Гроза

Александр Николаевич Островский


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
363 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Русское купечество в пьесе А. Н. Островского "Гроза"»

Сочинение

На мой взгляд, пьеса А. Н. Островского «Гроза» представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается не только межличностный конфликт, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества середины XIX века.

Для того, чтобы понять жизнь общества, описанного в произведении, надо, конечно, проанализировать характеры некоторых действующих лиц.

Марфа Игнатьевна Кабанова является представительницей старшего поколения, более патриархального и почитающего традиции. Марфа Игнатьевна – богатая купчиха, вдова, после смерти мужа взявшая всю власть в доме в свои руки. Да и не только в доме, но и в городе никто не смеет вступать с ней в пререкания.

Со стороны она кажется «кулак-бабой», бесчувственной и властной женщиной, знающей цену всему и всем. Не дает она воли ни Тихону, своему сыну, ни, тем более, своей невестке Катерине. Не трусит и перед Диким – одним из самых суровых купцов в городе. «Грозный воин» Ка-линова становится буквально шелковым рядом с Кабанихой, единственным человеком, правильно расценивающим его: «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей Дорогой, куда шел… воюешь-то ты всю жизнь с бабами».

Однако так ли проста Кабанова, какой кажется на первый взгляд? На самом деле, образ ее намного глубже. В строгости к Тихону видна любовь к сыну, желание помочь ему встать на ноги в этой тяжелой жизни; в постоянных придирках к Катерине проявляется ревность к невестке, досада на то, что отняла сына; в постоянно дурном настроении нет также ничего противоестественного – вокруг Марфы Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что не за горами и конец света. «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю».

Что касается действительно отрицательных качеств Марфы Игнатьевны – лицемерия (в том числе и показной набожности) и невежества, то они не являются ее личными чертами характера, они, на самом деле, всего лишь часть общей атмосферы «темного царства». Кулигин так характеризует устои этого общества: «Враждуют друг на друга; злостные кляузы строчат на ближних… Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти».

Вместе с Кабанихой к старшему поколению калиновского купечества относится и Дикой, но он не является центральным персонажем: не участвуя в конфликте, Дикой расширяет представление о патриархальном мире. Савел Прокофьевич – совершенно пустой человек, от нечего делать постоянно ищущий ссоры с первым встречным, чтобы разнести его в пух и прах. Дикой – это самодур, который действует, не руководствуясь разумом. Достаточно нескольких фраз, чтобы понять сущность его характера: «Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Так ты знай, что ты червяк Захочу – помилую, захочу – раздавлю». И этот человек является «значительным лицом в городе». Такие Дикие и Кабанихи представляют собой основу русского купечества. Что же можно сказать о городе Калинове, где влиянием и уважением пользуются Марфы Игнатьевны и Дикие?

Молодое поколение, представленное в «Грозе», также является очень важной частью жизни общества. Удивляет пассивность молодых людей, их слабохарактерность и неспособность сделать ничего смелого и нового.

Тихон и Варвара – персонажи с переходным типом характера. Они, с одной стороны, не согласны со сложившимся порядком вещей и не хотят следовать правилам, установленным еще в давние времена, но, с другой стороны, они не решаются сколько-нибудь ощутимо протестовать против них, и все их несогласие выливается в приспособление к жизни в «темном царстве». Сюда же можно отнести и Бориса. Прекрасно образованный, он мог бы поддержать протест Катерины, завоевать себе независимость от Дикого, но Борис был абсолютно оторван от реальной жизни и с трудом отдавал себе отчет в своих действиях, погубив в результате и себя, и Катерину. Борис Григорьевич просто жалок. Он сам говорит про себя: «Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…». У него нет уважения к себе, нет чувства собственного достоинства.

О характере Катерины существует несколько мнений. Я считаю, что ее нельзя назвать сильной личностью. Но она отличается от остальных калиновцев тем, что не хочет подстраиваться и приспосабливаться. Смерть Катерины – это выход, который для главной героини показался наиболее правильным. Это вовсе не протест и не вызов. Да и о каком протесте можно говорить, когда человек не в состоянии разобраться в собственных чувствах?

Перед нами предстал весь купеческий мир Калинова. Что же происходит в нем? Каковы общие законы его поведения?Дикие и Кабановы невежественны, но отнюдь не глупы. Практический ум их крепок, и они сознают, что находятся на краю пропасти, а край этот все быстрее осыпается под ними. В глубине души им ясно, что это конец, но они надеются (а предчувствие гибели удесятеряет их силы), что, расправившись с несколькими враждебными, опасными для них людьми, они остановят уходящую из-под ног землю. Забыто прежнее занятие купцов – торговля (о ней в пьесе упоминается лишь вскользь), все силы. уходят на борьбу внутри этого замкнутого мирка, другими словами, началась паника. А это уже не просто тревожный знак, это – предвестник гибели всего «темного царства».

Но «паника» — слово, подходящее для описания состояния только старшего поколения. Молодежь даже и не подозревает, насколько ее образ жизни шокирует родителей. Наоборот – старшие представляются им нерушимой, вечной основой их жизни. Им не нужны новые идеи, они боятся всего неизведанного.

Таким образом, мы видим, что на основе произведения А. Н. Островского «Гроза» мы можем провести глубокий анализ купеческого общества того времени, увидеть противоречия, раздиравшие его, понять трагедию отдельных людей и целого поколения, благодаря чему глубже понять жизнь всего российского общества того времени. В каждом драматическом произведении связь между композицией, конфликтом и жанром очень тесна, эти три слагаемые произведения просто не могут не перекликаться друг с другом, и часто, прочитав жанровое определение, выделенное мелким шрифтом на титульном листе, мы уже угадываем не только форму, но подчас и сюжет, а вместе с ним и идею, тему всего произведения, соответственно и конфликт, порождающий эти идеи. Иногда само жанровое определение (в этом случае зачастую подчеркнутое автором) может просто не соответствовать основным традициям жанрового деления в литературе. Тот факт, что жанровое определение автора вдруг не соответствует форме или содержанию, наводит на мысль, что и конфликт тут намного глубже, чем диктуют рамки одного избранного жанра. Если же писатель нарочно подчеркивает это несоответствие между формой и содержанием, то исследователи, критики сталкиваются с еще одной загадкой, разрешение которой важно для понимания конфликта, а следовательно, и идеи произведения. Ярким примером могут служить гоголевские «Мертвые души», не случайно названные поэмой. Своим произведением Н. В. Гоголь как бы подводит итог всей предшествующей литературе, заставляя отточенные до совершенства уже существующие жанры работать по-новому, и целью такой работы является выявление нового глубокого конфликта.Ситуация в пьесе «Гроза», история ее создания и похожа и разнится от высказанных выше наблюдений. А. Н. Островский не подводил итоги, не синтезировал новые жанры, тем не менее жанровое определение «Грозы» как бытовой социальной драмы, данное им самим, является не совсем правильным, а соответственно, и один, лежащий на поверхности конфликт, по сути, заменяется другим, более глубоким и сложным. Жанровое определение А. Островского явилось лишь данью литературной традиции. Конфликту же здесь суждено сыграть совсем иную роль. Если рассматривать «Грозу» как социально-бытовую драму, то и вытекающий из этого конфликт выглядит довольно просто: он как бы внешний, социальный; внимание зрителей поровну распределено между героями, все они, как шашки на доске, играют почти одинаковые роли, необходимые для создания сюжетной канвы, они запутывают и потом, мелькая и перестраиваясь, как в пятнашках, помогают разрешить запутанный сюжет. Если система персонажей раскладывается таким образом, что и конфликт возникает и разрешается как бы с помощью всех действующих лиц. Тут мы и имеем дело с драмой бытового характера, ее конфликт прост и легко угадывается. Что же происходит в «Грозе»? Замужняя женщина, довольно богобоязненная, полюбила другого человека, тайно встречается с ним, изменяет мужу. Единственное, что волнует ее — это ее отношения со свекровью, которая является представителем «века минувшего» и свято охраняет именно букву закона, а не само содержание, говоря иносказательно. Катерина при такой раскладке конфликта и таком его понимании в свете жанрового определения «Грозы» как социально-бытовой драмы является олицетворением нового времени, «века нынешнего», и наряду с Тихоном, Варварой, Кудряшом борется против пережитков прошлого, против домостроя, против самой атмосферы застойника отмерших правил и порядков, олицетворением которого является дореформенный Калинов. Легко выявляются и главные антагонисты — Катерина и Кабаниха. В таком духе понимали «Грозу» многие критики и, в частности, Н. А. Добролюбов. Вот сталкиваются сильные личности, два антагониста, кто-то из них должен уйти, и вдруг… Этим, казалось бы, обреченным человеком оказывается не старая Кабаниха со своими архаическими взглядами на жизнь, а молодая, полная сил Катерина, окруженная своими единомышленниками. В чем же дело? Что же произошло? Конфликт старого и нового, «века нынешнего и века минувшего», казалось бы, разрешен, но несколько странным образом.

Все это приводит нас к мысли о том, что конфликт в пьесе гораздо глубже, сложнее и тоньше, чем на первый взгляд кажется. Безусловно, искусно выстроенная сюжетная линия, противостояние двух сильных личностей — Катерины и Кабанихи имеют место и дают нам возможность наблюдать конфликт социально-бытового характера, напоминающий любой нынешний телесериал. Но глубоко скрытый конфликт выявляется здесь при несколько ином прочтении пьесы и другом жанровом определении, при другой трактовке сюжета «Грозы». Определение жанра «Грозы» и понимание конфликта как социально-бытового, данного А. Н. Островским, является здесь не только данью традиции, но и, пожалуй, единственно возможным вариантом в то время. А. И. Журавлева так объясняет это явление: «…вся история предшествовавшей Островскому русской драматургии не давала образцов такой трагедии, в которой героями были бы частные лица, а не исторические деятели, хотя бы и легендарные». Итак, жанровое определение «Грозы» при другой трактовке — трагедия, а трагедия, соответственно, предполагает более высокую ступень конфликта, чем в драме. Противоречие осуществляется не на уровне системы персонажей, а на более сложном уровне. Конфликт возникает прежде всего в сознании героя, который борется с самим собой.

История трагедии уходит далеко в глубь веков, но обычно действующими лицами, начиная от античной трагедии, являлись исторические личности. Достаточно вспомнить Антигону Софокла, которая не знает, как ей поступить, не нарушив своих моральных, внутренних нравственных принципов (а отнюдь не «внешних», синтезированных государственных законов).У классицистов примерная ситуация в «Сиде» Корнеля, она разрешается лишь путем устранения борющихся в Родриго нравственных сомнений. Таков и конфликт у А. Н. Островского, он внутренний, нравственный, только его переживает не царская дочь или знатная дама, а простая купеческая жена. Воспитанная на христианской морали и домостроевских принципах, она с ужасом видит их крушение не только вокруг, но и внутри себя, в своей душе. Все вокруг нее рушится, «время стало в умоленье приходить», говорит странница Феклуша. Сознание своей» греховности и в то же время понимание того, что она ни в чем не виновата и не в ее силах противостоять страсти, доводит ее до неразрешимого противоречия внутри себя. Катерина не может не любить Тихона — ведь так она предает Бога в своей душе, но тем не менее случается страшное, и Катерина не в силах что-либо изменить. Конфликт состоит не в антагонизме Кабанихи и Катерины, которая на первый взгляд добивается права на свободу выбора чувств, конфликт заложен в самой Катерине, видевшей в такой борьбе преступление против Бога и не сумевшей смириться с этим. И не Кабаниха губит Катерину, как в финале восклицает Тихон, воспринимающий все происходящее с точки зрения человека нового времени, — Катерину губит собственная гнетущая противоречивость ее чувств. Но понимание внутренних переживаний Катерины недоступно Тихону, как и всем другим персонажам пьесы. Они как бы отодвигаются на второй план, служат лишь фоном, декорацией для проявления характера Катерины, как, например, Дикой или барыня. А по сути, один из главных героев, Борис, вообще характеризуется как «принадлежащий более к обстановке». Все герои как бы образуют единое целое — их неверие вкупе с прогрессивным мировоззрением Кулигина выступает своеобразным противовесом фанатичной вере Катерины. В то же время почти сектантская вера Катерины приводит к неразрешимому противоречию в ее душе, тогда как все остальные давно примирились со своей совестью. Это противоречие не может мирно разрешиться, и Катерина не способна пойти на компромисс с самой собой.

Катерина резко отличается от всех остальных героев, тем не менее она очень похожа на Кабаниху. Обе фанатично верят, обе осознают ужас проступка Катерины, но если Кабаниха охраняет старое, отжившее, то Катерина к тому же верит всей душой, и для нее все эти испытания во много раз тяжелее, чем для Кабанихи. Не выдерживая состояния неопределенности, Катерина видит выход в покаянии, но и это не приносит ей облегчения. Покаяние уже не играет особой роли, возмездие неотвратимо, Катерина, как все истинные верующие, фаталистка и не верит в то, что можно что-либо изменить. Покончить с трагическим конфликтом в душе можно лишь одним способом — лишиться ее, лишить ее бессмертия, и Катерина совершает самый тяжкий грех — самоубийство.

Итак, мы видим, что кульминация и развязка этой трагедии диктуется самим жанром, и это уже не социально-бытовая драма с ее внешним конфликтом. Пьеса строится по законам трагедии; жанр, композиция, сюжет — все влияет на конфликт, делая его тонким и многогранным, глубинным и многозначительным.

Мотив искупления вины женщины, переступившей черту, трагичность ее положения развивается в дальнейшем и после А. Н. Островского, в особенности Ф. М. Достоевским и Л. Н. Толстым (Катюша Маслова в «Воскресении», Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании», Катька из поэмы А. Блока «Двенадцать». Интересно, что имя Катерина прочно закрепилось в литературной традиции). Но тем не менее можно с уверенностью сказать: «Гроза» является как бы началом возникновения новой традиции и одновременно остается по своеобразности конфликта «уникальным явлением в русской литературе XVIII века».

Другие сочинения по этому произведению


«Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия? Луч света" и "темное царство" в пьесе "Гроза “Отчего люди не летают!” (Образ Катерины в пьесе А. Островского “Гроза”) «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха «Темное царство» в изображении А. Н. Островского. «Темное царство» в пьесе А. Островского «Гроза» «Темное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза» «Хозяева» жизни и их «жертвы» в пьесе Островского «Гроза» Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» Анализ монологов Катерины по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза». Был ли выход у Катерины Кабановой? Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Быт и нравы «темного царства» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Быт и нравы \'темного царства" в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Быт и нравы города Калинова Быт и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского "Гроза" Быт и нравы темного царства (по пьесе Островского «Гроза») В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского "Гроза" В чем причина драмы Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»? Второстепенные персонажи в драме «Гроза» Вызов дикой силе Героиня пьес А. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка» Город Калинов и его обитатели Город Калинов и его обитатели (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Город Калинов. Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Две Катерины в русской литературе (по произведениям А. Н. Островского «Гроза» и Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») Дикой и Кабаниха (исключение в русском купечестве или они типичны?) Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни» Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по драме А. Н. Островского «Гроза») Драма «Гроза», ее создание и проблематика Душевная драма Катерины (по пьесе А. И. Островского «Гроза») Душевная драма Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Жанровое своеобразие драмы "Гроза" Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского "Гроза" Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского "Гроза" Женская доля (по пьесе А. Островского "Гроза") Женские образы в пьесах А. Н. Островского"Гроза" и «Лес» Жертвы «темного царства» в пьесе «Гроза ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА. Жить не по лжи Значение второстепенных персонажей в драме А. Островского «Гроза» Идея обреченности «Темного царства» в драме «Гроза» Изображение купеческого быта и нравов в драмеА.Н. Островского «Гроза» Изображение купечества в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес» Кабаниха — безнравственный человек, и я могу это доказать (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Каждый выбирает для себя… Как бы я поступила на месте Катерины? Какие образы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» можно назвать символическими? Каким представляла Катерина Бориса, и каким он оказался Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха? Какую роль в характеристике Катерины играет монолог в действии втором явлении десятом (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)? Калинов и калиновцы (по драме Островского «Гроза») Катерина — "Луч света в темном царстве" Катерина в кругу героев пьесы А. Островского «Гроза» Катерина и Варвара в драме А. Н. Островского «Гроза» Катерина и Варвара. Чья жизненная позиция ближе тебе Катерина и Кабаниха — два полюса калиновского мира Катерина и Лариса: две женщины — одна судьба. Катерина и Лариса: кто сильнее? (по пьесам А. Островского «Греза» и «Бесприданница») Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Катерина Кабанова в критических статьях А. Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы» Катерина как народный характер в произведении Островского «Гроза» Катерина как трагический характер Комическое и ужасное в драме А. Н. Островского «Гроза» Красота души Катерины (По пьесе А. Н. Островского "Гроза") Кто виноват в смерти Катерины? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина Кто Катерина — «решительный русский характер» или слабовольная женщина? Кто такая Катерина — «решительный русский характер» или слабовольная женщина? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского "Гроза") Мини-сочинение «В городе Калинове» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Мир города Калинова и Обломовка Можно ли считать Кулигина положительным персонажем? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Молодое поколение в драме "Гроза" Молодое поколение в драме А. Н. Островского «Гроза» Молодое поколение в драме А. Н. Островского «Гроза» Молодое поколение в пьесе А. Н. Островского "Гроза" На чьей стороне драматург? – по пьесе А. Островского “Гроза” Народные истоки характера Катерины (По пьесе А. Н. Островского "Гроза") Нравственный закон и нравственная свобода в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образ «жестокого мира» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образ города в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Образ и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Образ Катерины Образ Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза» Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образ Кулигина в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образ Кулигина в пьесе Островского Образы Кулигина и Катерины по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Одинока ли Катерина в своем протесте? Особенности конфликта в пьесе А. Островского «Гроза». Осуждение нравственной слабости в драме Островского «Гроза» Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы «Гроза» А.Н.Островского) по статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» Повторит ли Варвара судьбу своей матери Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. Н. Островского (Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев) Последнее свидание Катерины и Бориса Последнее свидание Катерины с Борисом Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия пьесы А. Н. Островского «Гроза») Почему Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? Почему Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером» Почему Катерина — «Луч света в темном царстве»? Почему Катерина – «луч света в темном царстве»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза».) Почему Катерина названа Добролюбовым "Лучом света в темном царстве"? (по произведению А.Н.Островского "Гроза") Почему Кулигина нельзя назвать «лучом света в темном царстве»? Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину, героиню драмы А. Н. Островского, «сильным русским характером»? Почему Н. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»? Почему Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины «cильным русским» характером? Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Почему Островский назвал драму «Гроза» Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина Почему уходит в прошлое мир «тёмного царства»? Преступление и наказание Катерины Кабановой и Катерины Измайловой Применимо ли к Катерине изречение «без вины виноватая»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Причины гибели Катерины Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского «Гроза» Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза» Проблема покаяния в пьесе А. Островского "Гроза" Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» Проблематика пьесы Островского “Гроза” Проблемы человеческого достоинства в пьесе «Гроза» Продолжение пьесы Островского Протест Катерины в драме А. Островского “Гроза” Прощание Катерины с Тихоном (Анализ сцены из II действия драмы А.Н.Островского "Гроза") Пути греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой Разговор Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза») Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А. Н. Островского «Гроза») Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского "Гроза" Роль природы в переживаниях действующих лиц Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии XIX века. (А.Н.Островский. «Гроза») Роль Феклуши в системе образов пьесы «Гроза» Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии XIX века (А.Н.Островский "Гроза\') Русский характер Катерины ("Гроза") Самодуры и их жертвы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Своеобразие конфликта в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Семья и общество в драме А. Н. Островского "Гроза" Сила характера Катерины (по драме Островского "Гроза") Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза» Символика в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Символика заглавия пьесы А. Островского "Гроза" Символика имен в пьесах А. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Лес» Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Система персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза» Система персонажей в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Смерть Катерины как выход из тупика (сочинение-миниатюра по драме А. Н. Островского «Гроза») Смысл названия драмы "Гроза" Смысл названия драмы А. Островского «Гроза» Смысл названия драмы А.Н. Островского "Гроза" Смысл названия и образная символика в драме «Гроза» Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза» Сочинение-размышление: «Преступление. Кто виноват?» (По произведениям «Гроза» А. Н. Островского и «Леди Макбет мценского уезда» Н.С. Лескова). Сравнение героини пьесы «Гроза» Катерины Кабановой и героини очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Измайловой. Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза» Сравнительная характеристика Бориса и Тихона по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского "Гроза") Существует ли истинная любовь в пьесе Островскго «Гроза» Сцена с ключом (анализ эпизода из второго действия драмы А. Н. Островского «Гроза») Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза» Тема греха и покаяния в произведении А. Н. Островского «Гроза» Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Трагедия Катерины (по пьесе Островского «Гроза») Трагедия любви в провинциальном мире (но драме А. Н. Островского «Гроза») Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского «Гроза» Характеристика города Калинова и его жителей (по «Грозе» Островского) Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского Что отличает Катерину от обывателей города Калинова Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского «Гроза») Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова "Луч света в темном царстве" и Д. И. Писарева "Мотивы русской драмы") Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза» Основная идея произведения «Гроза» Характеристика персонажа: Варвара Кабанова Екатерина в драме "Гроза" Сравнение образов: Дикой и Кабаниха Чьё толкование образа Катерины Кабановой — Н.А. Добролюбова или Д.И. Писарева — следует считать наиболее верным Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза» История создания и анализ драмы "Гроза" Островского А.Н. Борис и Тихон в пьесе Островского «Гроза» Жизнь города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза» Смерть Катерины – поражение или победа над «Темным царством» Хозяева и жертвы «темного царства» Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза» Конфликт поколений в драме Островского «Гроза» Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза» Основной конфликт пьесы «Гроза» Лариса и Катерина сходства и различия Портретная характеристика Катерины и Ларисы в пьесе «Гроза» Главные персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза» Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза». Личность Катерины в оценке русских критиков и мое отношение к образу главной героини драмы Идейная кульминация пьесы «Гроза» Гроза Островский А.Н. Катерина - луч света в темном царстве Значение символов в пьесе Островского «Гроза» Представители темного царства в пьесе «Гроза» Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Название драмы Островского «Гроза» Город Калинов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Взаимосвязь персонажей: Катерина и Кабаниха Сравнение персонажей: Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы «Гроза» – это отражение жизни русской провинции ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Дикой и Кабаниха. Характеристика героев А. Н. Островского из драмы "Гроза" Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза») Самоубийство - это протест или слабость? Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Трагедия совести» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Анализ образов Катерины и Тихона Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского Образы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза» Что означает самоубийство Катерины – ее победу или поражение (по драме А. Н. Островского «Гроза») СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ И ТРАГИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЕЕ КОНФЛИКТА С "ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ" В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА". ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВА Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Тёмное царство в драме Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха Проблема любви в драме А. Н. Островскою \'Гроза" Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А. Н. Островского «Гроза») Темное царство в драме "Гроза" Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза» Тема любви в «Грозе» А. Н. Островского Типичность образов: Дикой и Кабаниха в пьесе «Гроза» Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского «Гроза» Авторская позиция через ремарки в пьесе «Гроза» Почему мне нравится образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Место образа Катерины в пьесе "Гроза" Островского А.Н. Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза» Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза" Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по пьесе «Гроза») Слабые и сильные характеры в драме Гроза «Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха Тема греха в драме Островского «Гроза» Образ Катерины и средства его создания в драме А.Н. Островского «Гроза». Трагедия Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Борис: «Эх, кабы сила!» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н. Островского "Гроза" Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза» Две Катерины (по пьесе А.Н. Островского "Гроза" и очерку Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") Сочинение по драме "Гроза" или Темное царство в драме "Гроза" Место Катерины среди других лиц драмы «Гроза» Описание «Грозы» Майкова Был ли выход у Катерины Кабановой? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Дикой — главная фигура в Калинове Нравственные проблемы в пьесах А.Н.Островского (на примере драмы "Гроза"). Мотив совершенной замкнутости калиновского мира (Гроза) Характер Катерины раскрыт в сложных взаимосвязях с другими персонажами драмы Тема самодурства в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (План) Душевная драма Катерины Изображение купеческого быта и нравов вдрамеА. Н. Островского «Гроза» Библейские мотивы в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес» Образ главной героини в пьесе "Гроза" Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза» Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером" Роль эпизодических персонажей в пьесе «Гроза» Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского «Гроза» преступлением В "темном царств" (драма Островского "Гроза") Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.П.Чехова "Вишневый сад" Проблематика пьес Островского "Гроза" и "Лес" Слабые и сильные характеры Образ Кулигина Трагическая сторона конфликта Катерины с «темным царством» СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>, <БЕСПРИДАННИЦА> И <ЛЕС>. Женские образы (по пьесам «Свои, люди — сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница») Варвара и Катерина в драме А.Н.Островского “Гроза” Так что же это за такое «темное царство» Разговор Дикого и Кабанихи Любовь и милосердие (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) Конфликт вольнолюбивой личности с «темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза» Характер конфликта и его развитие в пьесе Островского «Гроза» Сравнение сюжета пьес Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад» Обреченность "темного царства" Роль второстепенных персонажей в художественной структуре пьесы «Гроза» Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского "Гроза" 2 ГОРОД КАЛИНОВ. КЛИМАТ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОБЫЧАИ.(по драме А.Н.Островского "Гроза") Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с "Темным царством" в драме А. Н. Островского "Гроза". Образ Катерины в оценке Н. А. Добролююбова Трагедия женской судьбы Катерина в кругу героев пьесы «Гроза» Какие события побудили к самоубийству Катерину в пьесе «Гроза» Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.) Катерина — протагонист, а Кабаниха — антагонист трагедии Характер действия в драме А. Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха «Трагедия совести» (по пьесе Островского «Гроза») Незаурядность натуры Катерины (по драме Островского «Гроза») О гибели жаждавшей воли в пьесе «Гроза» Не главные персонажи в пьесе Островского «Гроза» Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза" ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА". Второстепенные персонажы в драме Островского "Гроза". Такие разные женские лица (по пьесам «Свои люди — сочтемся!», «Гроза») Жанр драмы А. Н. Островского «Гроза» Образ Катерины, соотнесен с образом Кабанихи «Маленький человек» в мире Островского (по пьесе «Бесприданница») Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций В центре пьесы — общественно-политический конфликт Сочинение на тему "Размышления о "Темном царстве" в драме А.Н.Островского "Гроза" Художественное своеобразие пьесы «Гроза» А. Н. ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>. ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ДРАМЕ <ГРОЗА>. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>. Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза» Художественный метод в драме "Гроза" Островского Две судьбы, две трагедии (Леди Макбет Мценского уезда» и «Гроза») Характер Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Красота души Катерины "РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР" КАТЕРИНЫ (сочинение по драме А.Н.Островского "Гроза") Пьеса А. Н. Островского «Гроза» Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница») Бытовой образ провинции в пьесе Александра Островского "Гроза" Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза» События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза» Кто составляет фон пьесы «Гроза» Два художественных символа пьесы «Грозы» Народные истоки характера Катерины Характер, конфликт и особенности сценического действия Варвара: «Я много разговаривать не люблю...» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) Характер это есть способность действовать по принципам Сочинение по пьесе «Гроза» Характер снов в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы "г А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни". Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — А.Н.Островский. "Гроза".) Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» 3 Гроза над Калиновом Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза» Личностное осмысление образа Катерины в пьесе А. Островского «Гроза» Тихон Кабанов: «Что я за несчасный такой человек?» В чем проявлюсь душевное смятение Катерины в пьесе «Гроза» А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой Судьбы трех женщин: Катерины, Варвары, Ларисы На чьей стороне автор пьесы «Гроза» Нужна ли гроза в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского) Интересные подробности жизни и творчества А. Н. Островского РОЛЬ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА". На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза") Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза» 1 Осуждение нравственной слабости драме Островского «Гроза» Кризис патриархального мира в драма «Гроза» Проблема народного характера в драме "Гроза" Как попала Катерина в семью Кабанихи Сила характера Катерины Женские образы в пьесах А. Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Система образов Образ Катерины в по пьесе А. Н. Островского «Гроза» ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "СНЕГУРОЧКА" Конфликт сценического действия в драме "Гроза" Радость жизни Катерины в пьесе Гроза Можно ли Кулигина считать положительным героем Типичные представители «темного царства» в драме «Гроза» Душевная драма Катерины (По пьесе А. Н. Островского "Гроза") Проблема народного характера в драме "Гроза" Островского Тема греха возмездия и покаяния в пьесе Островского «Гроза» Катерина и Варвара в драме Островского «Гроза» Протест Катерины в драме "Гроза"