Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов


Краткое изложение
Читается примерно за 14 минут
Сочинения
472 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Индивидуализм Печорина как психологическая доминанта его характера и мировоззренческая концепция жизни.»

Сочинение

Индивидуализм Печорина как психологическая доминанта его характера и мировоззренческая концепция жизни.

Всеми критиками отмечено, что главный психологический «нерв» характера Печорина, главная внутренняя пружина его побуждений и поступков — индивидуализм. Действительно, на всем протяжении романа Печорин обнаруживает себя перед нами человеком, привыкшим смотреть «на страдания и радости других только в отношении к себе» — как на «пищу», поддерживающую его «душевные силы». Именно на этом пути ищет он забвения от преследующей его «скуки», именно этой «пищей» пытается заполнить как-то гнетущую пустоту своего существования. Он идет по жизни, ничем, в сущности, не жертвуя для других — даже для тех, кого любит: он любит тоже лишь «для себя», «для собственного удовольствия», — и именно индивидуализм, именно эта психологическая доминанта печоринского характера составляет главную сферу художественного характера исследования, главный объект художественного внимания Лермонтова.

Лермонтов раскрывает перед нами индивидуализм Печорина и рассматривает его не только как психологию, но и как определенную мировоззренческую концепцию жизни.

В самом деле, Печорин выступает перед нами отнюдь не как «стихийный» индивидуалист. Он подлинное дитя своего времени, времени поисков и сомнений, напряженной, лихорадочной работы мысли, все и вся подвергающей разъятию, анализу, пытающейся проникнуть до самых истоков «добра и зла». Плоть от плоти и кровь от крови своего поколения, Печорин находится в постоянном раздвоении духа, тяжкая печать рефлексии, постоянного самоанализа лежит на каждом его шаге, каждом движении. «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» — говорит он о себе сам. И индивидуалистическая природа поступков отнюдь не секрет для него. Она вполне им осознана. Осознана как своего рода жизненная программа, философия жизни, покоящаяся на определенных мировоззренческих принципах. И Лермонтов специально подчеркивает это, специально акцентирует на этом внимание читателя.

С этой точки зрения ключевую позицию в романе занимает новелла «Фаталист».

Внутренняя «интрига», на которой держится композиционное построение романа, предполагает не только задачу вызывать в читателе интерес и напряженность внимания постепенным раскрытием загадки печоринской психологии. «Интрига» эта строится, бесспорно, и на стимуле «рассекречивания» мировоззренческих причин индивидуалистической психологии Печорина. Показав нам в «Бэле» и в «Максим Максимыче» едва ли не самые яркие образцы печоринского равнодушия «ко всему на свете, кроме себя», но ничего еще, в сущности, не объяснив; подтвердив это впечатление в «Тамани», да еще и заставив задуматься над многозначительной фразой, венчающей эту повесть: «Что сталось с старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…»; предоставив нам, наконец, в «Княжне Мери» на примере неоднократных признаний и даже деклараций самого Печорина возможность окончательно убедиться в том, что индивидуализм вполне осознан самим Печориным именно как основной жизненный принцип, Лермонтов настойчиво ведет нас к вопросу, который действительно не может не возникнуть: какая же логика мысли привела Печорина — человека думающего, привыкшего во всем отдавать себе отчет, все подвергать трезвому анализу, во всем исходить из оснований, добытых, проверенных, взвешенных работой разума, — какая же логика мысли привела его к признанию необходимости и, видимо, даже разумности холодного правила «смотреть на страдания и радости других только в отношении к себе»?

Ответ на этот вопрос, возбужденный в душе читателя, и дает нам «Фаталист». После пари с Вуличем, утверждающим божественную предопределенность человеческой судьбы, Печорин возвращается домой пустынными переулками станицы. «Месяц, полный и красный, как зарево пожара, — пишет Печорин в своем „журнале“, - начал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права. И что же? Эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником!..» Да, — признается Печорин, — после выстрела Вулича он поверил предопределению: «…доказательство было разительно, и я, несмотря на то что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею». Но, тут же замечает он, «я остановил себя вовремя на этом опасном пути и, имея правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо, отбросил метафизику в сторону…»

Печорин действительно верен своему времени — времени, во всем пытающемуся идти «с самого начала»; времени, когда, по выражению Герцена, «вопросы становились все сложнее, а решения менее простыми». Печорин пытается идти «с самого начала», пытается решить вопрос о том, из чего исходить человеку при определении основных критериев и ценностей человеческой жизни: из веры в заранее предопределенное и провозглашенное высшей божественной волей назначение человека или из того, что человек сам создает мир своих представлений о жизни и определение жизненных критериев и ценностей предоставлено его разуму, его собственной воле?

Таков смысл проблемы, которая заключена в раздумьях Печорина о людях «премудрых». И здесь он тоже подлинный герой тридцатых годов. В интересе его к этой «начальной» проблеме человеческого существования звучат явственные отзвуки духовных исканий, которые были в высшей степени характерны для тридцатых годов, через которые прошли все лучшие люди его поколения.

Ироническое отношение Печорина к философии «людей премудрых» прямо связано у него с утверждением права человека на самостоятельность решения — он называет колею «премудрых людей» «опасной», он видит, что она отнимает свободу воли, он предпочитает «решительность» характера, основанную на праве человека «сомневаться во всем». Он осознает в себе, как в человеке, единственного творца своей судьбы и потому-то и дорожит своей свободой как высшей ценностью: «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою… поставлю на карту… но свободы моей не продам…»

Как ни ценно само по себе обретение человеком в себе свободного существа, — это еще не та истина, которая способна вполне удовлетворить человека. Напротив, эта истина сразу же ставит человека перед необходимостью дальнейших решений.

Вспомнив о «людях премудрых», посмеявшись над их верой в то, что «светила небесные принимают участие» в человеческих делах, Печорин продолжает: «Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам… для блага человечества… и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и сильного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою…»

Вот она, самая трудная проблема, вполне отчетливо сознаваемая Печориным, встающая перед ним во весь рост! Печорин не случайно сопоставляет веру и неверие, «людей премудрых» и их «потомков». Способность к добру, служению общему благу есть только там, где есть убежденность в истинности, конечной оправданности этого служения. Раньше «людям премудрым» эту убежденность давала именно вера в то, «что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием», что «жертвы для блага человечества» освящены именно конечной целью жизни — бессмертием и блаженством человеческой души в загробном мире добра и справедливости. Но человеку, отбросившему подобное доказательство необходимости добра, нужно заново убедиться в этой необходимости, нужно найти иные «доказательства» — «доказательства», способные убедить его сознание в том, что добро, «благородные стремления», «жертвы и подвиги» для блага человечества — действительно необходимое условие человеческой жизни.

Именно перед этой проблемой и оказывается Печорин. И не находит положительного ее решения. Действительно, сравнивая «потомков» и «предков» и признавая, что его поколение, в отличие от «людей премудрых», не способно к великим жертвам и подвигам для блага человечества, Печорин и признает ведь тем самым не что иное, как-то, что ему нечего противопоставить вере в провидение, бывшей для «предков» мощным стимулом к «благородным побуждениям». Признает, что с утратой божественного оправдания добра он не приобрел каких-либо иных убеждений, подтверждающих необходимость и истинность «жертв для блага человечества» и способных тем самым дать человеку силу и желание служить этому благу.

Этот скепсис Печорина отнюдь не свидетельствует о недостатке ума или проницательности. Сложность этой проблемы отнюдь не иллюзорна, и она оказалась роковой отнюдь не только для Печорина. Это проблема, которая была мучительнейшим предметом раздумий не одного поколения выдающихся мыслителей и на которой споткнулся не один ум. Даже и много лет спустя, мучась над ее решением, Достоевский пришел к выводу, что «если нет бога, то нет и добродетели».

Но что же остается человеку, лишенному веры в реальность и истинность высоких общественных целей, гуманистических идеалов, не сумевшему найти их реального обоснования? Остается, естественно, единственно бесспорная, очевидная реальность — собственное «я». Остается индивидуализм — в тех или иных его формах, вплоть даже и до той, что обозначена знаменитой формулой героев Достоевского: «Все позволено».

Именно индивидуализм, именно собственное «я», как единственное мерило всех ценностей, которому остается служить, и становится, естественно, символом веры лермонтовского героя. У Печорина нет полной внутренней убежденности, что индивидуалистический символ веры и есть истина; он подозревает о существовании иного, «высокого назначения» человека и допускает, что он просто «не угадал» этого назначения. Но реальностью, единственной реальностью, пока не «угадано» другое, остается для него именно этот принцип — «смотреть на страдания и радости других только в отношении к себе». И он повторяет вновь и вновь это «правило» как свое кредо, он развивает на его основе целую теорию счастья как «насыщенной гордости», — по всему видно, что «правило» это кажется ему логически неопровержимым и единственно реальным.

Таковы показанные Лермонтовым истоки печоринского индивидуализма. И они-то и раскрывают нам основную проблему романа, основной его смысл.

Лермонтов пытается проверить плодотворность индивидуализма, истинность его «верую» реальной практикой живой жизни. Он судит индивидуализм его собственным реальным опытом. Он заставляет его обнажать перед нами все свои мечты и реальные обретения, природу своих радостей и своих страданий, — в этом живом потоке переплетающихся движений он стремится найти ответ на все тот же вопрос о реальной основе гуманистического мировоззрения.

Дает ли Лермонтов ответ на этот вопрос?

Да, дает. Дает беспощадно точным, проникающим до самых сокровенных, подспудных глубин сердца многогранным и полным художественным исследованием движений человеческой души, проходящей опыт индивидуалистического освоения жизни.

На протяжении всего романа Печорин неустанно демонстрирует верность своему принципу — смотреть «на страдания и радости других только в отношении к себе», как на «пищу», поддерживающую его душевные силы. Вторжение «в мирный круг честных контрабандистов», вырванная из родной семьи и брошенная Бэла, упорное преследование княжны Мери, ее обманутая любовь, смерть Грушницкого, холодное пари с Вуличем, где ставкой жизнь человека, — действительно словно «топор в руках судьбы», словно «орудие казни»! И действительно, всегда «без сожаления», всегда и все лишь «для себя, для собственного удовольствия…».

И что же? Каковы же результаты?

«Из жизненной бури я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою…»

Ну, а как с декларированным «первым удовольствием» — «подчинять своей воле все, что меня окружает»? Насколько подтверждено то уверение, что «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха» — «первый признак и величайшее торжество власти», что «быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права», — «самая… сладкая пища нашей гордости» и что счастье и есть не что иное, как «насыщенная гордость»? Что ж, Печорин и вправду не устает «подчинять своей воле все окружающее», служить «причиной страданий и радостей» других, «не имея на то никакого положительного права», и, следовательно, недостатка ощущения «насыщенной гордости» у него нет. Но где же второй член тождества — «счастье»? Увы, вместо счастья — утомление и скука. Попытки обмануть себя разнообразием «пищи», насыщающей гордость, не дают результата, — оказывается, что к жужжанию чеченского путь можно привыкнуть почти так же, как к писку комаров, а невежество и простосердечие дикарки так же надоедают, как и кокетство знатной барыни… И даже в лучшем из забвений — истинной и глубокой женской любви — настоящего забвения все же опять-таки нет: ведь и ее дары, поглощаемые как пища для поддержания душевных сил, в сущности, уже не дары, а заранее взвешенное удовольствие. И потому, при известном опыте, в них не остается даже и новизны: «Она недовольна собой; она себе обвиняет в холодности… О, это первое, главное торжество! Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть — вот что скучно!»

Каждый шаг Печорина — словно издевательская насмешка судьбы, словно камень, протянутый алчущему хлеба. Каждый шаг его с неумолимой последовательностью доказывает, что полнота жизни, свобода самовыявления невозможны без полноты жизни чувства, а полнота чувства невозможна там, где прервана межчеловеческая связь, где общение человека с окружающим миром идет лишь в одном направлении: к тебе, но не от тебя. Нет, счастье — это не насыщенная гордость, быть причиною страданий или радости другого — иллюзорное удовольствие, если ты не имеешь на это никакого «положительного права». А право свое на это ты можешь ощутить только тогда, когда заплатил за него равной монетой, когда обращенные к тебе ненависть, любовь, нежность, восхищение достаются тебе не как случайный и незаконный, полученный не по адресу дар судьбы, а завоеванный и обоснованный твоей собственной любовью, нежностью, ненавистью, мужеством и преданностью. Иначе, когда в дарах этих нет твоей собственной крови, отзвука твоих собственных чувств, возвращения тебе затрат твоего собственного сердца, нет и удовлетворения. Человек — это по самой своей природе «общественное существо» — не приспособлен для самоизоляции, для замкнутого существования в себе самом. Радости и страдания других и в самом деле нужны ему как пища, но они становятся действительной пищей его жизни лишь тогда, когда они рождены как ответный и равный отклик, когда отношения его с другими людьми строятся именно на основе добра, благородства стремлений, справедливости, равенства, невозможности быть счастливым, не давая счастья другому. И как решительно подтверждает это, вопреки выкладкам рассудка Печорина, уже и сам опыт немногочисленных радостей его души!

Нет, душа его вовсе «не испорчена светом» — это напрасное обвинение. Она-то как раз, поскольку она живет, и не может заглушить в себе действительных своих потребностей. Она помнит, что именно былой «пыл благородных стремлений» — лучший цвет жизни. Вопреки всем уверениям Печорина, что он лишь для собственного удовольствия добивается любви молоденькой княжны Мери, душа его страстно жаждет истинной влюбленности, и Печорин с удивлением ловит себе на том, что ждет встречи с Мери: «Наконец они приехали, Я сидел у окна, когда услышал стук их кареты: У меня сердце вздрогнуло… Что же это такое? Неужто я влюблен?.. Я так глупо создан, что этого можно от меня ожидать». Он уверяет себя, что постоянная привязанность — всего лишь «жалкая привычка сердца». Но он вынужден признаться, что его, пожалуй, удовлетворила бы эта «жалкая привычка». Он смеется над своей «глупой» природой, но с трепетом вслушивается в невольные, манящие какой-то неясной надеждой движения своего сердца.

Другие сочинения по этому произведению


И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей” (по произведению М. Лермонтова “Герой нашего времени "Мы сделались приятелями..." (Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени",) «Байронический герой» в русской литературе. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина «В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но всё это выкупается его богатой натурой» (В.Г.Белинский) (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») "Во мне два человека..."(В чем сложность и противоречивость натуры Печорина) «Водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «Герои нашего времени» — социально-психологический роман «Герой нашего времени» (Женские образы в романе) «Герой нашего времени» — социально-психологический роман «Герой нашего времени» М. Лермонтова — социально-психологический роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как философский роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман и его художественные особенности «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова: любимые страницы «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман. И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «История души человеческой"в романе Лермонтова «Герой нашего времени» «Максим Максимыч… и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он…» (В.Г. Белинский) (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») «Печорин и Грушницкий в сцене дуэли» Авторская позиция и способы ее выражения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Анализ главы «Тамань» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Анализ сцены дуэли Печорина с Грушницким (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Анализ фразы Печорина «Из двух друзей всегда один раб другого» Анализ эпизода «Бал в ресторации» из главы «Княжна Мэри» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Бэла и Мери (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») В чем состоит трагизм судьбы Печорина В чем сходства и различия Онегина и Печорина В чем трагедия Печорина В чем трагедия Печорина? (по роману «Герой нашего времени») Верил ли Печорин в предопределение? (по главе «Фаталист» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова «Герой нашего времени». Встреча Печорина с Максимом Максимычем (анализ эпизода из главы «Максим Максимыч» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе «Бэла» или «Максим Максимыч»? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Герой и героини. По роману М. Лермонтова “Герой нашего времени” Герой нашего времени. Виртуальная встреча с Печориным. Григорий Печорин — герой своего времени Дополнительная глава к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Друзья и враги Печорина Духовное путешествие Печорина Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ “ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” Жанр романа "Герой нашего времени" Женские образы в романе «Герой нашего времени» Женские образы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Загадка характера Печорина Значение письма Веры к Печорину Идейно-композиционная роль главы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Какие мотивы лирики М. Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени» Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри. Композиция романа «Герой нашего времени» Композиция романа "Герой нашего времени" и ее роль в раскрытии личности Печорина Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии образа Печорина Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Круг интересов "водяного общества" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Кто такой Печорин? Личность и судьба по роману М. Ю. Лермонтова (Герой нашего времени) Любовный треугольник: Печорин, Грушницкий, Мери. Любовь в жизни Печорина М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Мое отношение к Печорину (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Мои любимые страницы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени». Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Образ горянки в главе «Бэла» (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Образ Грушницкого. Образ Максима Максимыча в «Герое нашего времени» Образ Максима Максимыча в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" Образ Печорина Образ Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе «Герой нашего времени» и стихотворении «Дума» Онегин и Печорин Онегин и Печорин как типичные герои своего времени Особенности композицииромана М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Особенности композиционного построения романа «Герой нашего времени» Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века. (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».) Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Пейзаж в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени Пейзаж в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Пейзаж и его роль в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Первый русский социально-психологический роман Печорин — герой или антигерой? ПЕЧОРИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ Печорин — злой гений или жертва общества? Печорин — портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени») Печорин — тип «лишнего человека» Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Печорин и «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин и Бэла Печорин и Грушницкий Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев. Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Печорин и его двойники в романе (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Печорин и контрабандисты (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Печорин и Максим Максимыч (По роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Печорин и Онегин Печорин как лишний человек Печорин как представитель «лишних людей» (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Печорин — герой нашего времени. Печорин-герой нашего времени Письмо Веры Печорину (анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Повесть «Княжна Мери» (Какая из повестей больше всего мне понравилась и почему?) Помогает или мешает жить Печорину самоанализ? Портрет «Героя нашего времени» в романе М. Ю. Лермонтова Портрет в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова "Герой на-шего времени".) Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Почему автор называет Печорина "героем времени"? (По роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".) Почему глава «Фаталист» завершает историю души человеческой? (по роману Ю. М. Лермонтова «Герой нашего времени») Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова? Почему несчастлив Печорин? Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе «Герой нашего времени»? Почему роман М. Ю. Лермонтова называется «Герой нашего времени»? Преступление и наказание Печорина Приёмы психологической характеристики героев в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Природа в романе «Герой нашего времени» Природа и цивилизация в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Противоречивая натура Печорина Роль главы «Фаталист» в раскрытии образа Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Роль образа Вулича в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского СВЯЗЬ ИДЕЙНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА И ЕГО РОМАНА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”. Связь идейной проблематики лирики М. Лермонтова и его романа “Герой нашего времени” Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (Передовые люди xix века) Страницы любви в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Судьба Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". (Анализ эпизода из главы "Фаталист".) Сюжет и композиция в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова Тема рока, фатума в романе Лермонтова «Герой Нашего Времени» Тема судьба поколения в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на примере повести «Фаталист») Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич. Трагедия жизни Печорина и его поколения ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА Трагедия Печорина — трагедия эпохи или трагедия личности Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Фаталист. Анализ повести из романа «Герой нашего времени». Философская проблематика романа Чацкий, Онегин и Печорин. Человек и природа в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Чем дорожит Печорин больше всего на свете? Честь в представлении Печорина и Грушницкого (по роману М. Ю. Лермонтова «герой нашего времени») Что проясняет в характере Печорина история с контрабандистами? Язык романа Лермонтова «Герой нашего времени» «Герой нашего времени». Центральная проблема романа Проблематика романа «Герой нашего времени» История создания и анализ романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю. Главные нравственные проблемы романа М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова) Сочинение-рассуждение по роману Кавказ в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Сюжет и композиция романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю. Черты романтизма и реализма в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Почему ни одна история любви в жизни Печорина не имела счастливого конца Печорин и Грушницкий: быть или казаться Анализ лирических мотивов в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» Общая характеристика портрета Печорина (по роману «Герой нашего времени») НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РОМАНЕ “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” Любовь Печорина к Вере Образ и характер Бэлы, Мери и Веры в романе Роман «Герой нашего времени» тема «лишних людей» Образ и характер Печорина Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Роман-трагедия, пробудивший сознание. Смысл названия "Герой нашего времени". Образ горянки в главе «Бэла» Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Что я думаю о Печорине (размышления о романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени») Сходство и различие Онегина и Печорина Максим Максимыч и Печорин (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» План сочинения: Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» В чём смысл противопоставления образов Печорина и Грушницкого в романе "Герой нашего времени" Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») «Водяное общество» и Печорин в романе «Герой нашего времени» Роль и значение природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Мое отношение к образу Печорина Общая характеристика портрета Печорина Печорин и горцы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» По следам «Героя нашего времени» об истории создания романа Печорин и Максим Максимыч ЛЕРМОНТОВ О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ (по лирике и “Герою нашего времени”) Характеристика образа Мери, княжна Выяснение читательских впечатлений учащихся о «Герое нашего времени» Если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает Печорин — "лишний человек", "младший брат Онегина" Обзор романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Пересказ повести Лермонтова «Герой Нашего Времени». Бэла Размышления над романом «Герой нашего времени» Новелла Бэла. "Герой нашего времени. "– художественный анализ Сущность образа княжны Мери в романе «Герой нашего времени» Печорин как тип лишнего человека Идейно композиционная роль главы «Бэла» в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Образ и характеристика Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Особенности трактовки образа «героя времени» в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова \"Герой нашего времени\" Творческая история романа Лермонтова «Герой нашего времени» Есть ли среди нас «герои нашего времени» Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".) Сюжет романа «Герой нашего времени» Пейзаж в романе Лермонтова "Герой нашего времени" Образ Печерина Художественные особенности романа «Герой нашего времени» Отношения Печорина, Грушницким,Вернером «Душа Печорина — не каменистая почва» История жизни Печорина Пари Печорина с Вуличем (Анализ главы повести «Фаталист») В чем сложность и противоречивость натуры Печорина Центральная проблема романа Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Система образов в романе «Герой нашего времени» Повести «Бэла» и «Тамань» в раскрытии образа Печорина Характеристика образа Печорин Григорий Александрович Сюжет композиция и конфликт в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Рецензия на прочитанную книгу (роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени») Нравственные проблемы в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Почему автор называет Печорина "героем времени"? Мятежный дух в лирике Лермонтова Анализ романа "Герой нашего времени" Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЛЕРМОНТОВА Тамань. Повесть Психологическая насыщенность романа «Герой нашего времени» Нравственные проблемы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» В чем состоит трагедия Печорина Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». ДВЕ ВСТРЕЧИ ПЕЧОРИНА С МАКСИМ МАКСИМЫЧЕМ Характеристика образа Бэла Характеристика образа Вера Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Своеобразие композиции романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Сочинение с элементами изложения «Герой нашего времени» Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени» Главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Краткое изложение «Герой Нашего Времени». Повесть «Тамань» Пересказ второй части «Герой Нашего Времени». Княжна Мери Пересказ второй части «Герой Нашего Времени». Фаталист Исследуя роман Лермонтова «Герой нашего времени» Философский роман Лермонтова «Герой нашего времени» Раскрытие характера Печорина через композицию романа Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин Приемы психологической характеристики Печорина в романе «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» не стареет «Пленительные» образы в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин и Максим Максимыч в романе «Герой нашего времени» Образ и характер Вернера Образ и характер Максим Максимыча Реалистическое или романтическое произведение «Герой нашего времени» Дайте характеристику женским персонажам романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» Нужно встретить на пути вашей жизни Максима Максимыча Раздумья о жизни и смерти в романе М Лермонтова «Герой нашего времени» Тема сочинения судьбы и доли в романе «Герой нашего времени» Роль композиции романа «Герой нашего времени» в раскрытии характера Печорина Значение показа дворянского общества для раскрытия смысла романа «Герой нашего времени» Тайна истории души Григория Печорина Кто такой Печорин в романе «Герой нашего времени» В чем проявляются парадоксы личности Печорина "ЗАЧЕМ Я ЖИЛ? ДЛЯ KАKОЙ ЦЕЛИ РОДИЛСЯ?" Тpагедия судьбы Гpигоpия Печоpина. Печорин как тип лишнего человека в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Сюжет и композиция романа.... ПЕЧОРИН - МЛАДШИЙ БРАТ ОНЕГИНА Сочинение Лермонтов М.Ю. - Герой нашего времени Крепость у Каменного Брода в романе «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» – роман психологический и философский Что объединяет образы Онегина и Печорина Почему Печорин не смог быть счастлив в своей среде Образ Печорина — сюжетообразующий персонаж романа Сравнение образов Максима Максимыча и Печорина в «Герое нашего времени» Образ русского офицера в романах"Герой нашего времени" и "Капитанская дочка" ЛЕРМОНТОВ И ПЕЧОРИН - АВТОР И ГЕРОЙ. Душа Печорина - не каменистая почва (В. Белинский) Своеобразие реализма в романе "Герой нашего времени" Философского размышления автора о судьбе человека в романе «Герой нашего времени» Идейно композиционная роль главы «Тамань» в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Искусство создания характера персонажа (на примере романа М Ю Лермонтова «Герой нашего времени») Раздвоенность сознания Печорина Многоликий Печорин Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова Печорин и Грушницкий в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» «Герой своего времени» и образ природы в романе М. Ю. Лермонтова Лирические мотивы в романе «Герой нашего времени» Конкретизация образа Печорина в новелле «Максим Максимыч» Характеристкика образа Грушницкий Образ и характеристика Максим Максимыча Художественное своеобразие романа История изучения романа Лермонтова Восприятие личности в романе «Герой нашего времени» Печорин и Онегин люди нашего времени Онегин и Печорин: передовые люди своего времени Изображение главного героя в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Образы горцев и дворянское общество в романе Герой нашего времени Образ и характер Грушницкого Проблема судьбы в романе «Герой нашего времени» Противостояние Печорина и Грушницкого в главе «Княжна Мери» Пейзажные зарисовки в романе "Герой нашего времени" Значение для русской литературы «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени» 2 «Мы сделались приятелями…» (Печорин и Вернер в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени») Принципы создания образа Максима Максимыча Печорин — вечный герой нашего времени «Максим Максимыч… и не подозревает как глубока и богата его натура как высок и благороден он…» Печорин и «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Кто же он настоящий герой книги «Герой нашего времени» "Противоречивый образ Печорина". Душа Печорина - "некаменистая пустыня". ЛЕРМОНТОВ И ПЕЧОРИН Дуэль Печорина с Грушницким Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством. (В.П. Ключевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.) ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" Образ и суть трагедии Печорина в романе «Герой нашего времени» Что заставляет Печорина проводить эксперименты над собой и окружающими? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Истории любви Григория Печорина. Анализ раздела «Княжна Мэри» «Чтобы понимать человека надо уметь поставить себя в его положение надо почувствовать его горе» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени») Печорин и Грушницкий в дневнике «Кяжна Мери» Художественные достоинства романа «Герой нашего времени» Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа Взаимосвязь персонажей: Печорин и Вернер в романе «Герой нашего времени» Роль повествователя в романе «Герой Нашего Времени» Рассказчик и Максим Максимыч Виноват ли Печорин или виновата эпоха Романтический герой Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Печорин - герой своего времени в романе М. Ю. Лермонтова Образ Печорина (по роману Лермонтова "Герой нашего времени") Печорин — вечный герой нашего времени (по роману М. Ю. Лермонтова) Композиционное своеобразие романа "Герой нашего времени". Жанр и композиция романа «Герой нашего времени» роман о судьбе поколения Дайте характеристику образа Печорина в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы Проблемно тематический анализ романа «Герой нашего времени» Тема и идея сочинения по роману «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» — грустная дума о нашем времени По мотивам романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы. Черты романтизма в романе «Герой нашего времени» «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») История Бэлы в контексте характера Печорина Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века Водяное общество в романе М Ю Лермонтова "Герой нашего времрни" «Герой нашего времени» и ранняя лирика М Ю Лермонтова Идейно-композиционная роль главы «Бэла» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» первый философский романом Роман Лермонтова «Герой нашего времени» роман с «грустной думой» Печорин и контрастные образы в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Социален ли роман «Герой нашего времени» О трагичности судьбы незаурядных людей в романе «Герой нашего времени» Портрет в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" Автор и герой в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Как я понимаю трагедию Печорина "Боренья с самим собой" героя нашего времени В борьбе с самим собой. Образ Печорина Княжна Мери. Повесть. Герой нашего времени Максим Максимыч. Рассказ «Герой нашего времени» первый русский философский роман в прозе Как создавалось гениальное произведение «Герой нашего времени» «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени») Заметка о «Герое нашего времени» «Журнал Печорина», как «роман в романе» Роль образа Печорина в повести «Тамань» Исторические прототипы героев в повести «Княжна Мери» По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Основное в характеристике образа Печорина «Герой нашего времени» высшее достижение романтической прозы Сюжет и композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века. Литературная судьба романа «Герой нашего времени» Искусство создания характера («Герой нашего времени») ВАМ ЖАЛКО ПЕЧОРИНА? Композиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. МОТИВЫ СКОРБИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. Первый русский социально - психологический роман "Герой нашего времени". Нравственно-психологоческий роман( его художественные особенности ). Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени» Печорин и контрабандисты. (Анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Краткая характеристика произведения "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю. Онегин – отражение эпохи декабристов, Печорин – герой «жестокого века» Суд, ведущий к возмездию (по роману «Герой нашего времени») Лирический взгляд на природу в романе «Герой нашего времени» Образ Печорина — продолжение темы "лишние люди"в русской литературе «Журнал», единственный «достойный собеседник» Печорина Внутренний мир Максима Максимыча в романе «Герой нашего времени» Роман «Герой нашего времени» о погибшей жизни незаурядной личности Каково значение «судьбы» в художественной мысли романа «Герой нашего времени» Тесное сплетение романтики и реализма в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Характеристика образа Григория Печорина по роману «Герой нашего времени» Пари Печорина с Вуличем Художественный метод Лермонтова в «Герое нашего времени» Характер сюжетов в отдельных частях «Героя нашего времени» Тайна у Лермонтова, тайна Печорина Страшный ли человек этот Печорин Полемика вокруг романа Лермонтова «Герой нашего времени» Романтическая утопия в романе «Герой нашего времени» Отношение Лермонтова к образу Печорина Взаимосвязь образа княжны Мери и Печорина Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» Размышления об идеях Печорина Как Печорин относится к проблеме судьбы? Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века.) Композиция романа "Герой нашего времени" Лермонтова Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Сравнительная характеристика Онегина и Печерина Особенности композиции романа М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...» (В. Г. Белинский) О жанре романа «Герой нашего времени» Каков он молодой человек разных эпох («Герой нашего времени») Что же представляет собой роман «Герой нашего времени» Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода) «Княжна Мери» главная повесть в романе «Герой нашего времени» Образ и характер Бэлы, Мери и Веры Пейзаж и его роль в романе Чацкий, Онегин, Печорин ПРОТИВОРЕЧИВАЯ НАТУРА ПЕЧОРИНА. По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина. Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени» "Герой нашего времени" - Социально - психологический роман Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.). Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Повесть «Фаталист» и духовные искания Печорина О романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Противостояние Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени» Портретные и пейзажные описания в романе «Герой нашего времени» Своеобразие жанра и композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени» Многоцветный стиль «Героя нашего времени» Образ «героя времени» в лирической стихии лермонтовской поэзии Как «Княжна Мери» демонстрирует возвышение и падение героя Печорина Литературные контрасты и антитезы в романе «Герой нашего времени» Природа в романе Может ли Печорин быть способен на высокое чувство Печорин и Грушницкий(по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Беда или вина Печорина в том, что жизнь его пуста и бесцельна Cравнительная характеристика Онегина и Печорина В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Грушницкий как кривое зеркало Печорина в романе «Герой нашего времени» Дочь гор Бэла, княжна Мери и Вера в романе «Герой нашего времени» Второстепенные персонажи в романе «Герой нашего времени» Сочинение: «Максим Максимыч» Образ Максим Максимыча и его “двойники” в русской литературе "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова — социально-психологический роман Роман – художественный анализ Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Может ли Максим Максимыч воскресить доброе начало в душе Печорина Существовал ли исторический прототип образа Печорина РОМАН М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” В ОЦЕНКЕ В. Г. БЕЛИНСКОГО Печорин как представитель "лишних людей" Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Мотивы лирики Лермонтова в романе "Герой нашего времени" Жизнь скучна без нравственной цели (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.) Трагедия личности в равнодушном обществе (по роману «Герой нашего времени») Особенности композиции и художественного времени в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени» Образ главного героя в романе «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» лирический дневник и философская повест Печорин портрет своего поколения Герой нашего времени – художественный анализ Григорий Печорин — герой произведения своего времени Почему поколение Печорина обречено. На примере повести «Фаталист»