мотивы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Взгляд на революцию и гражданскую войну в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л. «Доктор Живаго» Изображение любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Образ Лары в романе Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго — центральный образ романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго