Очарованный странник

Николай Семёнович Лесков


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
92 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»»

Сочинение

Н. С. Лесков — писатель колоритный, самобытный. Его художественный мир населён чудаками, обладающими подлинным человеколюбием, творящим добро бескорыстно, ради самого добра. Лесков глубоко верит в духовную силу народа и в нём видит спасение России.

Об одном из «спасителей» Лесков рассказывает в повести «Очарованный странник». На первый план выдвигается личность оригинальная и самостоятельно добывающая связи с миром и другими людьми. Очарованный странник — это Иван Северьяныч Флягин. Уже само имя героя говорит о его происхождении: это обычный русский мужик. Подчёркивая его могучесть, автор сравнивает Флягина с героем древнерусских былин: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь… Этому новому нашему спутнику… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Такое сравнение даёт читателю установку, что человек этот добрый, сильный, мужественный.

Иван Северьяныч рассказывает о своей непростой судьбе. Он «много повидал на своём веку». Флягин родился «в крепостном звании» и происходил из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Будучи у матери «молитвенным сыном», Иван был предназначен для служения Богу. Но прежде, чем он пришёл к Богу, герой прожил нелёгкую, насыщенную разными событиями, жизнь.

Флягин сильно меняется в течение жизни, вырастая на глазах читателя из вольного сына природы в значительную личность. По мнению писателя, возможность духовной эволюции объясняется художническим складом ума Флягина, природным артистизмом — одной из типичных черт русского национального характера. О такой особой природной чуткости свидетельствует уже манера героя рассказывать о своих «странствиях», способность быть настоящим поэтом при описании виденного. Гонимая татарчонком белая кобылка в его рассказе не бежит, а как волшебный конь в сказке, «окрыляется и точно птица летит и не всколыхнёт, а как он ей к холочке принагнётся да на неё гикнет, так она вместе с песком в один вихорь и воскурится…».

Не менее выразителен рассказ Ивана Северьяныча о кобылице Дидоне, виновнице его последнего «выхода»: «Дивная была красавица: головка хорошенькая, глазки пригожие, ноздерки субтильные и открытенькие,… а в поясу гибкая, и ножки в белых чулочках лёгкие, и она их мечет, как играет…».

Ивану Северьянычу в высшей степени присуще чувство собственного достоинства, самоуважения. Об этом говорит уже его манера держаться: «Но при всём этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нём человека много видевшего и, что называется, „бывалого“. Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою».

Гордость Ивана Северьяныча — народная, мужицкая, которая, как и у героев русских былин и сказок, связана у него с пренебрежительно-снисходительным отношением к дворянам и князьям как и к людям иной, более слабой породы, ни к чему не приспособленным. Так, офицеры в рассказе Ивана Северьяныча не справляются со своенравными конями, предпочитая им смирных заводских лошадок. Они легко дают себя обмануть при покупке лошади, беспутно тратят деньги. В ответ на слова хана Джангара, пожалевшего, что биться за кобылу вышел не русский князь, а простой мужик, Флягин замечает: «…наши князья… слабодушные и не мужественные, и сила их самая ничтожная».

Иван Северьяныч не терпит оскорблений. Стоило управляющему графа — немцу наказать его за проступок унизительной работой, как Флягин, рискуя собственной жизнью, бежит из родных мест и с тех пор становится странником.

Из рассказа Ивана Северьяныча о самом себе становится понятно, что самыми тяжёлыми из пережитых им многообразных жизненных ситуаций были именно те, которые в наибольшей мере связывали его волю, обрекали его на неподвижность. Скука и несносная тоска овладевают им и тогда, когда он по приказу графа целыми днями вынужден стоять на коленях и бить молоточком камешки для садовой дорожки. А также когда он на пустом берегу лимана, закопав в тёплый песок больное дитя, засыпает под мерный рокот волны. И ещё больше, когда в прикаспийских степях, подщетиненный иноверцами, долгих десять лет не может освободиться из татарского плена. Но как только он получает хоть малейшую свободу, сразу распоряжается ей в соответствии со своим стремлением к гармонии, чистоте и справедливости.

В жизни Ивана Северьяныча было немало сложных жизненных ситуаций, когда всё зависело только от его самостоятельного решения. Следуя непосредственному импульсу — в любой критической ситуации вставать на сторону справедливости и добра — Иван Северьяныч не раз, рискуя своим благополучием, активно вмешивается в ход жизни и по-своему направляет развитие событий. Так, случайно повстречав на пути стариков-родителей, убитых горем предстоящей разлуки с единственным сыном, Иван Северьяныч тут же решает подменить его собой и под чужим именем отправляется на Кавказскую войну. Позже, намучившись в Петербурге поисками возможной для него службы и найдя, наконец, место в балаганном театре, герой вступается за молоденькую артистку, страдающую от домогательств театрального принца, и из-за этого вмешательства оказывается в унизительной для него роли «излишнего человека».

Специфически народный характер патриотического чувства, одушевляющего героя повести, по мысли писателя, проявляется в том, что желание Ивана Северьяныча идти на войну — это желание «постраждовать» одному за всех. Неслучайно в финале повести Иван Северьяныч проявляет черты юродивого, который плачет о погибели русской земли, и черты русского богатыря, готового постоять за свою родину.

Повесть Лескова «Очарованный странник» — чрезвычайно значительное произведение. Оно знаменует собой новый этап в приближении русской литературы к стихии народной жизни, в выявлении её современного состояния и глубинных возможностей.

Другие сочинения по этому произведению


Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник — самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Образ Флягина в повести «Очарованный странник» Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник” Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник" Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин правдоискатель земли русской История создания повести «Очарованный странник» Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник» Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения "Очарованный странник"). Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести “Очарованный странник” В чём драма Ивана Флягина Иван Флягин в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» Образ правдоискателя в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» Повесть "Очарованный странник" Николая Лескова Идейно художественное своеобразие повести Лескова "Очарованный странник" Русский характер и судьба народа в повести “Очарованный странник” Поэтичность прозы Лескова ("Очарованный странник") Странник Лескова (по повести "Очарованный странник") Кульминация духовной драмы или в чем смысл странствий Ивана Флягина «Очарованный странник» повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбе Сочинение по сюжету повести «Очарованный странник» Школьное сочинение по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Критика о повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» “Загадочная русская душа” в повести Лескова “Очарованный странник” Русский национальный характер в изображении Лескова (по повести «Очарованный странник») Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Лескова «Очарованный странник» 2 Очарованный странник — самый значительный герой Лескова Духовная красота русского человека в повести «Очарованный странник» Смысл названия произведения "Очарованный странник" Жизнь и судьба Ивана Флягина – дорога к людям во искупление греха Иван Флягин в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» «Очарованный странник» как образ России Загадочная русская душа в повести “Очарованный странник” Краткая характеристика произведения "Очарованный странник" Лескова Н.С. «Очарованный странник» Н. С. Лескова Образ скитальца Ивана Флягина Смысл странствий Ивана Флягина Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести "Лескова Очарованный странник" Духовная красота русского человека в повести Николая Лескова «Очарованный странник» Я хочу рассказать вам о книге, о повести Очарованный странник Образ Ивана Северьяныча Флягина Описание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»