Гроза

Александр Николаевич Островский


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
363 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Катерина как трагический характер»

Сочинение


В течение довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала XX века костромичи указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила, - рядом с церковью Успения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было девятнадцать лет. В прошлом она воспитывалась в любви и в холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, живой, жизнерадостной. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что десятого ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год.

Определяя сущность трагического характера, Белинский сказал: «Что такое коллизия? - безусловное требование судьбою жертвы себе. Победи герой трагедии естественное влечение сердца… - счастье, простите, радости и обаяния жизни!.. последуй герой трагедии естественному влечению своего сердца - он преступник в собственных глазах, он жертва собственной совести…»

В душе Катерины сталкиваются друг с другом два этих равновеликих и равнозаконных побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает вся живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От лее героине нужно слишком много. Любовью к Борису, конечно, ее тоску не утолить. Не потому ли Островский усиливает контраст между высоким любовным полетом Катерины и бескрылым увлечением Бориса? Судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис живет одним днем и едва ли способен всерьез задумываться о нравственных последствиях своих поступков. Ему сейчас весело - и этого достаточно: «Надолго ль муж-то уехал?.. О, так мы погуляем! Время-то довольно… Никто и не узнает про нашу любовь…» - «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!.. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Какой контраст! Какая полнота свободной любви в противоположность робкому Борису!




Душевная дряблость героя и нравственная щедрость героини наиболее очевидны в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»… Слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина просит у любимого прощения за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может. Где уж там спасти, даже пожалеть Катерину он толком не сумеет: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»

Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть! Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите…» А сама Катерина во время поэтических ночей на Волге разве не об этом Борису говорила? Увы, герой ничего этого просто не услышал.

Добролюбов проникновенно увидел в конфликте «Грозы» эпохальный смысл, а в характере Катерины - «новую фазу нашей народной жизни». Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины.

Объясняя причины всенародного покаяния героини, не будем повторять вслед за Добролюбовым слова о «суеверии», «невежестве», «религиозных предрассудках». Не увидим в «страхе» Катерины трусость и боязнь внешнего наказания. Ведь такой взгляд превращает героиню в жертву темного царства Кабаних. Подлинный источник покаяния героини в другом: в ее чуткой совестливости. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми», - признается Катерина Варваре. «У меня уж очень сердце болит», - говорит Катерина в минуту признания. «В ком есть страх, в том есть и Бог», - вторит ей народная мудрость.

Страх всегда понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание. В «Толковом словаре» В. И. Даля «страх» толкуется как «сознание нравственной ответственности». Такое определение соответствует душевному состоянию героини. В отличие от Кабанихи, Феклуши и других героев «Грозы», «страх» Катерины - внутренний голос ее совести. Грозу Катерина воспринимает как избранница: совершающееся в ее душе сродни тему, что творится в грозовых небесах. Тут не рабство, тут равенство. Катерина равно героична как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. «Какая совесть!.. Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила… Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты», - писал о Катерине (Стрепетовой) в сцене покаяния В. М. Дорошевич. А С. В. Максимов рассказывал, как ему довелось сидеть рядом с Островским во время первого представления «Грозы» с Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Островский смотрел драму молча, углубленный в себя. Но в той «патетической» сцене, когда Катерина, терзаемая угрызениями совести, бросается в ноги мужу и свекрови, каясь в своем грехе, Островский, весь бледный, шептал: «Это не я, не я: это Бог!» Островский, очевидно, сам не верил, что он смог написать такую потрясающую сцену. Пора и нам по достоинству оценить не только любовный, но и покаянный порыв Катерины. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться».

«Смерть по грехам страшна», - говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини. «Под деревцом могилушка… Солнышко ее греет… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут…»

Катерина умирает удивительно. Ее смерть - это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам. Монолог о могилушке - проснувшиеся метафоры, народная мифология с ее верой в бессмертие. Человек, умирая, превращается в дерево, растущее на могиле, или в птицу, вьющую гнездо в его ветвях, или в цветок, дарящий улыбку прохожим, - таковы постоянные мотивы народных песен о смерти. Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови».

Другие сочинения по этому произведению


«Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия? Луч света" и "темное царство" в пьесе "Гроза “Отчего люди не летают!” (Образ Катерины в пьесе А. Островского “Гроза”) «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха «Темное царство» в изображении А. Н. Островского. «Темное царство» в пьесе А. Островского «Гроза» «Темное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза» «Хозяева» жизни и их «жертвы» в пьесе Островского «Гроза» Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» Анализ монологов Катерины по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза». Был ли выход у Катерины Кабановой? Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Быт и нравы «темного царства» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Быт и нравы \'темного царства" в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Быт и нравы города Калинова Быт и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского "Гроза" Быт и нравы темного царства (по пьесе Островского «Гроза») В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского "Гроза" В чем причина драмы Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»? Второстепенные персонажи в драме «Гроза» Вызов дикой силе Героиня пьес А. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка» Город Калинов и его обитатели Город Калинов и его обитатели (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Город Калинов. Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Две Катерины в русской литературе (по произведениям А. Н. Островского «Гроза» и Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») Дикой и Кабаниха (исключение в русском купечестве или они типичны?) Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни» Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по драме А. Н. Островского «Гроза») Драма «Гроза», ее создание и проблематика Душевная драма Катерины (по пьесе А. И. Островского «Гроза») Душевная драма Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Жанровое своеобразие драмы "Гроза" Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского "Гроза" Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского "Гроза" Женская доля (по пьесе А. Островского "Гроза") Женские образы в пьесах А. Н. Островского"Гроза" и «Лес» Жертвы «темного царства» в пьесе «Гроза ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА. Жить не по лжи Значение второстепенных персонажей в драме А. Островского «Гроза» Идея обреченности «Темного царства» в драме «Гроза» Изображение купеческого быта и нравов в драмеА.Н. Островского «Гроза» Изображение купечества в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес» Кабаниха — безнравственный человек, и я могу это доказать (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Каждый выбирает для себя… Как бы я поступила на месте Катерины? Какие образы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» можно назвать символическими? Каким представляла Катерина Бориса, и каким он оказался Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха? Какую роль в характеристике Катерины играет монолог в действии втором явлении десятом (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)? Калинов и калиновцы (по драме Островского «Гроза») Катерина — "Луч света в темном царстве" Катерина в кругу героев пьесы А. Островского «Гроза» Катерина и Варвара в драме А. Н. Островского «Гроза» Катерина и Варвара. Чья жизненная позиция ближе тебе Катерина и Кабаниха — два полюса калиновского мира Катерина и Лариса: две женщины — одна судьба. Катерина и Лариса: кто сильнее? (по пьесам А. Островского «Греза» и «Бесприданница») Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Катерина Кабанова в критических статьях А. Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы» Катерина как народный характер в произведении Островского «Гроза» Комическое и ужасное в драме А. Н. Островского «Гроза» Красота души Катерины (По пьесе А. Н. Островского "Гроза") Кто виноват в смерти Катерины? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина Кто Катерина — «решительный русский характер» или слабовольная женщина? Кто такая Катерина — «решительный русский характер» или слабовольная женщина? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского "Гроза") Мини-сочинение «В городе Калинове» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Мир города Калинова и Обломовка Можно ли считать Кулигина положительным персонажем? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Молодое поколение в драме "Гроза" Молодое поколение в драме А. Н. Островского «Гроза» Молодое поколение в драме А. Н. Островского «Гроза» Молодое поколение в пьесе А. Н. Островского "Гроза" На чьей стороне драматург? – по пьесе А. Островского “Гроза” Народные истоки характера Катерины (По пьесе А. Н. Островского "Гроза") Нравственный закон и нравственная свобода в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образ «жестокого мира» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образ города в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Образ и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Образ Катерины Образ Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза» Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образ Кулигина в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образ Кулигина в пьесе Островского Образы Кулигина и Катерины по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Одинока ли Катерина в своем протесте? Особенности конфликта в пьесе А. Островского «Гроза». Осуждение нравственной слабости в драме Островского «Гроза» Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы «Гроза» А.Н.Островского) по статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» Повторит ли Варвара судьбу своей матери Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. Н. Островского (Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев) Последнее свидание Катерины и Бориса Последнее свидание Катерины с Борисом Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия пьесы А. Н. Островского «Гроза») Почему Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? Почему Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером» Почему Катерина — «Луч света в темном царстве»? Почему Катерина – «луч света в темном царстве»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза».) Почему Катерина названа Добролюбовым "Лучом света в темном царстве"? (по произведению А.Н.Островского "Гроза") Почему Кулигина нельзя назвать «лучом света в темном царстве»? Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину, героиню драмы А. Н. Островского, «сильным русским характером»? Почему Н. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»? Почему Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины «cильным русским» характером? Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Почему Островский назвал драму «Гроза» Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина Почему уходит в прошлое мир «тёмного царства»? Преступление и наказание Катерины Кабановой и Катерины Измайловой Применимо ли к Катерине изречение «без вины виноватая»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Причины гибели Катерины Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского «Гроза» Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза» Проблема покаяния в пьесе А. Островского "Гроза" Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» Проблематика пьесы Островского “Гроза” Проблемы человеческого достоинства в пьесе «Гроза» Продолжение пьесы Островского Протест Катерины в драме А. Островского “Гроза” Прощание Катерины с Тихоном (Анализ сцены из II действия драмы А.Н.Островского "Гроза") Пути греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой Разговор Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза») Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А. Н. Островского «Гроза») Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского "Гроза" Роль природы в переживаниях действующих лиц Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии XIX века. (А.Н.Островский. «Гроза») Роль Феклуши в системе образов пьесы «Гроза» Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии XIX века (А.Н.Островский "Гроза\') Русский характер Катерины ("Гроза") Русское купечество в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Самодуры и их жертвы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Своеобразие конфликта в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Семья и общество в драме А. Н. Островского "Гроза" Сила характера Катерины (по драме Островского "Гроза") Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза» Символика в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Символика заглавия пьесы А. Островского "Гроза" Символика имен в пьесах А. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Лес» Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Система персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза» Система персонажей в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Смерть Катерины как выход из тупика (сочинение-миниатюра по драме А. Н. Островского «Гроза») Смысл названия драмы "Гроза" Смысл названия драмы А. Островского «Гроза» Смысл названия драмы А.Н. Островского "Гроза" Смысл названия и образная символика в драме «Гроза» Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза» Сочинение-размышление: «Преступление. Кто виноват?» (По произведениям «Гроза» А. Н. Островского и «Леди Макбет мценского уезда» Н.С. Лескова). Сравнение героини пьесы «Гроза» Катерины Кабановой и героини очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Измайловой. Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза» Сравнительная характеристика Бориса и Тихона по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского "Гроза") Существует ли истинная любовь в пьесе Островскго «Гроза» Сцена с ключом (анализ эпизода из второго действия драмы А. Н. Островского «Гроза») Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза» Тема греха и покаяния в произведении А. Н. Островского «Гроза» Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Трагедия Катерины (по пьесе Островского «Гроза») Трагедия любви в провинциальном мире (но драме А. Н. Островского «Гроза») Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского «Гроза» Характеристика города Калинова и его жителей (по «Грозе» Островского) Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского Что отличает Катерину от обывателей города Калинова Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского «Гроза») Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова "Луч света в темном царстве" и Д. И. Писарева "Мотивы русской драмы") Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза» Основная идея произведения «Гроза» Характеристика персонажа: Варвара Кабанова Екатерина в драме "Гроза" Сравнение образов: Дикой и Кабаниха Чьё толкование образа Катерины Кабановой — Н.А. Добролюбова или Д.И. Писарева — следует считать наиболее верным Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза» История создания и анализ драмы "Гроза" Островского А.Н. Борис и Тихон в пьесе Островского «Гроза» Жизнь города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза» Смерть Катерины – поражение или победа над «Темным царством» Хозяева и жертвы «темного царства» Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза» Конфликт поколений в драме Островского «Гроза» Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза» Основной конфликт пьесы «Гроза» Лариса и Катерина сходства и различия Портретная характеристика Катерины и Ларисы в пьесе «Гроза» Главные персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза» Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза». Личность Катерины в оценке русских критиков и мое отношение к образу главной героини драмы Идейная кульминация пьесы «Гроза» Гроза Островский А.Н. Катерина - луч света в темном царстве Значение символов в пьесе Островского «Гроза» Представители темного царства в пьесе «Гроза» Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Название драмы Островского «Гроза» Город Калинов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Взаимосвязь персонажей: Катерина и Кабаниха Сравнение персонажей: Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы «Гроза» – это отражение жизни русской провинции ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Дикой и Кабаниха. Характеристика героев А. Н. Островского из драмы "Гроза" Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза») Самоубийство - это протест или слабость? Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Трагедия совести» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Анализ образов Катерины и Тихона Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского Образы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза» Что означает самоубийство Катерины – ее победу или поражение (по драме А. Н. Островского «Гроза») СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ И ТРАГИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЕЕ КОНФЛИКТА С "ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ" В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА". ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВА Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Тёмное царство в драме Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха Проблема любви в драме А. Н. Островскою \'Гроза" Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А. Н. Островского «Гроза») Темное царство в драме "Гроза" Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза» Тема любви в «Грозе» А. Н. Островского Типичность образов: Дикой и Кабаниха в пьесе «Гроза» Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского «Гроза» Авторская позиция через ремарки в пьесе «Гроза» Почему мне нравится образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Место образа Катерины в пьесе "Гроза" Островского А.Н. Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза» Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза" Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по пьесе «Гроза») Слабые и сильные характеры в драме Гроза «Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха Тема греха в драме Островского «Гроза» Образ Катерины и средства его создания в драме А.Н. Островского «Гроза». Трагедия Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Борис: «Эх, кабы сила!» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н. Островского "Гроза" Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза» Две Катерины (по пьесе А.Н. Островского "Гроза" и очерку Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") Сочинение по драме "Гроза" или Темное царство в драме "Гроза" Место Катерины среди других лиц драмы «Гроза» Описание «Грозы» Майкова Был ли выход у Катерины Кабановой? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Дикой — главная фигура в Калинове Нравственные проблемы в пьесах А.Н.Островского (на примере драмы "Гроза"). Мотив совершенной замкнутости калиновского мира (Гроза) Характер Катерины раскрыт в сложных взаимосвязях с другими персонажами драмы Тема самодурства в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (План) Душевная драма Катерины Изображение купеческого быта и нравов вдрамеА. Н. Островского «Гроза» Библейские мотивы в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес» Образ главной героини в пьесе "Гроза" Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза» Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером" Роль эпизодических персонажей в пьесе «Гроза» Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского «Гроза» преступлением В "темном царств" (драма Островского "Гроза") Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.П.Чехова "Вишневый сад" Проблематика пьес Островского "Гроза" и "Лес" Слабые и сильные характеры Образ Кулигина Трагическая сторона конфликта Катерины с «темным царством» СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>, <БЕСПРИДАННИЦА> И <ЛЕС>. Женские образы (по пьесам «Свои, люди — сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница») Варвара и Катерина в драме А.Н.Островского “Гроза” Так что же это за такое «темное царство» Разговор Дикого и Кабанихи Любовь и милосердие (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) Конфликт вольнолюбивой личности с «темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза» Характер конфликта и его развитие в пьесе Островского «Гроза» Сравнение сюжета пьес Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад» Обреченность "темного царства" Роль второстепенных персонажей в художественной структуре пьесы «Гроза» Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского "Гроза" 2 ГОРОД КАЛИНОВ. КЛИМАТ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОБЫЧАИ.(по драме А.Н.Островского "Гроза") Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с "Темным царством" в драме А. Н. Островского "Гроза". Образ Катерины в оценке Н. А. Добролююбова Трагедия женской судьбы Катерина в кругу героев пьесы «Гроза» Какие события побудили к самоубийству Катерину в пьесе «Гроза» Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.) Катерина — протагонист, а Кабаниха — антагонист трагедии Характер действия в драме А. Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха «Трагедия совести» (по пьесе Островского «Гроза») Незаурядность натуры Катерины (по драме Островского «Гроза») О гибели жаждавшей воли в пьесе «Гроза» Не главные персонажи в пьесе Островского «Гроза» Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза" ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА". Второстепенные персонажы в драме Островского "Гроза". Такие разные женские лица (по пьесам «Свои люди — сочтемся!», «Гроза») Жанр драмы А. Н. Островского «Гроза» Образ Катерины, соотнесен с образом Кабанихи «Маленький человек» в мире Островского (по пьесе «Бесприданница») Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций В центре пьесы — общественно-политический конфликт Сочинение на тему "Размышления о "Темном царстве" в драме А.Н.Островского "Гроза" Художественное своеобразие пьесы «Гроза» А. Н. ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>. ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ДРАМЕ <ГРОЗА>. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>. Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза» Художественный метод в драме "Гроза" Островского Две судьбы, две трагедии (Леди Макбет Мценского уезда» и «Гроза») Характер Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Красота души Катерины "РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР" КАТЕРИНЫ (сочинение по драме А.Н.Островского "Гроза") Пьеса А. Н. Островского «Гроза» Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница») Бытовой образ провинции в пьесе Александра Островского "Гроза" Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза» События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза» Кто составляет фон пьесы «Гроза» Два художественных символа пьесы «Грозы» Народные истоки характера Катерины Характер, конфликт и особенности сценического действия Варвара: «Я много разговаривать не люблю...» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) Характер это есть способность действовать по принципам Сочинение по пьесе «Гроза» Характер снов в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы "г А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни". Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — А.Н.Островский. "Гроза".) Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» 3 Гроза над Калиновом Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза» Личностное осмысление образа Катерины в пьесе А. Островского «Гроза» Тихон Кабанов: «Что я за несчасный такой человек?» В чем проявлюсь душевное смятение Катерины в пьесе «Гроза» А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой Судьбы трех женщин: Катерины, Варвары, Ларисы На чьей стороне автор пьесы «Гроза» Нужна ли гроза в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского) Интересные подробности жизни и творчества А. Н. Островского РОЛЬ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА". На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза") Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза» 1 Осуждение нравственной слабости драме Островского «Гроза» Кризис патриархального мира в драма «Гроза» Проблема народного характера в драме "Гроза" Как попала Катерина в семью Кабанихи Сила характера Катерины Женские образы в пьесах А. Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Система образов Образ Катерины в по пьесе А. Н. Островского «Гроза» ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "СНЕГУРОЧКА" Конфликт сценического действия в драме "Гроза" Радость жизни Катерины в пьесе Гроза Можно ли Кулигина считать положительным героем Типичные представители «темного царства» в драме «Гроза» Душевная драма Катерины (По пьесе А. Н. Островского "Гроза") Проблема народного характера в драме "Гроза" Островского Тема греха возмездия и покаяния в пьесе Островского «Гроза» Катерина и Варвара в драме Островского «Гроза» Протест Катерины в драме "Гроза"