Очарованный странник
Николай Семёнович Лесков
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
92 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Идейно художественное своеобразие повести Лескова "Очарованный странник"»
Сочинение
В своих произведениях Н. С. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Творческая манера писателя неповторима и самобытна. Герои его произведений необычны и неожиданны. Писателя привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои — все, кто пытается вырваться из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера. Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других. Одним из них является Иван Флягин — главный герой повести «Очарованный странник».
Уже в названии произведения зашифрован определенный смысл. Странничество — важный элемент русского национального сознания. Издавна по безграничным просторам Руси ходили «калики перехожие» , бродячие, проповедники. Иван Флягин тоже не имеет дома, ищет царства Божия, хотя с детства знает, что он «молитвенный сын», обещан матерью Богу (т. е. предназначен по обету монастырю). Название повести кажется загадочным, звучит поэтично и печально. «Очарованный» — значит, околдованный, тот, на которого снизошло очарование. Эти два слова, «очарованный» и «странник», и составляют сущность главного героя. Всю жизнь суждено главному герою скитаться по свету, не находя покоя душе, пока не попадет он в монастырь. Многое в своей жизни он «не своею волею делал», а «по родительскому обещанию». Предначертание влияет на жизнь героя, а его исполнение превращается в сюжет произведения. «Околдованность» составляет вторую сторону образа героя и соотносится с его национальным характером. Рассказчик сравнивает Ивана с русским богатырем: «... он был в полном смысле богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».
В повести соотносятся две линии — национальная и мифологическая. Действие мифологического элемента определено заклятием, которое наложил на Ивана-подростка монах, в смерти которого он косвенно был виновен: «А вот... тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы!..» Необычна судьба Ивана: чудесным образом остался жив после падения в пропасть при спасении своих господ, состязание в избиении друг друга за право обладания скакуном; годы неволи у татар, служба на Кавказе, жизнь в артистах и как итог — уход в монастырь. Нет ничего, чего бы не умел Иван Северьяныч: и нрав самой дикой лошади усмирит, и за грудным ребенком присмотрит и вылечит его, совершит побег из плена, переплывет студеную реку под градом пуль.
Читая повесть, поражаешься многогранности образа главного героя. Иван равнодушен к собственным детям («они были без всех церковных таинств, и я их за своих детей не почитал»), но искренне привязался к чужому ребенку; чуток к красоте природы и жесток по отношению к животным (способен горевать о нечаянно задушенном голубе и жестоко расправиться с кошкой); умный (разыграл целый спектакль при побеге из плена); своевольный и в то же время ответственный (дарит чужие деньги Груше, отдает ребенка матери).
Создавая народные характеры, Н. С. Лесков обращается к живой русской речи. Флягин считает себя человеком «не из начитанных», но рассказы его глубоко самобытны, речь постоянно меняется, сохраняя колорит той среды, в которой ему приходилось вращаться. В повести два рассказчика: автор и сам главный герой. С помощью специальных языковых средств создается эффект «двухголосия»: речь автора «звучит» правильно и литературно, а речь героя пестрит ошибками и просторечными выражениями («мой родитель был кучер», «флигеля для приезду.., медведи на столбу сидели», «живучи при отце на кучерском дворе... на четвереньках я у лошадей промеж ног по-лозил»). Сказовая форма повествования дает возможность полно и объективно раскрыть внутренний мир героя, а также создает иллюзию реальности происходящего.
Композиция произведения проста: вступление, основная часть и заключение. Вступление и заключение ведется от лица автора, основная часть — от лица героя, превращая таким образом повествование в «рассказ в рассказе». Образ Ивана Флягина — единственный «сквозной» образ в повести: рассказ о его жизни включает несколько самостоятельных историй.
Особую прелесть и необычность повести придают такие мифологические эпизоды, как явление монаха, дух цыганки Грунюшки, оберегающий героя, повествование о магнетизере, о бесах в монастыре.
Мир повести — яркий, полусказочный, и образ Ивана Северьяныча под стать ему. Это человек цельной натуры, богато одаренный, щедрой души, талантливый, символизирующий физическую и нравственную стойкость русского народа, рост его духовных сил и развитие самосознания.
Повесть «Очарованный странник» была включена автором в цикл «Праведники». Можно ли считать главного героя праведником? Ведь праведник — это верующий человек, странствующий на богомолье или живущий праведной жизнью, не нарушая законов морали и нравственности. Я считаю, что можно. Ведь Иван даже Грушу убивает, спасая ее душу и губя тем самым свою. Кроме того, все свои грехи герой искупает страданиями, выпавшими на его долю. Иван, получив Божье прощение в финале повести, верит в дальнейшее свое предназначение — умереть за народ. Он говорит об этом просто, без пафоса («мне за народ очень помереть хочется »).
Н. С. Лесков в образе Ивана Флягина, русского крепостного человека, воплотил черты русского национального характера: нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность прийти на помощь, любовь к народу, Родине, природе.
Произведение»Очарованный странник» сложного жанрового характера. Повесть включает в себя элементы жития, романа приключений и былины. Как житие, которое состоит из отдельных эпизодов жизни святых, произведение состоит из различных историй, взятых из жизни главного героя. Как в романе приключений, главным мотивом является мотив странствий, а главные события — занимательные происшествия. Как в былине, герой — смелый и сильный, вступает в бой с иноверцем (татарином Саввакирием) и побеждает его.
Уже в названии произведения зашифрован определенный смысл. Странничество — важный элемент русского национального сознания. Издавна по безграничным просторам Руси ходили «калики перехожие» , бродячие, проповедники. Иван Флягин тоже не имеет дома, ищет царства Божия, хотя с детства знает, что он «молитвенный сын», обещан матерью Богу (т. е. предназначен по обету монастырю). Название повести кажется загадочным, звучит поэтично и печально. «Очарованный» — значит, околдованный, тот, на которого снизошло очарование. Эти два слова, «очарованный» и «странник», и составляют сущность главного героя. Всю жизнь суждено главному герою скитаться по свету, не находя покоя душе, пока не попадет он в монастырь. Многое в своей жизни он «не своею волею делал», а «по родительскому обещанию». Предначертание влияет на жизнь героя, а его исполнение превращается в сюжет произведения. «Околдованность» составляет вторую сторону образа героя и соотносится с его национальным характером. Рассказчик сравнивает Ивана с русским богатырем: «... он был в полном смысле богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».
В повести соотносятся две линии — национальная и мифологическая. Действие мифологического элемента определено заклятием, которое наложил на Ивана-подростка монах, в смерти которого он косвенно был виновен: «А вот... тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы!..» Необычна судьба Ивана: чудесным образом остался жив после падения в пропасть при спасении своих господ, состязание в избиении друг друга за право обладания скакуном; годы неволи у татар, служба на Кавказе, жизнь в артистах и как итог — уход в монастырь. Нет ничего, чего бы не умел Иван Северьяныч: и нрав самой дикой лошади усмирит, и за грудным ребенком присмотрит и вылечит его, совершит побег из плена, переплывет студеную реку под градом пуль.
Читая повесть, поражаешься многогранности образа главного героя. Иван равнодушен к собственным детям («они были без всех церковных таинств, и я их за своих детей не почитал»), но искренне привязался к чужому ребенку; чуток к красоте природы и жесток по отношению к животным (способен горевать о нечаянно задушенном голубе и жестоко расправиться с кошкой); умный (разыграл целый спектакль при побеге из плена); своевольный и в то же время ответственный (дарит чужие деньги Груше, отдает ребенка матери).
Создавая народные характеры, Н. С. Лесков обращается к живой русской речи. Флягин считает себя человеком «не из начитанных», но рассказы его глубоко самобытны, речь постоянно меняется, сохраняя колорит той среды, в которой ему приходилось вращаться. В повести два рассказчика: автор и сам главный герой. С помощью специальных языковых средств создается эффект «двухголосия»: речь автора «звучит» правильно и литературно, а речь героя пестрит ошибками и просторечными выражениями («мой родитель был кучер», «флигеля для приезду.., медведи на столбу сидели», «живучи при отце на кучерском дворе... на четвереньках я у лошадей промеж ног по-лозил»). Сказовая форма повествования дает возможность полно и объективно раскрыть внутренний мир героя, а также создает иллюзию реальности происходящего.
Композиция произведения проста: вступление, основная часть и заключение. Вступление и заключение ведется от лица автора, основная часть — от лица героя, превращая таким образом повествование в «рассказ в рассказе». Образ Ивана Флягина — единственный «сквозной» образ в повести: рассказ о его жизни включает несколько самостоятельных историй.
Особую прелесть и необычность повести придают такие мифологические эпизоды, как явление монаха, дух цыганки Грунюшки, оберегающий героя, повествование о магнетизере, о бесах в монастыре.
Мир повести — яркий, полусказочный, и образ Ивана Северьяныча под стать ему. Это человек цельной натуры, богато одаренный, щедрой души, талантливый, символизирующий физическую и нравственную стойкость русского народа, рост его духовных сил и развитие самосознания.
Повесть «Очарованный странник» была включена автором в цикл «Праведники». Можно ли считать главного героя праведником? Ведь праведник — это верующий человек, странствующий на богомолье или живущий праведной жизнью, не нарушая законов морали и нравственности. Я считаю, что можно. Ведь Иван даже Грушу убивает, спасая ее душу и губя тем самым свою. Кроме того, все свои грехи герой искупает страданиями, выпавшими на его долю. Иван, получив Божье прощение в финале повести, верит в дальнейшее свое предназначение — умереть за народ. Он говорит об этом просто, без пафоса («мне за народ очень помереть хочется »).
Н. С. Лесков в образе Ивана Флягина, русского крепостного человека, воплотил черты русского национального характера: нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность прийти на помощь, любовь к народу, Родине, природе.
Произведение»Очарованный странник» сложного жанрового характера. Повесть включает в себя элементы жития, романа приключений и былины. Как житие, которое состоит из отдельных эпизодов жизни святых, произведение состоит из различных историй, взятых из жизни главного героя. Как в романе приключений, главным мотивом является мотив странствий, а главные события — занимательные происшествия. Как в былине, герой — смелый и сильный, вступает в бой с иноверцем (татарином Саввакирием) и побеждает его.
Другие сочинения по этому произведению
Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести