Очарованный странник
Николай Семёнович Лесков
«Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»»
В произведениях Лескова перед нашим взором предстаёт жизнь средней полосы России. Мы знакомимся с уездными помещиками, господами офицерами средней руки, провинциальными барышнями, купцами и скупщиками, крестьянами, ремесленниками, цыганами… Именно «глубь» русской жизни привлекала писателя.
Особый интерес представляют женские образы, которые Лесков рисует в «Очарованном страннике». Они будто остаются в тени (ярко выделен лишь образ цыганки Грушеньки). Но, несмотря на это, именно женские образы повести отображают нравы конца XIX века.
Итак, первый знаменательный образ, который мы встречаем в повести, — это «барынька», дитя которой «воспитывал» Иван Флягин. Судьба её пересекается практически со всей женской половиной России: «Замуж в своём месте за барина насильно была… выдана… злою мачехой… и мужа своего никак не могла полюбить…».
Вот образ подневольной женщины, бесправной, не имеющей возможности самой строить свою судьбу. Потому у «барышни» даже имени нет в произведении — это типически обобщённый образ. Но эта героиня пыталась бороться за своё счастье и поэтому сбежала с «ремонтёром». Однако у мужа осталось «дитё», к которому рвётся сердце бедной женщины. Материнский инстинкт толкает её обратно к ребёнку: «И вот вижу я и чувствую, как она, точно живая, пополам рвётся, половина к нему, половина к дитяти».
Главный герой «соломоновским» способом испытывает истинность любви матери, а заодно и её избранника: «Ну, тяни его: на чию половину больше оторвётся». Естественно, никто бы не допустил смерти девочки, но сам факт того, что ремонтёр «бросил тянуть», говорит о многом.
Этой «барыньке» повезло. Иван Флягин отдал ей любимое дитя, и она осталась жить да «любиться» с «ремонтёром», самой выбранным суженым. Но сколько женщин в России вынуждены подчиняться воли родителей, братьев?..
Лесков одним из первых заговорил о бесправии женской половины России, ибо этот вопрос не мог долго оставаться закрытым.
Но, несомненно, самый яркий образ повести — это цыганка Грушенька. Её судьба пересекается с судьбой Бэлы из романа «Герой нашего времени»
Но красота-то и сгубила эту героиню. Она понравилась князьку, у которого служил Иван. Это человек «пылкий был, но переменчивый». Купил князь Грушеньку у табора за баснословную сумму, да вскоре она надоела ему. Груша была необразованна, и князю постепенно стало с ней скучно. Но девушка любила его той пылкой любовью, которая способна на всё, даже на убийство. Через некоторое время князь надумал жениться на женщине с богатым приданым, так как сам все свое имущество отдал за Грушу, да еще и долгов наделал. Он отвозит бедную цыганку в лес и сдает под «конвой» трех «девиц-однодворок». Но Грушенька сумела обманным путем сбежать от них, «хоть и была тяжелой». Встретившись с Иваном, она попросила его: «Больше нет сил так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство… Ударь меня раз ножом против сердца».
Груша не могла решиться на самоубийство. Она — христианка, поэтому знает, что совершит большой грех. Кроме того, героиня боялась совершить еще больший грех: «Если я еще день поживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу… убью свою душеньку». И Иван Северьянович спихнул девушку «с кручины в реку», взял ее грех на себя.
Я думаю, лермонтовская Бэла пережила меньше душевных терзаний, чем Груша. Лесков еще раз подчеркивает, что женщина — всего лишь игрушка в руках мужчин, в руках общества, родственников, друзей, которые продали девушку князю, даже не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Что оставалось ей, брошенной и всеми забытой, наедине со своей ревностью, ненавистью к счастливой сопернице и осознанием безысходности? Загубить «невинную душу?» Но князя она бы все равно не вернула. Груша давно уже почувствовала, что «опротивела ему». Смерть — единственный выход для героини, ведь она не могла «успокоиться смирением» и «простить ради прошлых минут счастья».
Груша — такая натура, которая должна жить в гармонии с окружающим ее миром. Когда же эта гармония рушится, происходит разрушение и ее личности. Из-за своих переживаний Грушенька потеряла былую красоту, легкость характера, превратилась практически в тень, причем одержимую тень. Эту женщину, измученную горем, некому защитить и поддержать, а единственно близкого человека, Ивана Флягина, она просит лишь об одном — избавить ее от греха самоубийства.
Совершенно противоположный тип женщины — Евгения Семеновна. Она «имела с князем дочку, но располнела, и он будто за это и бросил». В этой героине не кипели сильные чувства, она смирилась со своей участью. «Прохладная кровь с парным молоком», — так говорит она о себе. Эта женщина не способна бороться с обстоятельствами. Евгения Семеновна — приспособленка, которая во всем пыталась находить положительные моменты.
Итак, мы рассмотрели три совершенно разных типа женщин. На мой взгляд, они существовали и существуют до сих пор, меняются лишь обстоятельства, фон, среда, в которой они находятся. Именно этим и интересна противоречивая галерея женских образов, которую нарисовал
Другие сочинения по этому произведению
Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести