Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов


Краткое изложение
Читается примерно за 14 минут
Сочинения
473 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Композиционное своеобразие романа "Герой нашего времени".»

Сочинение

Роман "Герой нашего времени", помимо прочих своих неоспоримых достоинств, весьма любопытен с точки зрения композиции. Во-первых, он построен циклически, состоит из отдельных, сюжетно не связанных между собой частей. Во-вторых в подаче этих частей нарушена хронологическая последовательность, и описываемые события предстают как бы в "обратной перспективе". Наконец, в разных частях повествование ведётся от разных лиц.

Разумеется, эти особенности не могли быть случайностью. Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами. Именно поэтому Лермонтов не сразу нашел композиционное решение романа, согласно которому читатель постепенно приближается к герою. Композиция романа подчинена логике раскрытия образа главного героя.


В первой части мы видим Печорина глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они — люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель — явление чужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим Максимыча Печорин предстает как человек загадочный, таинственный.

Максим Максимыч неслучайно выбран первым рассказчиком. Его образ — один из важнейших в романе, ибо этот человеческий тип очень характерен для России первой половины минувшего века. В условиях вечной войны формировался новый тип "русского кавказца" — чаще всего это были люди, подобные Ермолову, превыше всего ставящие закон силы и власти, и их подчиненные — добрые, искренние и нерассуждающие воины. Такой тип и воплощен в образе Максима Максимыча.

Кавказ называли "теплой Сибирью", куда в действующую армию ссылали неугодных — в частности и многих декабристов. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в "настоящем деле", туда стремились и как в экзотическую страну чудес, в край свободы...

Эти черты Кавказа так или иначе сродни Печорину: в нем есть нечто от черкеса (его безумная скачка на коне по горам без дороги после первого свидания с Верой!); он естествен в кругу княжны Лиговской. Единственный человек, с кем у Печорина нет ничего общего, это Максим Максимыч. Люди разных поколений, разных эпох и разных типов сознания, штабс-капитан и Печорин абсолютно чужды друг другу. Потому и запомнился Максиму Максимычу его давний подчиненный, что так и не смог он понять, разгадать его.

В рассказе Максима Максимыча Печорин предстает романтическим героем, встреча с которым стала одним из ярчайших событий в его жизни; тогда как для Печорина и сам штабс-капитан, и история с Бэлой — лишь эпизод в ряду других. Даже при случайной встрече, когда Максим Максимыч готов кинуться ему в объятия, Печорину не о чем с ним говорить: вспоминать Бэлу — болезненно, рассказать старому приятелю — нечего... "Мне пора Максим Максимыч."

Итак, из новеллы "Бэла" (кстати, написанной позже других) мы узнаем о существовании некоего Печорина — героя романтической истории с черкешенкой. Зачем Печорину понадобилась Бэла; почему, едва добившись ее любви, он скучает и томится; отчего бросился отбивать ее у Казбича (ведь разлюбил!); что мучило его у постели умирающей Бэлы и почему он засмеялся, когда добрейший Максим Максимыч попытался его утешить? Все эти вопросы остаются без ответа; в Печорине — все тайна, поведение героя читатель волен объяснять в меру собственного воображения.

В главе "Максим Максимыч" завеса тайны начинает приподниматься. Место рассказчика занимает давешний слушатель штабс-капитана, путешествующий офицер. И таинственному герою "кавказской новеллы" придаются какие-то живые черты, его воздушный и загадочный образ начинает обретать плоть и кровь.

Странствующий офицер не просто описывает Печорина, он дает психологический портрет. Он — человек того же поколения и близкого, вероятно, круга. Если Максим Максимыч ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке: "...жизнь моя становится пустее день ото дня...", то его слушатель принял эти слова без ужаса как вполне естественные: "Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду..." И поэтому для офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое может объяснить в нём: и "разврат столичной жизни", и "бури душевные", и "некоторую скрытность", и "нервическую слабость".

Так загадочный, ни на кого не похожий Печорин становится более или менее типичным человеком своего времени, в его облике и поведении обнаруживаются общие закономерности. И все же загадка не исчезает, "странности" остаются. Повествователь отметил, что глаза Печорина "не смеялись, когда он смеялся!" В них рассказчик попытается угадать "признак — или злого нрава, или глубоко посеянной грусти"; и поразится их блеску: "то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный"; и поежился от "проницательного и тяжелого" взгляда...

Именно поэтому так рад путешественник, заполучив записки Печорина: "Я схватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не раскаялся". Написанное от лица повествователя предисловие к "Журналу Печорина" объясняет его интерес к этой личности. Он говорит о бесконечной важности изучения "истории души человеческой", о необходимости понять истинные причины побуждений, поступков, всего характера человека"...и может быть, они найдут оправдания поступкам, в которых до сих пор обвиняли..."

Все это предисловие подтверждает духовную близость повествователя и героя, их принадлежность к одному поколению и одному человеческому типу. Вспомните, например, рассуждения рассказчика о "коварной неискренности истинного друга", оборачивающейся "неизъяснимой ненавистью, сгорая, таясь под личиной дружбы, ожидает только смерти или несчастия любимого предмета, чтоб разразиться над его головою градом упреков, советов, насмешек и сожалений". Как близки эти слова горьким мыслям самого Печорина о нынешней дружбе, как объясняют они его убеждение "я к дружбе не способен"!

Мнение рассказчика о Печорине выражено однозначно: "Мой ответ — заглавие этой книги". Это же и объяснение его напряженного интереса к герою: перед нами не только своеобразный человек, типичный для своей эпохи. Герой времени — это личность, сформированная данным веком, и ни в какой другой эпохе подобный человек появиться не мог бы. В нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки его времени.

В предисловии к роману Лермонтов полемически заявляет: "Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии." Но свой роман "едких истин" он создает не для того, чтобы бичевать пороки: он подносит обществу зеркало, чтобы люди увидели себя, взглянули в собственное лицо, постарались понять себя самих. Это и есть главная задача лермонтовского романа.

Как бы ни был близок Печорин рассказчику, полностью понять его он не может. Для полного, глубокого понимания Печорин должен сам сказать о себе. И две трети романа составляет его исповедь. Много говорили об исповедальном характере лермонтовской лирики: это одна из главных черт его творчества. Именно поэтому так важно, что Печорин, ни в коей мере не являясь автопортретом Лермонтова ("Старая и нелепая шутка!" — говорится в предисловии о подобном толковании), все же часто бесконечно близок автору в своих оценках, эмоциях, рассуждениях. Это создает особое ощущение общности беды и вины автора и его героя. Как и в "Думе", поэт, ощущая себя внутри поколения, разделяя его вину и судьбу, своим пониманием общей трагедии, яростным негодованием и всей горечью размышлений выходит из общей массы, поднимается над ней — на недосягаемые высоты духа.

Композиция "Журнала Печорина" очень своеобразна. Это как бы "роман в романе". Первая новелла "Тамань" — единый рассказ о происшествии, приключившемся с героем. В ней намечены основные мотивы всего "журнала": стремление Печорина к активным действиям; "любопытство", толкающее его ставить "эксперименты" над собой и окружающими, вмешиваться в дела, до него не касающиеся; его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение. И — главное! — стремление понять, что движет людьми; выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.

"Княжна Мери построена из дневниковых записей — это почти ежедневная летопись жизни Печорина. И причем он не интересуется "общими вопросами". Он пишет о своих чувствах, мыслях, о своем поведении и о поступках. Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в свою судьбу и жизнь окружающих, меняя ход вещей таким образом, что он приводит к взрыву, к столкновению. Так было в "Бэле", когда он круто изменил судьбу девушки, Азамата, их отца, Казбича, сплетая их пути в немыслимый клубок. Так было в "Тамани", где он вмешался в жизнь "честных контрабандистов", в "Княжне Мери"...

И он не просто изменяет и усложняет жизнь окружающих. Он вносит в их судьбы свою неприютность, свое бездомье и тягу к разрушению Дома — символа вечной жизни, непричастности к общей судьбе, укрытия от ветров эпохи.

Вопрос предназначения, рока, единоборства человека с судьбой — основной философский аспект романа. Полностью этой проблеме посвящена завершающая глава "Фаталист", в которой Печорин пытается создать некоторую "модель судьбы".

Глава "Фаталист" тоже совершенно намеренно поставлена последней. Случайный спор для Печорина болезненно важен – возможность существования или несуществования предопределена и, в первом случае, пределы самостоятельности личности, для него не предмет отвлеченных умствований но вопрос чуть ли не решающий. Потому что ответ на него, возможно, сможет наконец объяснить Печорину его собственную душу и судьбу, даст ключ к разгадке жизни и человеческой натуры.

"Я люблю сомневаться во всём, — говорит Печорин, — я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!" Впрочем, смерти Печорин не боится – вспомним, как перед дуэлью с Грушницким он понимает, что ему скучно жить и не жалко умирать. Откуда же тогда это "хуже смерти ничего не случится"? Не содержится ли ответ в других словах – "я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает". Быть может, вот он, истинный страх Печорина – знать, что его ожидает? Ведь это – проклятье всей его жизни – ощущение повторения, того, что он все это уже знает или представляет слишком хорошо, чтоб желать увидеть и испытать.

Впрочем, "страх" – не слишком подходящее слово. Он слишком привык к скуке повторения, чтоб бояться. Скорей это можно обозначить как тоскливое, слегка брезгливое отвращение. "Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно известной книги". Смерть – заведомо определенный факт, вот уж о чем любой человек точно знает заранее – не потому ли она вызывает у Печорина такую неприязнь? И именно тема смерти – последняя в романе (хотя о смерти самого Печорина мы узнаем гораздо раньше, в предисловии к его журналу). Смерти и неизбежности.

Другие сочинения по этому произведению


И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей” (по произведению М. Лермонтова “Герой нашего времени "Мы сделались приятелями..." (Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени",) «Байронический герой» в русской литературе. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина «В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но всё это выкупается его богатой натурой» (В.Г.Белинский) (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») "Во мне два человека..."(В чем сложность и противоречивость натуры Печорина) «Водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «Герои нашего времени» — социально-психологический роман «Герой нашего времени» (Женские образы в романе) «Герой нашего времени» — социально-психологический роман «Герой нашего времени» М. Лермонтова — социально-психологический роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как философский роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман и его художественные особенности «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова: любимые страницы «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман. И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «История души человеческой"в романе Лермонтова «Герой нашего времени» «Максим Максимыч… и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он…» (В.Г. Белинский) (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») «Печорин и Грушницкий в сцене дуэли» Авторская позиция и способы ее выражения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Анализ главы «Тамань» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Анализ сцены дуэли Печорина с Грушницким (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Анализ фразы Печорина «Из двух друзей всегда один раб другого» Анализ эпизода «Бал в ресторации» из главы «Княжна Мэри» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Бэла и Мери (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») В чем состоит трагизм судьбы Печорина В чем сходства и различия Онегина и Печорина В чем трагедия Печорина В чем трагедия Печорина? (по роману «Герой нашего времени») Верил ли Печорин в предопределение? (по главе «Фаталист» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова «Герой нашего времени». Встреча Печорина с Максимом Максимычем (анализ эпизода из главы «Максим Максимыч» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе «Бэла» или «Максим Максимыч»? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Герой и героини. По роману М. Лермонтова “Герой нашего времени” Герой нашего времени. Виртуальная встреча с Печориным. Григорий Печорин — герой своего времени Дополнительная глава к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Друзья и враги Печорина Духовное путешествие Печорина Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ “ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” Жанр романа "Герой нашего времени" Женские образы в романе «Герой нашего времени» Женские образы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Загадка характера Печорина Значение письма Веры к Печорину Идейно-композиционная роль главы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века Индивидуализм Печорина как психологическая доминанта его характера и мировоззренческая концепция жизни. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Какие мотивы лирики М. Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени» Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри. Композиция романа «Герой нашего времени» Композиция романа "Герой нашего времени" и ее роль в раскрытии личности Печорина Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии образа Печорина Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Круг интересов "водяного общества" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Кто такой Печорин? Личность и судьба по роману М. Ю. Лермонтова (Герой нашего времени) Любовный треугольник: Печорин, Грушницкий, Мери. Любовь в жизни Печорина М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Мое отношение к Печорину (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Мои любимые страницы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени». Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Образ горянки в главе «Бэла» (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Образ Грушницкого. Образ Максима Максимыча в «Герое нашего времени» Образ Максима Максимыча в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" Образ Печорина Образ Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе «Герой нашего времени» и стихотворении «Дума» Онегин и Печорин Онегин и Печорин как типичные герои своего времени Особенности композицииромана М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Особенности композиционного построения романа «Герой нашего времени» Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века. (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».) Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Пейзаж в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени Пейзаж в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Пейзаж и его роль в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Первый русский социально-психологический роман Печорин — герой или антигерой? ПЕЧОРИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ Печорин — злой гений или жертва общества? Печорин — портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени») Печорин — тип «лишнего человека» Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Печорин и «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин и Бэла Печорин и Грушницкий Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев. Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Печорин и его двойники в романе (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Печорин и контрабандисты (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Печорин и Максим Максимыч (По роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Печорин и Онегин Печорин как лишний человек Печорин как представитель «лишних людей» (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Печорин — герой нашего времени. Печорин-герой нашего времени Письмо Веры Печорину (анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Повесть «Княжна Мери» (Какая из повестей больше всего мне понравилась и почему?) Помогает или мешает жить Печорину самоанализ? Портрет «Героя нашего времени» в романе М. Ю. Лермонтова Портрет в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова "Герой на-шего времени".) Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Почему автор называет Печорина "героем времени"? (По роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".) Почему глава «Фаталист» завершает историю души человеческой? (по роману Ю. М. Лермонтова «Герой нашего времени») Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова? Почему несчастлив Печорин? Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе «Герой нашего времени»? Почему роман М. Ю. Лермонтова называется «Герой нашего времени»? Преступление и наказание Печорина Приёмы психологической характеристики героев в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Природа в романе «Герой нашего времени» Природа и цивилизация в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Противоречивая натура Печорина Роль главы «Фаталист» в раскрытии образа Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Роль образа Вулича в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского СВЯЗЬ ИДЕЙНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА И ЕГО РОМАНА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”. Связь идейной проблематики лирики М. Лермонтова и его романа “Герой нашего времени” Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (Передовые люди xix века) Страницы любви в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Судьба Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". (Анализ эпизода из главы "Фаталист".) Сюжет и композиция в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова Тема рока, фатума в романе Лермонтова «Герой Нашего Времени» Тема судьба поколения в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на примере повести «Фаталист») Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич. Трагедия жизни Печорина и его поколения ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА Трагедия Печорина — трагедия эпохи или трагедия личности Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Фаталист. Анализ повести из романа «Герой нашего времени». Философская проблематика романа Чацкий, Онегин и Печорин. Человек и природа в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Чем дорожит Печорин больше всего на свете? Честь в представлении Печорина и Грушницкого (по роману М. Ю. Лермонтова «герой нашего времени») Что проясняет в характере Печорина история с контрабандистами? Язык романа Лермонтова «Герой нашего времени» «Герой нашего времени». Центральная проблема романа Проблематика романа «Герой нашего времени» История создания и анализ романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю. Главные нравственные проблемы романа М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова) Сочинение-рассуждение по роману Кавказ в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Сюжет и композиция романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю. Черты романтизма и реализма в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Взаимоотношения Печорина с Верой. Письмо Веры. Анализ эпизода (по роману "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова) Почему ни одна история любви в жизни Печорина не имела счастливого конца Печорин и Грушницкий: быть или казаться Анализ лирических мотивов в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» Общая характеристика портрета Печорина (по роману «Герой нашего времени») НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РОМАНЕ “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” Любовь Печорина к Вере Образ и характер Бэлы, Мери и Веры в романе Роман «Герой нашего времени» тема «лишних людей» Образ и характер Печорина Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Роман-трагедия, пробудивший сознание. Смысл названия "Герой нашего времени". Образ горянки в главе «Бэла» Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Что я думаю о Печорине (размышления о романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени») Сходство и различие Онегина и Печорина Максим Максимыч и Печорин (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» План сочинения: Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» В чём смысл противопоставления образов Печорина и Грушницкого в романе "Герой нашего времени" Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») «Водяное общество» и Печорин в романе «Герой нашего времени» Роль и значение природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Мое отношение к образу Печорина Общая характеристика портрета Печорина Печорин и горцы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» По следам «Героя нашего времени» об истории создания романа Печорин и Максим Максимыч ЛЕРМОНТОВ О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ (по лирике и “Герою нашего времени”) Характеристика образа Мери, княжна Выяснение читательских впечатлений учащихся о «Герое нашего времени» Если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает Печорин — "лишний человек", "младший брат Онегина" Обзор романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Пересказ повести Лермонтова «Герой Нашего Времени». Бэла Размышления над романом «Герой нашего времени» Новелла Бэла. "Герой нашего времени. "– художественный анализ Сущность образа княжны Мери в романе «Герой нашего времени» Печорин как тип лишнего человека Идейно композиционная роль главы «Бэла» в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Образ и характеристика Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Особенности трактовки образа «героя времени» в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова \"Герой нашего времени\" Творческая история романа Лермонтова «Герой нашего времени» Есть ли среди нас «герои нашего времени» Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".) Сюжет романа «Герой нашего времени» Пейзаж в романе Лермонтова "Герой нашего времени" Образ Печерина Художественные особенности романа «Герой нашего времени» Отношения Печорина, Грушницким,Вернером «Душа Печорина — не каменистая почва» История жизни Печорина Пари Печорина с Вуличем (Анализ главы повести «Фаталист») В чем сложность и противоречивость натуры Печорина Центральная проблема романа Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Система образов в романе «Герой нашего времени» Повести «Бэла» и «Тамань» в раскрытии образа Печорина Характеристика образа Печорин Григорий Александрович Сюжет композиция и конфликт в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Рецензия на прочитанную книгу (роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени») Нравственные проблемы в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Почему автор называет Печорина "героем времени"? Мятежный дух в лирике Лермонтова Анализ романа "Герой нашего времени" Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЛЕРМОНТОВА Тамань. Повесть Психологическая насыщенность романа «Герой нашего времени» Нравственные проблемы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» В чем состоит трагедия Печорина Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». ДВЕ ВСТРЕЧИ ПЕЧОРИНА С МАКСИМ МАКСИМЫЧЕМ Характеристика образа Бэла Характеристика образа Вера Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Своеобразие композиции романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Сочинение с элементами изложения «Герой нашего времени» Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени» Главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Краткое изложение «Герой Нашего Времени». Повесть «Тамань» Пересказ второй части «Герой Нашего Времени». Княжна Мери Пересказ второй части «Герой Нашего Времени». Фаталист Исследуя роман Лермонтова «Герой нашего времени» Философский роман Лермонтова «Герой нашего времени» Раскрытие характера Печорина через композицию романа Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин Приемы психологической характеристики Печорина в романе «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» не стареет «Пленительные» образы в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин и Максим Максимыч в романе «Герой нашего времени» Образ и характер Вернера Образ и характер Максим Максимыча Реалистическое или романтическое произведение «Герой нашего времени» Дайте характеристику женским персонажам романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» Нужно встретить на пути вашей жизни Максима Максимыча Раздумья о жизни и смерти в романе М Лермонтова «Герой нашего времени» Тема сочинения судьбы и доли в романе «Герой нашего времени» Роль композиции романа «Герой нашего времени» в раскрытии характера Печорина Значение показа дворянского общества для раскрытия смысла романа «Герой нашего времени» Тайна истории души Григория Печорина Кто такой Печорин в романе «Герой нашего времени» В чем проявляются парадоксы личности Печорина "ЗАЧЕМ Я ЖИЛ? ДЛЯ KАKОЙ ЦЕЛИ РОДИЛСЯ?" Тpагедия судьбы Гpигоpия Печоpина. Печорин как тип лишнего человека в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Сюжет и композиция романа.... ПЕЧОРИН - МЛАДШИЙ БРАТ ОНЕГИНА Сочинение Лермонтов М.Ю. - Герой нашего времени Крепость у Каменного Брода в романе «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» – роман психологический и философский Что объединяет образы Онегина и Печорина Почему Печорин не смог быть счастлив в своей среде Образ Печорина — сюжетообразующий персонаж романа Сравнение образов Максима Максимыча и Печорина в «Герое нашего времени» Образ русского офицера в романах"Герой нашего времени" и "Капитанская дочка" ЛЕРМОНТОВ И ПЕЧОРИН - АВТОР И ГЕРОЙ. Душа Печорина - не каменистая почва (В. Белинский) Своеобразие реализма в романе "Герой нашего времени" Философского размышления автора о судьбе человека в романе «Герой нашего времени» Идейно композиционная роль главы «Тамань» в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Искусство создания характера персонажа (на примере романа М Ю Лермонтова «Герой нашего времени») Раздвоенность сознания Печорина Многоликий Печорин Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова Печорин и Грушницкий в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» «Герой своего времени» и образ природы в романе М. Ю. Лермонтова Лирические мотивы в романе «Герой нашего времени» Конкретизация образа Печорина в новелле «Максим Максимыч» Характеристкика образа Грушницкий Образ и характеристика Максим Максимыча Художественное своеобразие романа История изучения романа Лермонтова Восприятие личности в романе «Герой нашего времени» Печорин и Онегин люди нашего времени Онегин и Печорин: передовые люди своего времени Изображение главного героя в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Образы горцев и дворянское общество в романе Герой нашего времени Образ и характер Грушницкого Проблема судьбы в романе «Герой нашего времени» Противостояние Печорина и Грушницкого в главе «Княжна Мери» Пейзажные зарисовки в романе "Герой нашего времени" Значение для русской литературы «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени» 2 «Мы сделались приятелями…» (Печорин и Вернер в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени») Принципы создания образа Максима Максимыча Печорин — вечный герой нашего времени «Максим Максимыч… и не подозревает как глубока и богата его натура как высок и благороден он…» Печорин и «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Кто же он настоящий герой книги «Герой нашего времени» "Противоречивый образ Печорина". Душа Печорина - "некаменистая пустыня". ЛЕРМОНТОВ И ПЕЧОРИН Дуэль Печорина с Грушницким Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством. (В.П. Ключевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.) ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" Образ и суть трагедии Печорина в романе «Герой нашего времени» Что заставляет Печорина проводить эксперименты над собой и окружающими? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Истории любви Григория Печорина. Анализ раздела «Княжна Мэри» «Чтобы понимать человека надо уметь поставить себя в его положение надо почувствовать его горе» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени») Печорин и Грушницкий в дневнике «Кяжна Мери» Художественные достоинства романа «Герой нашего времени» Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа Взаимосвязь персонажей: Печорин и Вернер в романе «Герой нашего времени» Роль повествователя в романе «Герой Нашего Времени» Рассказчик и Максим Максимыч Виноват ли Печорин или виновата эпоха Романтический герой Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Печорин - герой своего времени в романе М. Ю. Лермонтова Образ Печорина (по роману Лермонтова "Герой нашего времени") Печорин — вечный герой нашего времени (по роману М. Ю. Лермонтова) Жанр и композиция романа «Герой нашего времени» роман о судьбе поколения Дайте характеристику образа Печорина в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы Проблемно тематический анализ романа «Герой нашего времени» Тема и идея сочинения по роману «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» — грустная дума о нашем времени По мотивам романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы. Черты романтизма в романе «Герой нашего времени» «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») История Бэлы в контексте характера Печорина Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века Водяное общество в романе М Ю Лермонтова "Герой нашего времрни" «Герой нашего времени» и ранняя лирика М Ю Лермонтова Идейно-композиционная роль главы «Бэла» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» первый философский романом Роман Лермонтова «Герой нашего времени» роман с «грустной думой» Печорин и контрастные образы в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Социален ли роман «Герой нашего времени» О трагичности судьбы незаурядных людей в романе «Герой нашего времени» Портрет в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" Автор и герой в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Как я понимаю трагедию Печорина "Боренья с самим собой" героя нашего времени В борьбе с самим собой. Образ Печорина Княжна Мери. Повесть. Герой нашего времени Максим Максимыч. Рассказ «Герой нашего времени» первый русский философский роман в прозе Как создавалось гениальное произведение «Герой нашего времени» «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени») Заметка о «Герое нашего времени» «Журнал Печорина», как «роман в романе» Роль образа Печорина в повести «Тамань» Исторические прототипы героев в повести «Княжна Мери» По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Основное в характеристике образа Печорина «Герой нашего времени» высшее достижение романтической прозы Сюжет и композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века. Литературная судьба романа «Герой нашего времени» Искусство создания характера («Герой нашего времени») ВАМ ЖАЛКО ПЕЧОРИНА? Композиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. МОТИВЫ СКОРБИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. Первый русский социально - психологический роман "Герой нашего времени". Нравственно-психологоческий роман( его художественные особенности ). Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени» Печорин и контрабандисты. (Анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Краткая характеристика произведения "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю. Онегин – отражение эпохи декабристов, Печорин – герой «жестокого века» Суд, ведущий к возмездию (по роману «Герой нашего времени») Лирический взгляд на природу в романе «Герой нашего времени» Образ Печорина — продолжение темы "лишние люди"в русской литературе «Журнал», единственный «достойный собеседник» Печорина Внутренний мир Максима Максимыча в романе «Герой нашего времени» Роман «Герой нашего времени» о погибшей жизни незаурядной личности Каково значение «судьбы» в художественной мысли романа «Герой нашего времени» Тесное сплетение романтики и реализма в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Характеристика образа Григория Печорина по роману «Герой нашего времени» Пари Печорина с Вуличем Художественный метод Лермонтова в «Герое нашего времени» Характер сюжетов в отдельных частях «Героя нашего времени» Тайна у Лермонтова, тайна Печорина Страшный ли человек этот Печорин Полемика вокруг романа Лермонтова «Герой нашего времени» Романтическая утопия в романе «Герой нашего времени» Отношение Лермонтова к образу Печорина Взаимосвязь образа княжны Мери и Печорина Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» Размышления об идеях Печорина Как Печорин относится к проблеме судьбы? Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века.) Композиция романа "Герой нашего времени" Лермонтова Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Сравнительная характеристика Онегина и Печерина Особенности композиции романа М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...» (В. Г. Белинский) О жанре романа «Герой нашего времени» Каков он молодой человек разных эпох («Герой нашего времени») Что же представляет собой роман «Герой нашего времени» Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода) «Княжна Мери» главная повесть в романе «Герой нашего времени» Образ и характер Бэлы, Мери и Веры Пейзаж и его роль в романе Чацкий, Онегин, Печорин ПРОТИВОРЕЧИВАЯ НАТУРА ПЕЧОРИНА. По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина. Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени» "Герой нашего времени" - Социально - психологический роман Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.). Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Повесть «Фаталист» и духовные искания Печорина О романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Противостояние Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени» Портретные и пейзажные описания в романе «Герой нашего времени» Своеобразие жанра и композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени» Многоцветный стиль «Героя нашего времени» Образ «героя времени» в лирической стихии лермонтовской поэзии Как «Княжна Мери» демонстрирует возвышение и падение героя Печорина Литературные контрасты и антитезы в романе «Герой нашего времени» Природа в романе Может ли Печорин быть способен на высокое чувство Печорин и Грушницкий(по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Беда или вина Печорина в том, что жизнь его пуста и бесцельна Cравнительная характеристика Онегина и Печорина В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Грушницкий как кривое зеркало Печорина в романе «Герой нашего времени» Дочь гор Бэла, княжна Мери и Вера в романе «Герой нашего времени» Второстепенные персонажи в романе «Герой нашего времени» Сочинение: «Максим Максимыч» Образ Максим Максимыча и его “двойники” в русской литературе "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова — социально-психологический роман Роман – художественный анализ Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Может ли Максим Максимыч воскресить доброе начало в душе Печорина Существовал ли исторический прототип образа Печорина РОМАН М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” В ОЦЕНКЕ В. Г. БЕЛИНСКОГО Печорин как представитель "лишних людей" Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Мотивы лирики Лермонтова в романе "Герой нашего времени" Жизнь скучна без нравственной цели (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.) Трагедия личности в равнодушном обществе (по роману «Герой нашего времени») Особенности композиции и художественного времени в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени» Образ главного героя в романе «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» лирический дневник и философская повест Печорин портрет своего поколения Герой нашего времени – художественный анализ Григорий Печорин — герой произведения своего времени Почему поколение Печорина обречено. На примере повести «Фаталист»